Костромская область
Постановление от 11 сентября 2011 года № 112
Об утверждении стандарта предоставления образовательной услуги муниципальными учреждениями, реализующими образовательную программу дошкольного образования
Принято
Администрацией Парфеньевского муниципального района (Костромская обл.)
Администрацией Парфеньевского муниципального района (Костромская обл.)
В целях повышения качества предоставления образовательной услуги муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательную программу дошкольного образования и закрепления на муниципальном уровне ее объема, администрация Парфеньевского муниципального района постановляет:
1.Утвердить прилагаемый стандарт предоставления образовательной услуги муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательную программу дошкольного образования (приложение N 1).
2.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в информационном бюллетене "Муниципальное управление".
Глава администрации
Парфеньевского
муниципального района
Костромской области
А.В.СМИРНОВ
Приложение
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
Приложение
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
1.Правовая основа
Данный документ разработан в соответствии с требованиями нормативных правовых документов в сфере образования:
1.Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ);
2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 N 655, зарегистрирован Минюстом России 08.02.2010, регистрационный номер 16299);
3.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666);
4.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91).
5.Подпрограмма "Развитие дошкольного образования Костромской области на оды" программы "Развитие системы образования Костромской области на оды", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 28 сентября 2009 года N 333-а.
Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" ( п. 3 статьи 5 ) гарантируют гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации.
Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо стандартизировать муниципальную услугу в сфере дошкольного образования в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.
Непосредственное оказание муниципальной услуги дошкольного образования осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях Парфеньевского муниципального района.
Под стандартом предоставления образовательной услуги муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Стандарт) понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательную программу дошкольного образования родителям (законным представителям), имеющим детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Стандарт призван решить вопрос единства требований, предъявляемых к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации (организации режима пребывания детей, кадровому составу, материально-техническому обеспечению, программно-методическому обеспечению, содержанию психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования, системе мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы) в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
2.Область применения
Настоящий Стандарт представляет собой совокупность требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основными пользователями данной услуги являются:
- органы управления образованием всех уровней управления, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;
- организации, осуществляющие экспертизу качества образования в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- руководители и педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;
- организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного образования в системе среднего и высшего профессионального образования.
3.Основными функциями Стандарта являются
- обеспечение права доступности и качества предоставляемой услуги в сфере дошкольного образования;
- обеспечение единых требований к содержательной и организационной части услуги в сфере дошкольного образования;
- гуманизация дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
- защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;
- повышение эффективности и качества услуги в сфере дошкольного образования;
- обеспечение критериально-оценочного механизма результатов предоставления услуги в сфере дошкольного образования.
4.Общие требования к Стандарту
Муниципальная услуга, предоставляемая в сфере дошкольного образования, должна соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании", другим нормативным правовым документам, действующим в сфере дошкольного образования, и обеспечивать:
- охрану и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
5.Требования к качеству Стандарта
Под качеством предоставления Стандарта понимается:
1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту;
2) объект оценки и интегральный результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Реализация муниципальной услуги, предоставляемой в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставляемой в сфере дошкольного образования, должна:
- основываться на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности детей дошкольного возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста:
- культурно-исторический;
- деятельностный;
- личностный;
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса детей дошкольного возраста;
- базироваться на комплексно-тематической модели организации образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
6.Подходы к способам реализации Стандарта
6.1.Реализация Стандарта базируется на двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:
1) совместную деятельность взрослого и детей (приложение Таблица 1 );
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей.
6.2.Строится на адекватных возрасту формах работы с детьми преимущественно в виде социальных практик и игры. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослыми.
6.3.При выборе форм и методов проведения занятий необходимо учитывать, что ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Время стационарных занятий не должно превышать 10-15% от общего времени занятий.
6.4.Объем ежедневной образовательной нагрузки по направлениям физическое и художественно-эстетическое развитие должен составлять не менее 50% общего объема ежедневной образовательной нагрузки.
6.5.Объем и место в режиме дня для самостоятельной деятельности детей устанавливается педагогом группы. Время самостоятельной деятельности детей не должно быть менее чем 25% от времени ежедневной образовательной нагрузки в блоке совместной деятельности взрослых и детей.
