Костромская область
Приказ от 15 ноября 2010 года № 2249
Об утверждении Положения о порядке оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области
Принят
Департаментом образования и науки Костромской обл.
Департаментом образования и науки Костромской обл.
В целях организации проведения оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области приказываю:
1.Утвердить прилагаемое Положение о порядке оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области (далее - Положение).
2.Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, при проведении мероприятий по оценке качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области руководствоваться настоящим Положением.
3.Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор департамента
образования и науки
Костромской области
Т.Е.БЫСТРЯКОВА
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
I. Общие положения
1.Положение о порядке оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений Костромской области (далее - Положение) определяет порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур и мониторинговых исследований в целях диагностики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - ОУ).
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области проводится в рамках регионального мониторинга качества образования, с учетом результатов государственной аккредитации общеобразовательных учреждений и государственного контроля качества образования.
2.Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 522 "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (с изменениями от 4 февраля 2008 г.); постановлением губернатора Костромской области от 25 июня 2009 года N 128 "О департаменте образования и науки Костромской области"; а также на основе Положения о системе оценки качества образования на территории Костромской области, утвержденного приказом департамента образования и науки Костромской области от 15 апреля 2010 года N 705 и Положения о комплексе индикаторов (показателей) оценки качества образования, утвержденного приказом департамента образования и науки Костромской области от 22 июля 2010 года N 1452.
Дополнения и изменения к настоящему Положению утверждаются приказом департамента образования и науки Костромской области.
3.Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области (далее - оценка качества) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования, Департамента образования и науки Костромской области (далее - Департамент), муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, ГУ КО "Информационно-аналитический центр" (далее - ИАЦ); ГОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" (далее - КОИРО).
4.Объектом оценки качества являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
5.Предметом оценки качества является уровень сформированности предметных компетентностей обучающихся по отдельным учебным предметам, а также уровень сформированности их самоопределения (социального, личностного, профессионального).
6.Оценка качества проводится во всех видах общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и реализующих общеобразовательные (основные и дополнительные) программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
7.Оценка качества осуществляется на итоговом либо на ином этапе обучения каждой ступени общего образования в плановом режиме.
8.При проведении оценки качества используются методы статистических наблюдений, тестирования, анкетирования, проведения специальных исследований, контрольных и квалификационных работ.
9.Стандартизация оценки качества обеспечивается соблюдением одинаковых условий ее проведения.
10.Условиями осуществления оценки качества являются:
1) наличие разработанной компьютерной программы, ресурсного обеспечения по ее выполнению,
2) стандартизированность форматов представления и автоматизированного сбора данных, запрашиваемых у общеобразовательного учреждения,
3) использование контрольно-измерительных материалов, рекомендованных к применению, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
11.Результаты оценки качества используются для оценки достижения обучающимися в общеобразовательных учреждениях требований федерального государственного образовательного стандарта при аккредитации общеобразовательных учреждений, для сравнения индивидуальных образовательных достижений обучающихся в разных общеобразовательных учреждениях однотипной группы, для выявления динамики изменения достижений и факторов, связанных с особенностями процесса обучения и воспитания, оказывающих влияние на индивидуальные образовательные достижения обучающихся.
II. Организация проведения оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области
12.Оценка качества учебных достижений обучающихся (далее - экспертиза) осуществляется в ходе проведения контрольных и других квалификационных работ; оценка качества внеучебных достижений проводится в рамках мониторинговых исследований (далее - исследования).
В соответствии с Номенклатурой индикаторов (показателей) оценки качества образования, утвержденной приложением N 2 к приказу департамента от 22 июля 2010 года N 1452, предметом экспертизы является уровень сформированности предметных компетентностей обучающихся по отдельным учебным предметам, предметом исследований - уровень сформированности их самоопределения (социального, личностного, профессионального).
13.График экспертизы и график исследований оформляется как приложения к приказу Департамента, утверждающему план работы Департамента на очередной год, в срок до 1 марта текущего года.
14.Сроки проведения оценки качества в соответствии с утвержденными графиками доводятся до сведения ОУ не позднее чем за два месяца до ее проведения.
