Ярославская область
Решение от 01 июля 2010 года № 03-03/19-10
В отношении ОАО «ЯСК» по заявлению ТСЖ «Родонит»
По делу № 03-03/19-10
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
01 июля 2010 года
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
01 июля 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/19-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
,
рассмотрев на заседании 10.06.2010 дело № 03-03/19-10 о нарушении ОАО «ЯСК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) объявила перерыв в рассмотрении дела до 11часов 30 минут 17.06.2010;
рассмотрев на заседании 17.06.2010 дело № 03-03/19-10 о нарушении ОАО «ЯСК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
Установила:
В Ярославское УФАС России поступило заявление ТСЖ «Родонит» на действия ОАО «ЯСК», выразившиеся в выставлении и взимании платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, который в установленном порядке оборудован стационарными электроплитами, по тарифу, установленному для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами.
Представители ОАО «ЯСК» не согласились с вменяемым нарушением, пояснили, при расчетах с ТСЖ «Родонит» применялся тариф 203 коп/кВт.ч. (тарифная группа население, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами) по следующим основаниям.
Согласно п.2 Приложения к Постановлению правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008 № ППр-237-ЭЭ организации - исполнители коммунальных услуг, потребляющие электроэнергию для электроснабжения жилых домов, оборудованных в установленном порядке электроплитами, рассчитываются за электроэнергию, потребленную непосредственно населением по тарифу, указанному в строке 1.1.2 (население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами), за электроэнергию на прочие цели - по тарифу, указанному в строке 1.1.1 (Население, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами) (далее – Примечания).
Согласно договору снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.2009, заключенному между ТСЖ «Родонит» и ОАО «ЯСК», электрическая энергия приобретается ТСЖ «Родонит» на прочие цели, то есть для мест общего пользования, а не для энергоснабжения жилых помещений граждан непосредственно.
Принимая решение по делу о нарушении ОАО «ЯСК» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Приказом № 81 от 01.07.1996 ОАО «ЯСК» включен в «реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», с долей на ранке электроэнергии в географических границах Ярославской области более 50 %.
Между ОАО «ЯСК» и ТСЖ «Родонит» заключен договор снабжения электрической энергией № 20542 от 23.10.2009 (далее – Договор). Согласно п. 1.2 Договора Покупатель (ТСЖ) приобретает электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном доме (г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 117 к.2) в объеме, необходимом для оказания коммунальных услуг.
В соответствии с Приложением № 1 к Договору электрическая энергия приобретается ТСЖ «Родонит» для мест общего пользования: лестничные клетки, лифты, приборы дымоудаления.
Из технического паспорта на жилой дом № 117 корп. 2 «А» по Ленинградскому проспекту г. Ярославль следует, что в данном доме предусмотрено оборудование жилых помещений электроплитами (ввиду отсутствия конструктивных элементов в графе «газоснабжение»).
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области установлен тариф на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «ЯСК» в 2009 году населению Ярославской области (Приказ Департамента № 237 от 24.11.2008): для группы наделения проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами – в размере 142 коп. кВт.ч. (одноставочный тариф).
Из имеющихся в материалах дела счетов-фактур (№ 6/ 65649 от 31.10.2009, № (№ 6/ 70638 от 30.11.2009, № 6/78801 от 31.12.2009) следует, что ОАО «ЯСК» при расчетах с ТСЖ «Родонит» по Договору (т.е. в части объемов электроэнергии, потребляемой ТСЖ «Родонит» для общедомовых нужд) применяется тариф 203 коп./кВт.ч. (тарифная группа население, за исключением проживающих в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами).
В силу пункта 2 Постановления Правительства N 1444 от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением», для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
В соответствии с пунктом 27 «Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее – Методические указания») ко второй группе потребителей «Население» приравниваются исполнители коммунальных услуг, в том числе товарищества собственников жилья, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования. Приводится ссылка на Постановление Правительства N 1444 в части применения понижающего коэффициента при установлении тарифа для приравненных к населению исполнителей коммунальных услуг.
При этом, из смысла пункта 2 Постановления Правительства N 1444 не следует, что, определяя тариф на электроэнергию, надлежит производить разделение на объемы, потребленные в квартирах и местах общего пользования.
Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
В связи с вышеизложенным, действия ОАО «ЯСК» по выставлению и взиманию платы за электрическую энергию, приобретенную ТСЖ «Родонит» для потребления в местах общего пользования в многоквартирном жилом доме, в установленном порядке оборудованном стационарными электроплитами, с использованием тарифа, установленного для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных электроплитами (большем, чему установленный тариф для населения проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами) осуществятся с нарушением норм Постановления Правительства N 1444 и ущемляют интересы ТСЖ «Родонит» и образуют состав нарушения антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, ОАО «ЯСК» за период с 01.10.2009 по 31.12.2009 незаконно получило доход равный 8450 рублей 57 копеек (восемь тысяч четыреста пятьдесят рублей пятьдесят семь копеек).
Доводы ответчика по поводу примечания при расчетах п.2 Приложения к Постановлению правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008 № ППр-237-ЭЭ, согласно которому, организации - исполнители коммунальных услуг, потребляющие электроэнергию для электроснабжения жилых домов, оборудованных в установленном порядке электроплитами, рассчитываются за электроэнергию, потребленную непосредственно населением по тарифу, указанному в строке 1.1.2, за электроэнергию на прочие цели - по тарифу, указанному в строке 1.1.1 отклоняются, ввиду противоречия такого толкования ОАО «ЯСК» данного пункта Примечаний содержанию пункта 27 Методических указаний.
С Января 2010 года ОАО «ЯСК» производит расчет с ТСЖ «Родонит» по тарифу установленному для населения проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи ОАО «ЯСК» соответствующего предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
Решила:
1.Признать открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Выдать открытому акционерному обществу «Ярославская сбытовая компания» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Приложение от 01 июля 2010 года к № 03-03/19-10
предписание по делу № 03-03/19-10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/19-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 17 июня 2010 года по делу № 03-03/19-10 о нарушении Открытым акционерным обществом «Ярославская сбытовая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Предписывает:
Открытому акционерному обществу «Ярославская сбытовая компания» в срок до 30 июля 2010 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции») в размере 8450 рублей 57 копеек.
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 0000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
О выполнении предписания сообщить в срок до 10 августа 2010 года, путем направления в адрес Ярославского УФАС России письменного уведомления и документа (платежное поручение) подтверждающего перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 8450 рублей 57 копеек по указанным выше реквизитам.