Об обращении Костромской областной Думы к Президенту Российской Федерации В.В.Путину о разрешении территориального спора между Костромской и Ивановской областями
- Принято
- Костромской областной Думой
- Рассмотрев обращение Костромской областной Думы к Президенту Российской Федерации В.В.Путину о разрешении территориального спора между Костромской и Ивановской областями, Костромская областная Дума постановляет:
- 1. Принять обращение Костромской областной Думы к Президенту Российской Федерации В.В.Путину о разрешении территориального спора между Костромской и Ивановской областями.
- 2. Направить настоящее постановление и принятое обращение Президенту Российской Федерации В.В.Путину (прилагается).
- 3. Поручить главе администрации (губернатору) Костромской области представлять интересы Костромской области при рассмотрении обращения Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.
- 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
- Председатель Костромской
- областной Думы
- А.И.БЫЧКОВ
Обращение костромской областной думы к президенту Российской Федерации В.В.Путину о разрешении территориального спора между костромской и ивановской областями уважаемый владимир владимирович!
- Законодательным Собранием Ивановской области без согласования с Костромской областной Думой принят Закон Ивановской области "Об утверждении описания границы Ивановской области" от 29 апреля 2002 года N 24-ОЗ, которым в нарушение конституционного порядка изменения границ между субъектами Российской Федерации часть территории Костромской области (часть Горьковского водохранилища в районе реки Немда) была включена в состав территории Ивановской области.
- В 1956 году по инициативе органов власти Ивановской области в связи с образованием Горьковского водохранилища в состав территории Кадыйского района Костромской области была осуществлена передача некоторых сельских Советов Юрьевецкого района Ивановской области на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1956 года N 713/2 "О передаче некоторых сельских Советов Юрьевецкого района Ивановской области в состав Кадыйского района Костромской области".
- В соответствии с актом приема-передачи от 3 августа 1956 года в состав Костромской области были переданы сельсоветы и соответствующая территория, в том числе дно реки Немда, что было отражено в графических приложениях N 2 и 2а к Акту. Приложения были заверены печатями органов власти Костромской и Ивановской областей, подписями членов согласительной комиссии.
- Пунктом 6 Акта установлено, что "Претензий при приеме-передаче указанной в настоящем акте территории в согласительной комиссии с той и другой стороны не заявлено".
- После подписания Акта членами согласительной комиссии он был заверен печатями органов власти и был утвержден решениями исполнительных органов власти Костромской и Ивановской областей.
- 29 сентября 1956 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было признано, что претензий при приеме и передаче сельских Советов из Ивановской области в Костромскую область ни с той, ни с другой стороны не заявлено, и дело по данному вопросу считать законченным, что было отражено в справке заведующим информационно-статистическим отделом Н.Старовойтовым.
- По неустановленным причинам, уже в октябре 1956 года отдельные должностные лица Костромского облисполкома, в нарушение конституционного порядка изменения границ областей РСФСР, на различных картографических материалах стали подтверждать границу между Костромской и Ивановской областями в районе реки Немда, не соответствующей границе, установленной согласительной комиссией, решениями облисполкомов обеих областей и Указом.
- Данное нарушение продолжалось на протяжении десятилетий. Только изучение архивных материалов, находящихся в Государственном архиве Российской Федерации, позволило выявить нарушение интересов области.
- Неприкосновенность границ субъектов Российской Федерации является важнейшим конституционным принципом. Изменение границ субъектов Российской Федерации допустимо только при их взаимном согласии. Каждый из них в выражении своей воли опирается на решение, принятое непосредственно населением (на референдуме), либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо сочетающее оба варианта.
- Соглашение об изменении границ между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным органом государственной власти. В соответствии с подпунктом "б" статьи 72 Конституции РСФСР это Президиум Верховного Совета РСФСР, а в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации это Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- Таким образом, до утверждения изменения границ Президиумом Верховного Совета РСФСР или Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, границы субъектов Российской Федерации юридически остаются неизменными.
- В 2001 году администрацией Костромской области делались попытки урегулирования данного вопроса с руководством Ивановской области.
- Так, 25 июня 2001 года было заключено Соглашение главы администрации Ивановской области В.И.Тихонова с губернатором Костромской области о передаче Костромской области прав регулирования и пользования рыбными запасами на части акватории Юрьевецкого расширения Горьковского водохранилища, прилегающего к территории Костромской области. Однако уже 10 июля 2001 года Ивановская сторона отказалась от исполнения Соглашения и отозвала свою подпись.
- В нарушение Конституции РСФСР, Конституции Российской Федерации, Указа, решений облисполкомов Костромской и Ивановской областей Законом Ивановской области от 29 апреля 2002 года N 24-ОЗ "Об утверждении описания границы Ивановской области" разлив Горьковского водохранилища реки Немды был включен в состав территории Ивановской области.
- С целью урегулирования пограничного разногласия администрацией Костромской области 9 марта 2006 года было направлено обращение к губернатору Ивановской области. Аналогичное обращение Костромской областной Думы было направлено 1 июня 2006 года в Ивановскую областную Думу.
- В своих ответах руководители органов государственной власти Ивановской области сообщили, что вопрос о границе между нашими областями в районе реки Немда считают урегулированным на основании того, что данная граница длительное время подтверждалась различными должностными лицами исполнительных органов власти Костромской области. Отсутствие полномочий указанных лиц на изменение, границ Костромской и Ивановской областей оставлено без внимания и оценки.
- Пунктом 2 Раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации предусмотрен общий запрет, исключающий применение законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации в части, противоречащей ей.
- В настоящее время, при указанных обстоятельствах, создан прецедент изменения границ субъектов Российской Федерации вне конституционного порядка, нарушаются права и экономические интересы населения Костромской области.
- Конституция Российской Федерации закрепляет роль Президента Российской Федерации как координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Согласительные процедуры, которые может использовать Президент Российской Федерации для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, выражаются в обсуждении и поиске согласованных решений, которые должны приниматься с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации, не нарушать прав и законных интересов субъектов Российской Федерации, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации принципы федеративного устройства.
- Если такие решения не будут найдены, то с целью разрешения противоречий Президент Российской Федерации может обратиться в суд.
- Просим в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации провести соответствующие согласительные процедуры и разрешить возникшие разногласия между Костромской и Ивановской областями в части отнесения акватории Юрьевецкого расширения Горьковского водохранилища в районе реки Немда к территории Костромской области.
- Перечень прилагаемых документов:
- 1. копия Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1956 года N 713/2 "О передаче некоторых сельских Советов Юрьевецкого района Ивановской области в состав Кадыйского района Костромской области";
- 2. копия Акта согласительной комиссии о передаче территорий от 3 августа 1956 года;
- 3. копия картографических приложений к Акту согласительной комиссии о передаче территорий N 2 и 2а;
- 4. копия Решения Ивановского облисполкома от 9 августа 1956 года N 349;
- 5. копия Решения Костромского облисполкома от 30 августа 1956 года N 386;
- 6. копия справки Н.Старовойтова от 29 сентября 1956 года.