Ярославская область
Постановление от 26 ноября 2008 года № 626-П
О Концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на оды
Принято
Правительством Ярославской области
26 ноября 2008 года
Правительством Ярославской области
26 ноября 2008 года
- В редакции
- от 02.11.2010 № 820-п.
В целях обеспечения к 2014 году собственников помещений в многоквартирных домах всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на оды.
2.Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области при формировании областного бюджета на 2011, 2012, 2013 и 2014 годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на оды в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утверждаемых главному распорядителю бюджетных средств.
3.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Епанешникова А.В.
4.Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Приложение от 26 ноября 2008 года к № 626-п
Концепция областной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования Жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области» на оды
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является одной из важных сфер экономики Ярославской области, которая тесно связана с обеспечением жизнедеятельности населения, предприятий и организаций области. Общество предъявляет справедливые требования, желая видеть в ЖКХ безаварийную, более "прозрачную" по формам работы отрасль.
В течение последних лет отрасль претерпевает серьезные изменения, осуществляется ее дальнейшее развитие на основе проведения реформирования ЖКХ, являющегося составной частью преобразований экономики области и неразрывно связанного с целями и задачами территориального планирования Ярославской области.
Анализ изменений, произошедших в ЖКХ области, показывает, что факторами успеха (сильными сторонами) в отрасли являются:
- создание правовых и организационных основ государственной политики в отрасли, определение ее приоритетных направлений и отработка механизмов реализации;
- постепенное повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с одновременным применением мер адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;
- завершение приемки-передачи ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность;
- формирование конкурентной среды;
- осуществление постепенного перехода к новым формам управления жилищным фондом;
- реализация мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры и энергоресурсосбережению, основной целью которых является рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг.
Вместе с тем наряду с положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в сфере ЖКХ и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания населения, что обусловлено наличием слабых сторон (проблем) отрасли ЖКХ.
До недавнего времени имело место негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения.
Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении ЖКХ области. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:
- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
- высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, составляющий около 60 процентов;
- высокий уровень потерь тепловой энергии (более 18 процентов) в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Потери прежде всего связаны с техническим состоянием сетей, более трети которых нуждаются в замене;
- низкий коэффициент использования основных фондов отрасли;
- недостаточный объем средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
- наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных услуг;
- низкий уровень газификации жилищного фонда, особенно в сельской местности (20,3 процента);
- высокая доля тепла (около 27 процентов) производится котельными, работающими на дорогостоящем жидком топливе, цены на которое не регулируются;
- высокая доля непроизводительных расходов;
- низкая эффективность системы управления в ЖКХ, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными;
- сложное финансовое состояние организаций ЖКХ.
Указанные слабые стороны отрасли усугубляются одновременным проведением реформы местного самоуправления и передачей полномочий в сфере ЖКХ на уровень вновь образованных поселений в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выявление сильных и слабых сторон в области ЖКХ важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К угрозам следует отнести:
- невозможность перехода отрасли на рыночные отношения;
- увеличение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг;
- недофинансирование отрасли из федерального бюджета;
- низкая привлекательность отрасли для инвесторов по причине наличия высоких рисков вложения средств в отрасль ЖКХ;
- нежелание населения вступать в товарищества собственников жилья;
- рост неплатежей населения за услуги ЖКХ;
- усиление влияния федеральных факторов (тарифная политика) на рост стоимости коммунальных услуг.
Реализации мероприятий по решению имеющихся в отрасли проблем будут способствовать:
- наличие нормативной базы, которая позволяет проводить эту работу;
- заинтересованность и готовность муниципальных образований к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем;
- использование достижений в практике организации и работы ЖКХ других регионов России и международного опыта повышения эффективности работы ЖКХ;
- получение софинансирования из федерального бюджета;
- внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства.
Таблица SWOT-анализа ситуации, сложившейся в сфере ЖКХ области, указана в приложении к концепции.
