По делу N 07-6/117 по признакам нарушения законодательства о рекламе
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
- 20 июля 2004 г. Кострома
- Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 07-6/117, возбужденное по признакам нарушения газетой "Б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", установила:
- В номерах N газеты "Б" (с приложением "В") за 2004 год размещены рекламные материалы, в которых отсутствуют какие-либо указания на их рекламный характер.
- Также в указанных номерах газеты размещены рекламные информации, сопровождающиеся буквенными обозначениями "PR" или "К", расшифровка которых дана только на последней полосе газеты: "материалы, помеченные знаком "PR" публикуются на правах рекламы, помеченные знаком "К" - являются платными и не обязательно отражают мнение редакции".
- В соответствии с абз. 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
- Согласно абз. 3 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей рекламой является недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
- В каждой из перечисленных выше публикаций содержится информация о конкретных физических или юридических лицах (индивидуальных предпринимателях или предприятиях), их товарах (в том числе, работах, услугах), идеях, начинаниях (рекламная информация). Указанная рекламная информация предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к хозсубъектам их товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
- Таким образом, все вышеуказанные публикации по содержанию являются рекламой.
- Однако выбранные редакцией в этих случаях формы подачи рекламы-интервью, репортаж, адветориал (совмещение проблемной статьи с рекламой хозсубъекта, его товара, способного разрешить проблему, как, например, в материалах таковы, что рекламная сущность публикаций не очевидна в момент ознакомления с ними потребителя, не обладающего специальными познаниями. В тех отдельных случаях, когда редакция пометила рекламные информации значками "PR" и "К", потребителям необходимо либо обладать специальными знаниями, либо быть заранее уведомленными о том, что расшифровка аббревиатур дана на последней полосе газеты.
- В силу абз. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
- Согласно абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в случае, когда информация, в которой целенаправленно обращено внимание потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и подержания интереса к ним, размещена непечатной продукции нерекламного характера (средство массовой информации, не зарегистрированное в качестве специализирующегося на распространении рекламы), но не является безошибочно распознаваемой и может быть со значительной вероятностью принята за редакционный материал, необходимо надлежащее предварительное уведомление потребителя о рекламном характере публикации, например пометка "на правах рекламы".
- Аналогичны требования по распознаваемости рекламной информации, предусмотренные Международным кодексом рекламной практики Международной торговой палаты (МТП) от 1937 г. (последняя редакция принята 02.12.86 47-й сессией Исполнительного совета МТП).
- Так, статьей 11 Кодекса установлено, что реклама должна быть легко распознаваема как таковая вне зависимости от используемой формы и рекламоносителя. При публикации рекламы в средстве массовой информации она должна быть безошибочно отличима от редакционных материалов. В случаях, когда реклама может быть со значительной вероятностью принята за редакционный материал или материал программы, она должна быть четко обозначена словом "реклама" или идентифицирована другим столь же эффективным способом.
- Согласно учредительным документам газеты "Б" и ее приложения "В" эти печатные издания не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера.
- Таким образом, размещение в неспециализирующихся на рекламе газетах "Б" и "В" рекламных статей без надлежащего предварительного уведомления об их рекламном характере, а равно помеченных значками, расшифровка которых требует наличия у потребителей рекламы специальных знаний, имеет признаки нарушения п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
- Согласно ст. 30 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы, рекламораспространитель - в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
- Руководствуясь абз. 2-3 ст. 2, п. 1 ст. 5, ст. 26, ст. 30 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 3.9, 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
- 1. Признать ненадлежащими рекламные информации, размещенные в газетах "Б" и "В" (номера N за 2004 год), поскольку в них нарушены требования п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" о надлежащем и предварительном уведомлении потребителей о рекламном характере публикаций.
- 2. Выдать газете "Б" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившегося в распространении ненадлежащих рекламных информации.
- Председатель Комиссии
- Члены Комиссии
- ПРЕДПИСАНИЕ
- о прекращении нарушения
- законодательства Российской Федерации о рекламе
- 20 июля 2004 г. г. Кострома
- Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 20.07.2004 по делу N 07-6/117 о признании ненадлежащими рекламных информации, размещенных в газетах "Б" и "В" (номера N за 2004 год), а также на основании пункта 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: предписывает:
- 1 "Б" в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушения п. 1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: надлежащим и предварительным образом (например, посредством пометки "на правах рекламы") уведомлять потребителей о рекламном характере публикаций, в которых целенаправленно сообщается о конкретных марках (моделях, артикулах) товара либо об изготовителях, исполнителях, продавцах для формирования и поддержания интереса к ним.
- 2. Представить в Костромское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания до (дата), а также номер газеты "Б" (с приложением "В") от (дата).
- Председатель Комиссии
- Члены Комиссии