Костромская область
Решение Костромского УФАС России от 03 марта 2011 года
О нарушении антимонопольного законодателсьва (извлечение)
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее Костромского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе
<...>,
в присутствии:
от муниципального унитарного предприятия Аптека № 42 - директор <...>,
рассмотрев дело № 04-04/923 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Аптека № 42 пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
Установила:
В Костромское УФАС России поступил материал проверки из Управления Росздравнадзора по Костромской области по факту нарушения муниципальным унитарным предприятием Аптека № 42 администрации Кологривского муниципального района Костромской области (далее - МУП «Аптека №42») установленного порядка ценообразования в части превышения предельных розничных надбавок на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - ЖНВЛС).
29.06.2010 Управлением Росздравнадзора по Костромской области была проведена проверка в отношении МУП «Аптека № 42» по государственному контролю за применением цен на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, по результатам которой составлен акт от 30.06.2010. По результатам данной проверки выявлены превышения предельно допустимых розничных надбавок (утверждены постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/19), что повлекло превышение максимально допустимой розничной цены на следующее лекарственное средство, включенное в Перечень ЖНВЛС:
- Акридерм (мазь для наружного применения 0.064%, 15 г - тубы алюминевые - пачки картонные, производства ОАО «ХФК «Акрихин», Россия): цена производителя зарегистрированная (руб.) - 51,22 руб., максимальная розничная цена - 80,85 руб., цена на ЖНВЛС в Аптеке № 42 - 95,38 руб., уровень превышения цены 17,97%.
Указанные факты отражены в акте от 30.06.2010 №230/10 по результатам проверки, который подписан директором МУП «Аптека № 42» <...> без замечаний.
Изучив материалы дела, представленные объяснения и заслушав пояснения представителя МУП «Аптека № 42», Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с приказом Костромского УФАС России от 06.04.2009 № 48, МУП «Аптека № 42» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), с долей более 35% на рынке розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами на территории Кологривского муниципального района Костромской области.
Согласно Приложению (таблица 5) к аналитическому отчету по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Костромской области (который является основанием для включения МУП «Аптека № 42» в Реестр), доля товарооборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения аптек в сети, одиночных аптечных учреждений в общем объеме товарооборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения муниципального образования по МУП «Аптека № 42» составляет 50%.
Следовательно, МУП «Аптека № 42» занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке по признаку пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Предельно допустимая розничная цена на реализуемые аптечными учреждениями лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, на территории Костромской области формируется, согласно пункту 20 Постановления Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 с учетом максимальной оптовой и максимальной розничной надбавок, установленных постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/19 «Об утверждении предельных оптовых надбавок и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, реализуемые организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями на территории Костромской области».
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном регулировании цен на ЖНВЛС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782, формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и (или) аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую и (или) предельную розничную надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/19 «Об утверждении предельных оптовых надбавок и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, реализуемые организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями на территории Костромской области» утверждены предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС (кроме наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II Перечня, психотропных веществ, внесенных в список III Перечня), реализуемые аптечными учреждениями, к фактической отпускной цене производителя по ценовым группам:
- до 50 рублей включительно - 33 процента;
- свыше 50 рублей до 500 рублей - 27 процентов;
- свыше 500 рублей - 17 процентов.
Таким образом, порядок ценообразования в отношении лекарственных средств, включенных в Перечень ЖНВЛС, на территории Костромской области установлен Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782, с учетом постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 №10/19.
Перечень ЖНВЛС утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2135-р. В него входят, в том числе, акридерм (МНН - «бетаметазон»).
Доказательством нарушения МУП «Аптека № 42» установленного порядка ценообразования по вышеуказанным лекарственным средствам являются протоколы согласования цен поставки ЖНВЛС:
- по лекарственному средству «Акридерм» - протокол согласования цен поставки по заказу ИФ461227 от 14.05.2010, подписанный между ЗАО «Империя-Фарма» и МУП «Аптека № 42».
По факту вменяемого нарушения антимонопольного законодательства МУП «Аптека № 42» пояснило следующее.
30 июня 2010 года в ходе проверки, проведенной Управлением Росздравнадзора по Костромской области (акт проверки №230/10), выявлен факт реализации 1 (одной) тубы мази «Акридерм» по ценам, превышающим предельно допустимые розничные цены на территории Костромской области. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области от 02 июля 2010 года было вынесено предписание № 125/10 об устранении нарушения требований постановления Правительства РФ от 08.08.2009 года № 654 «О государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» в части реализации 1 (одной) тубы мази «Акридерм» 15,0 по ценам, превышающим предельно допустимые розничные цены на территории Костромской области. В целях устранения нарушения и приведения розничных цен в соответствие с законодательством 01.07.2010 г. издан приказ № 21 по производственной деятельности МП «Аптека № 42» о переоценке медпрепарата мазь «Акридерм» 15,0. Указанное превышение розничной цены стало возможным в силу недостаточной внимательности работника первого стола, фармацевта <...> - туба с мазью была выставлена в витрине и отсутствием в МП «Аптека № 42» программного обеспечения по учету медпрепаратов. В результате при переоценке медпрепаратов, проведенной 01.04.2010 года, мазь «Акридерм» 15,0 переоценку не прошла. В соответствии с изложенным, оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание степень вины МП «Аптека № 42», руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушением, просим прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Со слов представителя МУП «Аптека № 42», лекарственное средство, на которое была завышена максимальная цена, реализовано не было. В настоящее время формирование розничной цены на указанное лекарственное средство производится в соответствии с действующим законодательством. В подтверждение этого, МУП «Аптека № 42» представлены, отчет о выполнении предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области № 125/10 от 02.07.2010 г., приказ № 21 от 01.07.2010 г. по производственной деятельности о переоценке товаров, акт о переоценке товаров от 01.07.2010 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что МУП «Аптека № 42», занимающее доминирующее положение на рынке розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами на территории Кологривского муниципального района Костромской области, в нарушение порядка ценообразования на лекарственные средства, включенные в Перечень ЖНВЛС, установленного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 и Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 19.02.2010 № 10/19, допустило превышение предельной розничной надбавки и предельной розничной цены на лекарственное средство «Акридерм», включенного в Перечень ЖНВЛС.
Указанные действия со стороны МУП «Аптека № 42» могли привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, вынужденных приобретать данные лекарственные средства у МУП «Аптека № 42 по необоснованно завышенным ценам.
Вместе с тем, Комиссия установила, что лекарственное средство «Акридерм», по завышенной цене, МУП «Аптека № 42» в рознице реализовано не было. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии факта наступления последствий от незаконных действий МУП «Аптека № 42», от установления на вышеупомянутое лекарственное средство завышенной цены.
Так же Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что МУП «Аптека № 42» были предприняты все необходимые меры для устранения нарушения, выявленного в ходе проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области проверки. Выданное Управлением Росздравнадзора по Костромской области предписание было исполнено своевременно.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1.Дело, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Аптека № 42 пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с добровольный устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.