Если имеющиеся проблемы отрасли не будут решены в рамках предполагаемой областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" на оды (далее - Программа), то возможны следующие социальные последствия и чрезвычайные ситуации эпидемиологического и техногенного характера:
- рост количества аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ;
- ухудшение экологического состояния территорий области;
- сохранение низкого уровня газификации в сельской местности;
- снижение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- повышение износа объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда;
- увеличение потерь энергетических ресурсов в процессе их доставки потребителям;
- невозможность обеспечения технического перевооружения и реконструкции отрасли;
- снижение надежности работы систем жизнеобеспечения.
Таким образом, из анализа сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на угрозы и риски, существует достаточно позитивных факторов, способных обеспечить успешную реализацию намечаемых мероприятий.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
В результате проведенного анализа и возможности финансирования мероприятий Программы из областного бюджета на начальной стадии ее реализации предполагается направить усилия на устранение следующих слабых сторон и ликвидацию предполагаемых угроз:
- высокого уровня непроизводительных расходов на производство жилищно-коммунальных услуг;
- низкого качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- высокого процента износа объектов коммунальной инфраструктуры;
- снижение рисков вложения средств в отрасль ЖКХ частными инвесторами;
- низкого уровня газификации населенных пунктов.
Учитывая, что указанные проблемы отрасли ЖКХ носят комплексный характер, требуют значительных бюджетных расходов и не могут быть решены в пределах одного финансового года, возникает необходимость и целесообразность их решения программно-целевым методом в рамках Программы.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, КУРАТОР И ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цели и задачи модернизации и реформирования ЖКХ Ярославской области на современном этапе диктуются необходимостью реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Жилищного кодекса Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на оды", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 102-р, Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Ярославской области от 11 октября 2006 г. N 60-з "Об энергосбережении в Ярославской области", стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора Ярославской области от 22 июня 2007 г. N 572, других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней.
Целями Программы являются обеспечение к 2014 году собственников помещений в многоквартирных домах всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для реализации целей Программы предполагается решение следующих приоритетных задач:
- создание долгосрочных механизмов ресурсного обеспечения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с участием средств собственников помещений в многоквартирных домах, средств бюджетов всех уровней и кредитных ресурсов;
- отработка механизма предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме;
- развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищную сферу;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование системы тарифного регулирования на услуги естественных монополий и организаций коммунального комплекса, в том числе предусматривающее формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов;
- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
- сокращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и переход к оплате населением стоимости жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам;
- повышение уровня газификации населенных пунктов, особенно в сельской местности;
- модернизация жилищно-коммунальной отрасли на основе внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий, создания условий для более широкого использования малой энергетики и нетрадиционных видов топливно-энергетических ресурсов;
- информационно-пропагандистское сопровождение реформы ЖКХ.
Куратором Программы является заместитель Губернатора области Епанешников А.В.
Ответственным исполнителем Программы является департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.
Исполнителями Программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент финансов Ярославской области, департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области, департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет направлена в первую очередь на преодоление слабых сторон отрасли ЖКХ.
Исполнение Программы будет осуществляться в соответствии с разработанными мероприятиями.
Программа будет реализовываться на территории всех муниципальных образований области.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников и средств местных бюджетов в объемах, определенных системой программных мероприятий.
Перечисление субсидий из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований области осуществляется в установленном порядке.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
По итогам года проводится анализ эффективности Программы на основе целевых индикаторов и показателей.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации Программы - оды.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
(млн. рублей)
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||||
всего | в том числе по годам | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Финансовые ресурсы | млн. руб. | 4708,2 <*> | 1040,6 <*> | 1341,2 <*> | 1169,2 <*> | 1157,2 <*> |
- областной бюджет | млн. руб. | 2094,1 | 254,8 | 591,1 | 611,0 | 637,2 |
- внебюджетные источники | млн. руб. | 1887,2 | 672,7 | 560,0 | 340,9 | 313,6 |
Справочно: | ||||||
- федеральный бюджет | млн. руб. | 149,0 | - | 40,0 | 61,0 | 48,0 |
- местный бюджет | млн. руб. | 577,9 | 113,1 | 150,1 | 156,3 | 158,4 |
--------------------------------
<*> С учетом средств федерального и местных бюджетов.
