Костромская область
Закон от 01 апреля 2004 года № 184-ЗКО
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Костромской области
Принят
Костромской областной Думой
23 марта 2004 года
Костромской областной Думой
23 марта 2004 года
- В редакциях
- от 07.12.2006 № 85-4-ЗКО,
- от 07.02.2008 № 254-4-ЗКО,
- от 21.07.2008 № 353-4-ЗКО,
- от 08.06.2009 № 489-4-ЗКО,
- от 30.12.2009 № 564-4-ЗКО,
- от 21.10.2010 № 669-4-ЗКО.
Настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 1. Правовая основа настоящего Закона
Правовую основу настоящего закона составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Устав Костромской области.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области, в пределах полномочий органов государственной власти Костромской области, установленных законодательством.
Статья 3. Полномочия Костромской областной Думы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
К полномочиям Костромской областной Думы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) принятие законов Костромской области, постановлений Костромской областной Думы и контроль за их исполнением;
2) утратил силу.
3) установление административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм настоящего закона;
4) утверждение перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Костромской области.
Статья 4. Полномочия администрации Костромской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
К полномочиям администрации Костромской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) осуществление мероприятий по реализации на территории Костромской области определенной Российской Федерацией политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;
2) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Костромской области;
3) финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности Костромской области объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выявленных объектов культурного наследия;
4) осуществление мероприятий по реализации на территории Костромской области проводимой Российской Федерацией единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;
5) участие в подготовке кадров и научно-методическом обеспечении в области охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, поощрение научных исследований в этой области;
6) утратил силу.
7) осуществление международного сотрудничества в области охраны объектов культурного наследия в пределах предоставленных полномочий;
8) утверждение областных целевых программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
9) иные полномочия, установленные настоящим Законом.
Статьи 5-6. Утратили силу.
Статья 7. Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
1.Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Костромской области осуществляется органом исполнительной власти Костромской области, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (далее - Государственный орган) совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
2.Утратила силу.
3.Предписания Государственного органа, данные в пределах его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти Костромской области и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Статья 8. Утратила силу.
Статья 9. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации в государственной охране объектов культурного наследия
1.Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:
1) средства федерального бюджета;
2) средства областного бюджета;
3) средства внебюджетных источников;
4) средства местных бюджетов;
5) иные средства, не запрещенные законодательством.
2.Объем средств областного бюджета, направляемых на мероприятия по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Костромской области определяется законом Костромской области об областном бюджете.
3.Утратила силу.
Статья 10. Порядок установления льгот физическим и юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия
1.Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в областной и муниципальной собственности, определяются соответственно администрацией Костромской области и органами местного самоуправления.
2.Порядок предоставления компенсации в виде уменьшения арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат за выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия и ее размер определяются договором аренды.
Статья 11. Порядок принятия решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
1.Объекты культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, в отношении которых вынесено обосновывающее их включение в реестр заключение государственной историко-культурной экспертизы, включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании постановления администрации Костромской области о включении объектов культурного наследия регионального значения (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органами местного самоуправления), по представлению Государственного органа.
2.Документы, необходимые для принятия решения о включении в реестр объектов культурного наследия:
- регионального значения подготавливаются и представляются в администрацию Костромской области Государственным органом;
- местного (муниципального) значения подготавливаются органами местного самоуправления и представляются в Государственный орган для рассмотрения и подготовки соответствующего решения администрации Костромской области.
3.Перечень документов, представляемых в администрацию Костромской области для принятия решения о включении в реестр объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, определяется Федеральным законом.
4.Государственный орган вправе запрашивать от физических и юридических лиц предоставления на безвозмездной основе сведений, необходимых для принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения в реестр.
5.Исключение объекта культурного наследия регионального значения из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения администрации Костромской области (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органами местного самоуправления).
Исключение объектов культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Статья 12. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
Изменение категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения осуществляется решением администрации Костромской области по представлению Государственного органа на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы по согласованию с органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся данные объекты культурного наследия.
Статья 13. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия
1.На объектах культурного наследия, включенных в реестр, надписи и обозначения, содержащие информацию об объектах культурного наследия, устанавливаются их собственниками.
2.Информационные надписи и обозначения изготавливаются за счет пользователей или собственников объектов культурного наследия по утвержденным Государственным органом образцам.