7.Основные условия качественной реализации Стандарта
Основными требованиями, направленными на качественную реализацию муниципальной услуги в сфере дошкольного образования, являются:
- достаточное для реализации общеобразовательной программы дошкольного образования материально-техническое обеспечение, содержание зданий и помещений образовательного учреждения в соответствии с требованиям СанПиН, СНиПов, правил противопожарной безопасности;
- обеспечение финансово-экономических условий для качественной реализации стандарта как дошкольной образовательной услуги.
7.1.Основные требования к материальному обеспечению реализации Стандарта:
- основным местом для оказания Стандарта является изолированное помещение, закрепленное за каждой детской группой. В данном помещении каждому ребенку должно обеспечиваться личное пространство;
- помимо помещения для занятий, ребенку должны предоставляться специализированные зоны, предназначенные для музыкальных и физкультурных занятий;
- для прогулок предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой или навесом, песочником, малыми формами в соответствии с возрастом, за исключением альтернативных форм - групп кратковременного пребывания;
- оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования;
- в соответствии с СанПиН игровое и спортивное оборудование на участке и в помещениях, мебель, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам;
- содержание всех помещений и подбор оборудования для организации образовательного процесса осуществляется в соответствии с СанПиН и правилами пожарной безопасности;
- в помещении и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда (оборудованные играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями пространства для проявления свободной познавательной, речевой, двигательной, творческой активности детей). При организации предметно-пространственной среды необходимо предусмотреть место для эстетически оформленных выставок детских работ.
7.2.Основные требования к кадровому обеспечению качественной реализации Стандарта.
Лица, непосредственно оказывающие дошкольную образовательную услугу, должны иметь высшее или среднее специальное педагогическое образование, личную медицинскую книжку с заключением о допуске к работе с детьми и отметкой о прохождении гигиенического обучения, а также умеющие оказывать первую доврачебную помощь.
При наличии высшего профессионального образования, не соответствующего профилю, требуется наличие документа о профессиональной переподготовке по должности "воспитатель".
7.3.Основные требования к финансово-экономическим условиям качественной реализации Стандарта.
Финансово-экономические условия качественной реализации дошкольной образовательной услуги должны обеспечивать государственные права граждан на получение доступного и качественного дошкольного образования и эффективное стимулирование повышения его уровня.
Финансовым механизмом обеспечения данных прав является нормативно-подушевое финансирование дошкольной образовательной услуги, независимо от форм ее организации.
Величина норматива в расчете на одного воспитанника выступает в качестве гарантированной стоимости бюджетной дошкольной образовательной услуги.
8.Критериально-оценочный механизм качества результатов предоставления Стандарта
8.1.Параметры качества услуги:
- соответствие места оказания дошкольной образовательной услуги требованиям безопасности: СанПиН, СНиП, требования пожарной безопасности;
- соответствие персонала, оказывающего дошкольную образовательную услугу, квалификационным требованиям;
- достижение заданных стандартом результатов качественной реализации муниципальной услуги в сфере дошкольного образования;
- удовлетворенность родителей качеством полученной муниципальной услуги в сфере дошкольного образования.
8.2.Оценочный механизм качества реализации дошкольной образовательной услуги:
- удовлетворенность родителей качеством реализации дошкольной образовательной услуги проводится ежегодно в мае месяце в виде мониторинга;
- достижение заданных стандартом результатов качественной реализации дошкольной образовательной услуги проводится ежегодно в сентябре месяце в рамках мониторинга по изучению готовности к обучению в школе первоклассников общеобразовательных учреждений Костромской области.
Приложение
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
Приложение
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
к Постановлению от 11 сентября 2011 года № 112
Направление развития детей дошкольного возраста | Возрастная группа | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Количество времени, в минутах | ||||
Физическое | 35-40 | 42-47 | 55-60 | 68-73 |
Познавательноречевое | 32-37 | 45-50 | 65-70 | 80-85 |
Художественноэстетическое | 22-27 | 32-37 | 42-47 | 52-57 |
Социальноличностное | 12-17 | 20-25 | 27-33 | 35-40 |
Всего | 101-121 (1 час 40 минут-2 часа) | 139-159 (2 часа 20 минут-2 часа 40 минут) | 189-210 (3 часа 10 минут-3 часа 30 минут) | 235-255 (3 часа 55 минут-4 часа 15 минут) |