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
- улучшение жилищных условий и качества жизни населения;
- приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным требованиям энергоэффективности, экологичности, а также условиям проживания отдельных категорий граждан (многодетных семей, престарелых, инвалидов и т.д.);
- широкое внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства;
- перевод отрасли на рыночные отношения;
- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
- сокращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и переход к оплате населением стоимости жилищно-коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам;
- создание условий для устойчивого развития отрасли, что окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Реализация Программы позволит достичь следующих количественных результатов:
??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? N ? Наименование показателя ? Единица ? Значение ? Значение ? ? п/п ? ?измерения ?показателя?показателя? ? ? ? ?на начало ? на конец ? ? ? ? ?2011 года ?2014 года ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 5 ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 1 ?Уровень износа объектов ? % ? 57,0 ? 55,0 ? ? ?коммунальной инфраструктуры ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 2 ?Удельный вес потерь тепловой ? % ? 18,0 ? 14,0 ? ? ?энергии в процессе производства ? ? ? ? ? ?и транспортировки до потребителей ? ? ? ? ? ?в результате модернизации ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 3 ?Удельный расход топлива на ? кг у.т. ? 165 ? 161 ? ? ?выработку тепловой энергии в ?на 1 Гкал ? ? ? ? ?результате модернизации ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 4 ?Уровень газификации жилищного ? % ? 86,8 ? 88,0 ? ? ?фонда в городах и поселках ? ? ? ? ? ?городского типа ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 5 ?Уровень газификации жилищного ? % ? 20,3 ? 28,1 ? ? ?фонда в сельской местности ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 6 ?Доля коммерческих организаций ? % ? 80,0 ? 84,0 ? ? ?коммунального комплекса с долей ? ? ? ? ? ?участия в уставном капитале ? ? ? ? ? ?Ярославской области и (или) ? ? ? ? ? ?муниципальных образований не ? ? ? ? ? ?более чем 25% ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 7 ?Доля организаций, осуществляющих ? % ? 80,0 ? 84,0 ? ? ?управление многоквартирными ? ? ? ? ? ?домами и оказание услуг по ? ? ? ? ? ?содержанию и ремонту общего ? ? ? ? ? ?имущества в многоквартирных домах,? ? ? ? ? ?с долей участия в уставном ? ? ? ? ? ?капитале Ярославской области и ? ? ? ? ? ?(или) муниципальных образований ? ? ? ? ? ?не более чем 25% ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 8 ?Доля обоснованных жалоб граждан ? % ? 5,0 ? 1,0 ? ? ?по вопросам предоставления льгот ? ? ? ? ? ?по оплате жилого помещения и ? ? ? ? ? ?коммунальных услуг в денежной ? ? ? ? ? ?форме в общем количестве жалоб, ? ? ? ? ? ?поступивших в департамент ? ? ? ? ? ?жилищно-коммунального хозяйства ? ? ? ? ? ?и инфраструктуры Ярославской ? ? ? ? ? ?области ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 9 ?Доля организаций, перешедших на ? % ? - ? 82,7 ? ? ?долгосрочное тарифное ? ? ? ? ? ?регулирование в сфере ? ? ? ? ? ?теплоснабжения ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 10 ?Доля организаций, перешедших на ? % ? - ? 79,7 ? ? ?долгосрочное тарифное ? ? ? ? ? ?регулирование в сфере холодного ? ? ? ? ? ?водоснабжения ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 11 ?Доля организаций, перешедших на ? % ? - ? 78,9 ? ? ?долгосрочное тарифное ? ? ? ? ? ?регулирование в сфере ? ? ? ? ? ?водоотведения и очистки сточных ? ? ? ? ? ?вод ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 12 ?Доля площади капитально ? % ? 2,37 ? 15,38 ? ? ?отремонтированных ? ? ? ? ? ?многоквартирных домов в общей ? ? ? ? ? ?площади многоквартирных домов ? ? ? ? ? ?Ярославской области, требующих ? ? ? ? ? ?капитального ремонта, нарастающим ? ? ? ? ? ?итогом ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 13 ?Снижение кредиторской ? % ? - ? 10,0 ? ? ?задолженности организаций ЖКХ по ? ? ? ? ? ?сравнению с базовым 2010 годом с ? ? ? ? ? ?учетом изменения индекса цен на ? ? ? ? ? ?