3.Государственный орган вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Статья 14. Оплата государственной историко-культурной экспертизы
Порядок определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается постановлением администрации Костромской области по представлению Государственного органа.
Статья 15. Порядок утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон
Границы зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения постановлением администрации Костромской области по представлению Государственного органа.
Статья 16. Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия
1.Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля и в зонах их охраны запрещаются, за исключением работ по сохранению данного объекта и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
2.Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются государственным органом в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
3.Проектирование и проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются в соответствии со статьей 17 настоящего Закона.
Статья 17. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия
1.Работы по сохранению объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее в настоящей статье - объект культурного наследия) проводятся на основании письменного разрешения и согласованного задания на проведение указанных работ, выданных Государственным органом, и в соответствии с проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной с Государственным органом, и при условии осуществления Государственным органом контроля за проведением работ.
2.Для согласования задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявитель представляет (направляет) в Государственный орган посредством личного обращения, по почте или в электронной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий документы, указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Для проведения противоаварийных работ согласование задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не требуется.
3.Для согласования задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявитель обязан представить (направить):
1) заявление о согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по форме, утвержденной Государственным органом;
2) задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, оформленное заявителем и согласованное с собственником либо пользователем объекта культурного наследия. Форма задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия утверждается Государственным органом.
Выдача заявителю согласованного задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в настоящей части.
4.Для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявитель обязан представить (направить):
1) заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по форме, утвержденной Государственным органом;
2) копию лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, выданной лицензирующим органом организации-подрядчику, с которой заключен договор на выполнение работ, и предусматривающей возможность выполнения тех видов работ, на которые запрашивается разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
3) копию титульного листа проектной документации по сохранению объекта культурного наследия со штампом о ее согласовании Государственным органом или копию письма (распоряжения) о согласовании документации Государственным органом;
4) копии правоустанавливающих документов на объект культурного наследия;
5) копию договора на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия;
6) копии договоров с ответственными лицами по авторскому, техническому надзору, научно-методическому руководству;
7) акт технического состояния объекта культурного наследия, составленный не ранее чем за 90 дней до обращения за разрешением (при подаче (направлении) заявления о выдаче разрешения на проведение противоаварийных работ).
Выдача заявителю разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в настоящей части.
5.Заявление о согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия или выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю без рассмотрения с указанием основания возврата в случае, если:
1) в заявлении содержится неполный объем сведений;
2) заявление подано лицом, не имеющим на то полномочий;
3) представлен неполный комплект документов, определенный частями 3 или 4 настоящей статьи.
6.Отказ в согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия возможен в случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства по сохранению объектов культурного наследия:
1) в представленной документации предусматривается изменение особенностей объекта культурного наследия, послуживших основаниями для его включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и подлежащих обязательному сохранению;
2) заявленные работы не соответствуют режимам содержания территории и (или) зон охраны объектов культурного наследия;
3) заявленные работы не направлены на сохранение объекта культурного наследия.
7.Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ.
8.После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в Государственный орган отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
9.Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется Государственным органом одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральными нормативными правовыми актами.
10.Работы по сохранению объекта культурного наследия при нарушении установленного порядка их проведения приостанавливаются Государственным органом с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений. Работы по сохранению объекта культурного наследия возобновляются на основании разрешения Государственного органа, выданного в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня устранения указанных в предписании о приостановке работ нарушений.
11.Административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных настоящей статьей, утверждаются Государственным органом.
12.Положения настоящей статьи не распространяются на работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Статья 18. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия
1.Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств областного бюджета принимается администрацией Костромской области по представлению Государственного органа, основанному на заключении историко -культурной экспертизы и согласованному с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается воссоздание утраченного объекта культурного наследия, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения, с учетом мнения религиозных организаций.
2.Воссозданные недвижимые объекты могут быть в установленном законом порядке отнесены к объектам культурного наследия и приняты под государственную охрану.
Статья 19. Порядок и условия использования объектов культурного наследия, включенных в реестр и выявленных объектов культурного наследия
1.Порядок и условия использования объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия устанавливаются Государственным органом и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным договором (обязательством), договором аренды объекта культурного (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия, который должен содержать сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, а также требования к сохранению объекта культурного наследия.
2.Объекты культурного наследия могут передаваться в оперативное управление Государственному органу в установленном законодательством порядке.