15.Подбор специалистов, задействованных в процедурах экспертизы и исследований (далее - эксперты), осуществляет Департамент во взаимодействии с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, КОИРО, ИАЦ.
16.Количество учебных предметов, по которым проводится экспертиза, не должно превышать трех предметов на каждой ступени образования. Предмет "Физическая культура" подлежит экспертизе только в общеобразовательных учреждениях с профильным изучением физической культуры.
17.Департамент издает приказ об утверждении состава экспертов; а также программы экспертизы и исследований в ОУ и в течение 10 дней направляет приказ в ОУ.
18.В установленные приказом Департамента сроки ОУ предоставляет в ИАЦ на бумажном и электронном носителях следующие документы:
1) сведения о количестве выпускных классов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и количестве обучающихся в каждом из них,
2) информацию о реализуемых программах и используемых учебно-методических комплектах по предметам;
3) информацию по индикаторам N 3-14, предусмотренным Номенклатурой индикаторов (показателей) оценки качества образования, утвержденной приложением N 2 к приказу департамента от 22 июля 2010 года N 1452; расчеты индикаторов производятся по методике согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
19.На подготовительном этапе в установленные приказом Департамента сроки на основании предоставленных общеобразовательным учреждением заполненных форм ИАЦ:
1) осуществляет в электронном виде обработку форм N 1-12;
2) проводит первичный анализ информации, представленной ОУ по формам;
3) формирует выборку респондентов для проведения экспертизы и исследований в количестве 25 человек на каждой ступени образования (далее - выборка) и список резерва; формирование выборки осуществляется вероятностным методом с учетом числа обучающихся обследуемой группы в данном ОУ; в малокомплектной школе устанавливается выборка по ситуации;
4) на основании выборки определяет список респондентов - участников экспертизы и исследований, разрабатывает и согласовывает с ОУ предварительный график проведения оценки качества;
5) проводит организационные совещания и консультации для специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей ОУ, экспертов.
20.На подготовительном этапе в установленные приказом Департамента сроки КОИРО:
1) организует и осуществляет разработку контрольно-измерительных материалов для экспертизы и программу исследований, формирует пакет контрольно-измерительных материалов и инструкций, необходимых для проведения экспертизы и исследований в ОУ (далее - пакет документов),
2) предоставляет пакет документов и инструктивно-методические материалы по подготовке ОУ к проведению экспертизы и исследований в ИАЦ, а также экспертам на бумажном и (или) электронном носителе;
3) согласно утвержденному Департаментом графику проведения экспертизы и исследований размещает на портале "Образование Костромской области" инструктивно-методические материалы по подготовке ОУ к проведению оценки качества, а также электронные формы для заполнения в соответствии с программой исследований;
4) организует и проводит обучение экспертов с привлечением разработчиков контрольно-измерительных материалов и программы исследований.
21.Экспертиза и исследования проводятся экспертами в 4, 9, 11-х классах, если оценка качества запланирована на второе полугодие учебного года, и в 5, 10, 11-х классах по материалу 4, 9, 10-х классов, если оценка качества запланирована на первое полугодие учебного года.
22.Местом проведения экспертизы и исследований является ОУ. Для проведения исследований в электронном варианте в ОУ необходимо наличие компьютерного класса.
Сбор, структурирование, компьютерную обработку данных, полученных в ходе исследований, проводит отдел образовательной статистики и мониторинга КОИРО в сроки, определенные приказом департамента.
23.Во всех ОУ используется единый контрольно-измерительный материал, который передается организаторам проведения экспертизы в закрытых и опечатанных пакетах. Обеспечивает доставку контрольно-измерительного материала ИАЦ.