жилищно-коммунальные услуги ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 14 ?Снижение дебиторской ? % ? - ? 3,0 ? ? ?задолженности организаций ЖКХ по ? ? ? ? ? ?сравнению с базовым 2010 годом с ? ? ? ? ? ?учетом изменения индекса цен на ? ? ? ? ? ?жилищно-коммунальные услуги ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 14 ?Сбор платежей населения за ? % ? 95,5 ? 97,5 ? ? ?жилищно-коммунальные услуги в ? ? ? ? ? ?среднем по области в размере не ? ? ? ? ? ?менее ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 15 ?Доля бюджетного финансирования к ? % ? 5,4 ? 4,42 ? ? ?объему реализуемых жилищно - ? ? ? ? ? ?коммунальных услуг ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 16 ?Количество печатных и электронных ? един. ? 10 ? 16 ? ? ?средств массовой информации, ? ? ? ? ? ?участвующих в конкурсе на лучшую ? ? ? ? ? ?публикацию в средствах массовой ? ? ? ? ? ?информации Ярославской области по ? ? ? ? ? ?информационно-пропагандистскому ? ? ? ? ? ?сопровождению реформы ЖКХ ? ? ? ? ???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
Приложение от 26 ноября 2008 года к № 626-п
Таблица swot-анализа ситуации, сложившейся в сфере Жилищно-коммунального хозяйства области
Факторы успеха (сильные стороны) - создание правовых и организационных основ государственной политики в отрасли, определение ее приоритетных направлений и отработка механизмов реализации; - постепенное повышение доли населения в оплате жилищно - коммунальных услуг с одновременным применением мер адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения; - завершение приемки-передачи ведомственного жилищного фонда и объектов социальной сферы в муниципальную собственность; - формирование конкурентной среды; - осуществление постепенного перехода к новым формам управления жилищным фондом; - реализация мероприятий по газификации, модернизации объектов инженерной инфраструктуры и энергоресурсосбережению, основной целью которых является рациональное использование энергоресурсов, исключение непроизводительных затрат при производстве коммунальных услуг | Проблемы (слабые стороны) - недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством; - неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов; - высокий процент износа объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет около 60 процентов; - высокий уровень потерь тепловой энергии (более 18 процентов) в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Потери прежде всего связаны с техническим состоянием сетей, более трети которых нуждаются в замене; - низкий коэффициент использования основных фондов отрасли; - недостаточный объем средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры; - наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных услуг; - низкий уровень газификации жилищного фонда, особенно в сельской местности (20,1 процента); - высокая доля тепла (около 27 процентов) производится котельными, работающими на дорогостоящем жидком топливе, цены на которое не регулируются; - высокая доля непроизводительных расходов; - низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), преобладание административных методов хозяйствования над рыночными; - сложное финансовое состояние организаций ЖКХ |
Возможности - наличие нормативной базы, которая позволяет проводить эту работу; - заинтересованность и готовность муниципальных образований области к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем; - использование достижений лучшей практики других регионов России и международного опыта повышения эффективности работы ЖКХ; - получение софинансирования из федерального бюджета; - внедрение кредитно-финансовых механизмов развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно - государственного партнерства | Угрозы (риски) - невозможность перехода отрасли на рыночные отношения; - увеличение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг; - недофинансирование отрасли из федерального бюджета; - низкая привлекательность отрасли для инвесторов по причине наличия высоких рисков вложения средств в отрасль жилищно-коммунального хозяйства; - рост неплатежей населения за услуги ЖКХ; - усиление влияния федеральных факторов (тарифная политика) на рост стоимости коммунальных услуг |