3.Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в собственности Костромской области, заключается между специально уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, Государственным органом и физическим или юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
4.Объект культурного наследия, находящийся в собственности Костромской области, может предоставляться в безвозмездное пользование организациям, финансируемым из областного бюджета, религиозным организациям и общероссийским творческим союзам на основании договора безвозмездного пользования.
5.Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, находящимся в собственности Костромской области, заключается между специально уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, Государственным органом и физическим или юридическим лицом. Физические и юридические лица, в собственности или пользовании которых находятся объекты культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленные объекты культурного наследия, несут ответственность за их сохранность и обязаны соблюдать правила охраны, сохранения и использования данных объектов.
Статья 19.1. Ограничение движения транспортных средств на территории объектов культурного наследия и в зонах их охраны
Движение транспортных средств по дорогам, пролегающим по территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), зонам охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), создающее угрозу порчи или разрушения памятников, нарушающее режим содержания территорий памятников и зон их охраны, может быть ограничено или запрещено администрацией Костромской области по представлению Государственного органа.
Статья 20. Порядок организации историко-культурного заповедника и определение его границы
1.Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются администрацией Костромской области.
2.Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с Государственным органом.
3.Граница историко-культурного заповедника регионального или местного (муниципального) значения определяется Государственным органом на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница.
Статья 21. Популяризация объектов культурного наследия
1.Органы государственной власти Костромской области и органы местного самоуправления, учитывая большую экономическую и социальную значимость объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области, принимают меры по популяризации данных объектов на подведомственной им территории, стимулированию и развитию у граждан интереса и уважения к ним.
2.Государственный орган предоставляет средствам массовой информации необходимую для публикаций в прессе, для радио и телевизионных программ информацию:
1) разъясняющую значимость объектов культурного наследия для социального и экономического развития Костромской области и муниципальных образований, на территории которых они находятся;
2) разъясняющую характер опасности, которую представляет для объектов культурного наследия несоблюдение или нарушение законодательства, регулирующего вопросы охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
3) о случаях повреждения или разрушения объектов культурного наследия и случаях успешного сохранения или спасения объектов культурного наследия, о мерах наказания или поощрения, принятых в отношении физических и юридических лиц;
4) о том, что делается и что может быть сделано для охраны объектов культурного наследия на территории Костромской области, для привития любви и уважения к культурному наследию;
5) освещающую другие аспекты государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия и зон их охраны.
3.Государственный орган:
1) организует научные конференции или принимает участие в научных конференциях, посвященных вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия и зон их охраны, публикует материалы научных конференций;
2) подготавливает и обеспечивает издание книг, буклетов, открыток, календарей и другой печатной продукции, пропагандирующей объекты культурного наследия, расположенные на территории Костромской области;
3) оказывает содействие учебным заведениям, историческим и культурным обществам, молодежным организациям в разработке программ, обеспечивающих популяризацию объектов культурного наследия.
Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение настоящего Закона граждане, юридические лица, должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Костромской области.
Статья 23. Заключительные и переходные положения
1.Впредь, до вступления в силу утвержденного в соответствии с Федеральным законом Правительством Российской Федерации Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, сохраняется действующий порядок отнесения объектов, представляющих историко-культурную ценность, к выявленным объектам, объектам культурного наследия регионального и местного значения, установленный законодательством РСФСР, Российской Федерации и Костромской области, а также до вступления в силу утвержденного в соответствии с Федеральным законом Правительством Российской Федерации Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и регистрации объектов культурного наследия в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона сохраняется действие нормативных актов Костромской области, которыми были утверждены государственные списки недвижимых памятников истории и культуры.
2.Впредь, до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, издание которых отнесено Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и нормативными актами Костромской области, и применяемыми постольку, поскольку указанные правила не противоречат Федеральному и настоящему законам.
3.Впредь, до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры (обязательства), установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 и нормативными правовыми актами Костромской области, и подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре (обязательстве) и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
4.Впредь до начала проведения государственной историко-культурной экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом, сохраняется порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленный нормативными правовыми актами Костромской области.
5.Зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР, законодательством Российской Федерации и нормативными актами Костромской области вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнести соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Статья 24. Утратила силу.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Костромской области
В.А.ШЕРШУНОВ
1 апреля 2004 года
N 184-ЗКО