Главная» Библиотека» Законодательство Костромской области» О нарушении антимонопольного законодательства

- Консультации и защита в суде по гражданским и уголовным делам, помощь при ДТП, ведение бракоразводных процессов, раздела имущества и др. -

О нарушении антимонопольного законодательства


Костромская область
Решение Костромского УФАС России от 26 ноября 2010 года
О нарушении антимонопольного законодательства
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Костромского УФАС России;
члены комиссии:
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
старший государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
государственный инспектор отдела контроля органов власти Костромского УФАС России,
от ответчика (Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя;
от заинтересованного лица (Главы Буйского муниципального района Костромской области) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
рассмотрев дело № 04-61/907 по признакам нарушения Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской области (157000, Костромская область, г. Буй, пл. Революции, д. 13) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции),
Установила:
В соответствии с поручением заместителя руководителя Костромского УФАС России была проведена проверка муниципального правового акта, а именно Положения «О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества Буйского муниципального района Костромской области» (далее - Положение), утвержденного Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской области 08.10.2009 года №423 на соответствие антимонопольному законодательству. В результате проведенного анализа названного муниципального правового акта установлено, что отдельные его положения противоречат требованиям антимонопольного законодательства. Противоречие выразилось в следующем.
Пункт 3.3 Положения определяет условия предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения ссудополучателями муниципального имущества Буйского муниципального района Костромской области являются органы местного самоуправления Буйского муниципального района, казенные предприятия Буйского муниципального района, муниципальные предприятия Буйского муниципального района, осуществляющие свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, областные государственные учреждения, органы местного самоуправления и муниципальные учреждения для выполнения социально-значимых задач, общественные организации инвалидов, некоммерческие организации по работе с детьми и подростками, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области.
Объекты культурного наследия, находящиеся в собственности Буйского муниципального района, могут предоставляться в безвозмездное пользование также религиозным организациям и общероссийским творческим союзам.
Предоставление муниципального имущества Буйского муниципального района в безвозмездное пользование коммерческим организациям не допускается.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства полагает абзац 3 пункта 3.3 Положения противоречащим требованиям антимонопольного законодательства, а именно, части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, устанавливающей запрет на принятие органом местного самоуправления актов, осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в силу нижеследующего.
Правовые требования к содержанию и форме договора безвозмездного пользования имуществом определены главой 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
При этом, главой 36 ГК РФ установлены требования к субъектному составу сторон договора безвозмездного пользования.
Данные требования предусмотрены пунктом 2 статьи 690 ГК РФ и применяются исключительно в отношении ссудодателя имущества. Причем глава 36 ГК РФ не содержит ограничений применительно к ссудополучателю имущества, передаваемого в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установление в абзаце 3 пункта 3.3 Положения условия, согласно которому передача муниципальной собственности в безвозмездное пользование коммерческим организациям не допускается, а ссудополучателями муниципального имущества могут являться только органы местного самоуправления Буйского муниципального района, казенные предприятия Буйского муниципального района, муниципальные предприятия Буйского муниципального района, осуществляющие свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, областные государственные учреждения, органы местного самоуправления и муниципальные учреждения для выполнения социально-значимых задач, общественные организации инвалидов, некоммерческие организации по работе с детьми и подростками, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и ставит в неравные условия коммерческие организации в сфере экономической деятельности по отношению к муниципальным предприятиям (учреждениям), которым, в свою очередь, органом местного самоуправления устанавливаются более выгодные условия для осуществления деятельности, в части установления преимущества на заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
11 ноября 2010 года Костромским УФАС России в отношении Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области было возбуждено дело №04-61/907 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
Определением, вынесенным антимонопольным органом, рассмотрение дела было назначено на 22 ноября 2010 года.
В качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела привлечен глава Буйского муниципального района Костромской области.
От ответчика и заинтересованного лица 18.11.2010 г. поступило ходатайство о рассмотрении дела №04-61/907 в отсутствии представителей сторон (вх. №3944 от 18.11.2010).
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела ходатайство сторон и пришло к выводу о возможности рассмотрения дела, возбужденного в отношении Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, Комиссия Костромского УФАС России по делу № 04-61/907 приходит к следующим выводам.
Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской области 08.10.2009 г. утверждено Положение «О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества Буйского муниципального района» №423, которым установлено, что предоставление муниципального имущества Буйского муниципального района в безвозмездное пользование коммерческим организациям не допускается. Ссудополучателями муниципального имущества Буйского муниципального района Костромской области являются органы местного самоуправления Буйского муниципального района, казенные предприятия Буйского муниципального района, муниципальные предприятия Буйского муниципального района, осуществляющие свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, областные государственные учреждения, органы местного самоуправления и муниципальные учреждения для выполнения социально-значимых задач, общественные организации инвалидов, некоммерческие организации по работе с детьми и подростками, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Костромской области.
Данный нормативный правовой акт опубликован в установленном законом порядке в газете «Буйская правда» №132 от 09.11.2009 г.
Согласно статье 10 Устава муниципального образования Буйский муниципальный район Костромской области (принятого решением Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области от 23.06.2005 г. №404) муниципальные правовые акты муниципального района публикуются в официальном печатном издании районной газете "Буйская правда" и размещаются на официальном сайте Буйского муниципального района в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 12, 130, 131 Конституции РФ, статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления (далее Федеральный закон №131-ФЗ), местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои органы, не входящие в систему органов государственной власти, вопросов местного значения.
Согласно статьям 15, 76 Конституции РФ, статьям 1, 7, 34 Федерального закона №131-ФЗ органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения и в пределах своих полномочий принимают (издают) муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам.
В соответствии со статьей 25 Устава муниципального образования Буйский муниципальный район Костромской области в структуру органов местного самоуправления входит, в частности, представительный орган муниципального района - Собрание депутатов Буйского муниципального района Костромской области.
Нормами Гражданского кодекса РФ не установлены ограничения относительно ссудополучателя имущества передаваемого в безвозмездное пользование.
Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №209-ФЗ) регулируются отношения , возникающие между юридическими лицами, физическими лицами органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
Названным законом предусмотрена процедура передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона №209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Таким образом, орган местного самоуправления в лице Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области принебрег положениями Федерального закона №209-ФЗ, предусматривающими оказание органами местного самоуправления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде передачи муниципального имущества во владение и (или) пользование на безвозмездной основе.
Действие нормативного правового акта в оспариваемой части препятствует субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, реализовывать право на получение имущественной поддержки в виде предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества, ставит в неравное положение субъектов малого и среднего предпринимательства, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - муниципальными предприятиями и учреждениями.
Комиссия полагает что законодательное закрепление Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской области нормы, согласно которой предоставление муниципального имущества Буйского муниципального района в безвозмездное пользование коммерческим организациям не допускается выразилось в ограничении прав хозяйствующих субъектов на заключение договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом и необоснованном предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам (муниципальным учреждениям и предприятиям) имущественной льготы в виде предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование. Прямое действие указанной нормы ставило в преимущественное положение муниципальные предприятия и учреждения, получавшими имущественную поддержку в виде предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества по отношению к неограниченному кругу хозяйствующих суъектов (коммерческих организаций).
Частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправление актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия по делу квалифицирует действия Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области, выразившиеся в законодательном закреплении в Положении нормы, исключающей доступ коммерческих организаций (хозяйствующих субъектов) к заключению договора безвозмездного пользования, как нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ, устанавливающей запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Однако на рассмотрении дела, согласно представленным ответчиком документам было установлено, что Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской области до момента возбуждения дела были предприняты действия, свидетельствующие об устранении ответчиком нарушений антимонопольного законодательства, по признакам которых было возбуждено дело № 04-61/907.
Указанные действия выразились в принятии Собранием депутатов Буйского муниципального района Костромской области решения от 16.09.2010 г. №548 «О внесении изменений в Положение о порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества Буйского муниципального района Костромской области», согласно которому абзац третий пункта 3.3 признан утратившим силу.
Указанное решение обнародовано в установленном законом порядке в районной газете «Буйская правда» 29.09.2010 г №116 (14860).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия по делу №04-61/907,
Решила:
1.Рассмотрение дела №04-61/907 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Собрания депутатов Буйского муниципального района Костромской области прекратить согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предыдущая новость - Решение Костромского УФАС России от 30 ноября 2010 года