III. Порядок проведения экспертизы и исследований индивидуальных образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области
24.Проведение экспертизы и исследований в ОУ осуществляется в соответствии со следующими правилами:
1) для организации экспертизы и исследований назначаются муниципальные координаторы и школьные организаторы; при проведении тестирования по соответствующему общеобразовательному предмету организаторами в аудиториях не могут назначаться преподаватели по данному или родственному предмету;
2) контрольно-измерительные материалы не должны быть известны обучающимся, педагогам, организаторам, администрации ОУ до начала проведения экспертизы;
3) проведение экспертизы не должно нарушать организацию текущего учебного процесса;
4) для проведения экспертизы выделяется достаточное количество учебных помещений и мест;
5) в выделенных учебных помещениях должны отсутствовать плакаты, учебная, методическая и иная информация по предмету;
6) перечень оборудования, необходимого обучающимся для выполнения тестовых заданий (например, черная гелевая ручка, измерительная линейка, приборы и материалы и т.п.), предоставляется в соответствии с инструктивными материалами;
7) до начала экспертизы и исследований экспертами проводится инструктаж обучающихся о порядке выполнения работ;
8) в экспертизе, проводимой в конкретном ОУ, должно участвовать не менее 90% обучающихся от общего числа респондентов, попавших в выборку;
9) время на проведение работ по одному предмету не должно превышать одного академического часа;
10) в один учебный день количество предметов, по которым проводится тестирование, контрольные и другие квалификационные работы, не должно превышать двух;
11) выпускники обязаны выполнять указания эксперта; запрещаются разговоры, вставания с мест, пересаживания без разрешения, изменение номера контрольно-измерительного материала, его обмен, сокрытие при сдаче работы;
12) с момента начала выполнения тестов, контрольных и других квалификационных работ эксперт должен отвечать лишь на вопросы выпускников, связанные с порядком заполнения бланков ответов и не должен сообщать никакой дополнительной информации, связанной с выполнением задания;
13) по завершении выполнения заданий выпускник сдает бланки ответов, контрольно-измерительные материалы и черновики организатору;
14) результаты экспертизы могут быть аннулированы в случае нарушения правил ее проведения;
15) прекращение экспертизы в классе и аннулирование результатов фиксируется в Протоколе по процедуре оценки качества (приложение N 2);
16) повторная оценка качества проводится в сроки, определенные приказом Департамента после их согласования ИАЦ с руководителем ОУ.
25.Анализ и интерпретация данных, полученных в ходе экспертизы и исследований, оформление аналитической справки осуществляется экспертами на базе ИАЦ в сроки, определенные приказом Департамента.
Аналитические результаты исследований предоставляются в Департамент.
Рабочие материалы хранятся в течение года по месту их обработки.
25.Рабочие материалы, на основе которых проводились экспертиза и исследования, не выдаются общеобразовательному учреждению.
26.После завершения процедур оценки качества эксперты подписывают с руководителем ОУ Протокол по процедуре оценки качества (приложение N 2). Протокол заполняется в двух экземплярах, один экземпляр остается в ОУ, другой передается на хранение в ИАЦ.
27.Аналитическая справка по итогам экспертизы и исследований за подписью экспертов передаются в муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования, и в общеобразовательное учреждение.
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
Объекты оценки качества образования | Перечень индикаторов (показателей) | Методика расчета | Формула | Источники информации | Балл |
1. Учебные и внеучебные достижения обучающихся | 2. Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различных уровней и направлений | Количество победителей предметных олимпиад (П) разделить на количество учащихся соответствующих классов, осваивающих данный предмет (У). Сосчитать отдельно для победителей муниципальных, региональных и федеральных олимпиад. Результат для региональных олимпиад умножить на коэффициент 2, а для федеральных - на коэффициент 3. Баллы сложить | Пмун / Умун + (Прег / Урег) х 2 + (Пфед/Уфед) х 3 | Дополнительные данные | |
3. Уровень социальной и творческой активности учащихся (участие в социальных проектах, общественных и творческих организациях, самоуправлении и т.п.) | Количество учащихся, проявляющих социальную и творческую активность в различных формах (участники социальных проектов в течение года, члены общественных организаций) (А) разделить на общее количество учащихся ОУ (У). При этом один учащийся, проявляющий активность в различных формах, считается один раз | А / У | Дополнительные данные | ||
4. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике | Среднеарифметическое значение балла ЕГЭ по русскому языку всех учащихся школы (Р) делится на 100. Аналогично по математике (М). Баллы суммируются | Р / 100 + М / 100 = ? | Государственная итоговая аттестация | ||
5. Освоение базового (обязательного) уровня требований государственных образовательных стандартов | Количество учащихся, имеющих положительные итоговые отметки по всем предметам федерального компонента (Б), разделить на общее количество учащихся ОУ, осваивающих эти предметы (У) | Б / У | Государственная аккредитация | ||
6. Доля учащихся, освоивших государственные образовательные стандарты на уровнях, превышающих базовый (обязательный) | Количество учащихся, имеющих итоговые отметки "4" и "5" (Б), разделить на общее количество учащихся (У) | Б / У | Государственная аккредитация | ||
7. Отношение среднего балла ЕГЭ по русскому языку и математике к среднерегиональным значениям | Среднеарифметическое значение балла ЕГЭ по русскому языку всех учащихся школы (Р) разделить на значение среднего балла ЕГЭ по русскому языку в регионе (Ррег). Аналогично по математике (М, Мрег). Баллы суммируются | Р / Ррег + М / Мрег | Государственная итоговая аттестация | ||
8. Доля победителей и призеров творческих конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровня от числа учащихся | Количество победителей и призеров творческих конкурсов (П) разделить на количество учащихся ОУ соответствующего возраста (У). Сосчитать отдельно для победителей муниципальных, региональных и федеральных конкурсов. Результат для региональных конкурсов умножить на коэффициент 2, а для федеральных - на коэффициент 3. Баллы сложить | Пмун / Умун + (Прег / Урег) х 2 + (Пфед / Уфед) х 3 | Дополнительные данные | ||
9. Доля выпускников, поступивших на бюджетные отделения высших учебных заведений | Количество выпускников, поступивших на бюджетные отделения государственных высших учебных заведений (В), разделить на количество выпускников 11 классов ОУ (У) | В / У | Дополнительные данные | ||
10. Сохранение физического и психического здоровья учащихся | Количество учащихся в возрасте 15 лет, не имеющих отклонений в здоровье (понижение остроты зрения, нарушение осанки, др. - что именно?) (З), разделить на количество детей, не имевших отклонений в здоровье до поступления в школу (по данным медицинских обследований) (З*) | З / З* | Дополнительные данные | ||
11. Доля выпускников, получивших аттестат об основном общем образовании особого образца | Количество выпускников, получивших аттестат об основном общем образовании особого образца (О), разделить на количество выпускников 9 классов (У) | О / У | Форма государственного статистического наблюдения | ||
12. Доля выпускников, получивших аттестат о полном (среднем) общем образовании с отличием | Количество выпускников, получивших аттестат о полном (среднем) общем образовании с отличием (О), разделить на количество выпускников 11 классов (У) | О / У | Форма государственного статистического наблюдения | ||
13. Доля выпускников, продолживших обучение на следующем уровне или приступивших к трудовой деятельности | Количество выпускников, продолживших обучение на следующем уровне (в вузе, УНПО или УСПО) или приступивших к трудовой деятельности (С), разделить на количество выпускников 11 классов (У) | С / У | Форма государственного статистического наблюдения | ||
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БАЛЛ (СУММА) |
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
Приложение
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
к Приказу от 15 ноября 2010 года № 2249
Дата проведения экспертизы |
Место проведения экспертизы |
Время начала экспертизы (тестирования) |
Время окончания экспертизы (тестирования) |
Учебный предмет |
Количество обучающихся по классам, участвующих в экспертной проверке |
Состав временной рабочей группы по проведению экспертизы: (Ф.И.О., должности, место работы экспертов) |
1 |
2 |
3 |
Координатор МОУО (Ф.И.О., должность) |
Организатор в аудитории ОУ (Ф.И.О., должность) |
Отметка о готовности аудитории к проведению тестирования |
Отметка о проведении инструктажа обучающихся о порядке выполнения работ |
Отметка о нарушениях порядка проведения экспертной проверки (тестирования) |
Отметка о прекращении обследования и аннулировании его результатов |
Количество сданных бланков ответов обучающихся |
Количество сданных контрольно-измерительных материалов |
Подписи: Эксперты: ______________________________ Ф.И.О. (подпись) ______________________________ Ф.И.О. (подпись) ______________________________ Ф.И.О. (подпись) Координатор МОУО: ______________________________ Ф.И.О. (подпись) Организатор в аудитории ОУ: ______________________________ Ф.И.О. (подпись)