Следующая новость - О прогнозе социально-экономического развития Макарьевского муниципального района на 2011 год и плановом периоде 2012 и 2013 годов


Свежие новости

КПРФ: проблему нелегальной миграции можно решить за месяц
Мосгордума отклонила законопроекты фракции КПРФ о введении виз для мигрантов и создании механизмов экономического стимулирования приоритетного трудоустройства российских граждан. Об этом сообщает пресс-служба МГК КПРФ.  Первый законопроект предлагал......подробнее

Боевики затрудняют работу инспекторов ОЗХО в Сирии
В соответствии с резолюцией ООН, в Сирии к середине следующего года не должно остаться химического оружия и оборудования для его изготовления. Представители ОЗХО сообщают, что обязательство по уничтожению оборудования было выполнено в срок, хотя......подробнее

Эксперт: волна досрочных губернаторских выборов реальна
Известный политолог Олег Матвейчев не исключает, что в ближайшее время Россию ожидает волна досрочных губернаторских выборов. Такое мнение эксперт высказал в интервью для совместного медиа-проекта видеоагентства Vipcomments и РИА «Новый......подробнее

Борьба США с терроризмом привела к росту числа терактов в мире
Число жертв террористических атак за год в мире возросло в два раза по сравнению с 2011. Хуже всего то, что сейчас все самые жестокие и эффективно действующие экстремистские группировки объединяются с «Аль-Каидой». Между тем, прошло уже 12......подробнее

Проект Федерального закона N 375042-6 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части упрощения налогового учета)"

Проект Постановления Правительства РФ "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок работ, услуг в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, и об установлении перечня документов, которыми участники закупок подтверждают соответствие таким требованиям"
С 1 января 2014 года предлагается установить дополнительные требования в отношении участников конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов или аукционов при выполнении работ в области......подробнее

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667"

Информационное письмо Банка России от 30.10.2013 "О применении Порядка ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), предоставления информации, необходимой для ведения указанного реестра, и информации из указанного реестра, а также представления реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг"
Банком России даны разъяснения, касающиеся состава представляемой репозитарию информации о финансовых договорах, заключенных на основе генерального соглашения (единого договора) Порядок, а также сроки и формы представления информации репозитарию (саморегулируемой......подробнее

В России создается министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Указы о его создании и назначении министра подписаны сегодня Президентом РФ....подробнее

ФСС России разрабатывает информационную систему по оказанию социальных услуг
"Социальный навигатор" будет доступен на сайте фонда, а также как мобильное приложение....подробнее

Таможенные органы страны примут участие в эксперименте
Он должен выявить возможность осуществления упрощенного таможенного транзита....подробнее

За представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета может быть повышена ответственность
Штрафы вырастут минимум на 30%, а в некоторых случаях и на 100%....подробнее