Ярославская область
Постановление от 28 апреля 2005 года № 242
О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области
Принято
Губернатором Ярославской области
28 апреля 2005 года
Губернатором Ярославской области
28 апреля 2005 года
- В редакциях
- от 26.01.2009 № 27,
- от 10.12.2010 № 49.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях совершенствования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области.
2.Утвердить прилагаемый Перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области.
3.Признать утратившим силу постановление Правительства Ярославской области от 21.12.1995 N 327 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области".
Губернатор
Ярославской области
А.И.ЛИСИЦЫН
Приложение от 28 апреля 2005 года к № 242
Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области
1.Положение определяет порядок организации, состав сил и средств, а также порядок деятельности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области (далее - территориальная подсистема).
2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - ЧС) подразделяются на следующие группы:
2.1.ЧС локального характера, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.
2.2.ЧС муниципального характера, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
2.3.ЧС межмуниципального характера, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородскую территорию города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
2.4.ЧС регионального характера, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
2.5.ЧС межрегионального характера, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
2.6.ЧС федерального характера, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
3.Территориальная подсистема объединяет органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области и организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера, а также их силы и средства.
4.Территориальная подсистема состоит из координационного органа, органов управления, служб территориальной подсистемы, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения.
Структуру территориальной подсистемы составляют звенья территориальной подсистемы, соответствующие административно-территориальному делению области, и данная структура действует на территориальном, местном и объектовом уровне.
5.Координационным органом территориальной подсистемы является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Ярославской области (далее - комиссия).
Во время ЧС комиссия имеет право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также на приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи в соответствии с действующим законодательством.
6.Органы управления включают постоянно действующий орган управления и орган повседневного управления дежурными службами.
Размещение органов управления территориальной подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
7.Постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы являются:
на региональном уровне - Главное управление МЧС России по Ярославской области;
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы территориальной подсистемы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления территориальной подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
8.Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:
- Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ярославской области (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России по Ярославской области), дежурно-диспетчерская служба Ярославской области (далее - ДДС Ярославской области), дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, дежурно-диспетчерские службы объектов (далее - ДДС);
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее - ЕДДС МО).
ЦУКС Главного управления МЧС России по Ярославской области является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих ДДС и ДДС Ярославской области по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о пожарах и ЧС, а также координационным органом по вопросам совместных действий ДДС и ДДС Ярославской области при ликвидации пожаров и ЧС.
9.К силам и средствам территориальной подсистемы относятся:
- силы и средства служб территориальной подсистемы, силы и средства постоянной готовности, силы и средства повышенной готовности, а также силы и средства государственных предприятий, учреждений и общественных объединений Ярославской области, в распоряжении которых находится имущество, необходимое для осуществления полномочий области, определенных действующим законодательством Российской Федерации;
- центры наблюдения, прогнозирования и оценки последствий ЧС, предназначенные и привлекаемые в установленном порядке для предупреждения и ликвидации ЧС и тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при ЧС), и информационного обеспечения на опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС и сбора информации о течении ЧС.
Силами и средствами территориальной подсистемы осуществляется мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законодательством.
10.Силы и средства состоят:
10.1.Силы и средства наблюдения и контроля:
- службы организаций (учреждений), входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля;
- центры мониторинга и прогнозирования.
Центр мониторинга и прогнозирования ЧС Главного управления МЧС России по Ярославской области осуществляет методическое руководство системой сети наблюдения и лабораторного контроля.
10.2.Силы и средства ликвидации ЧС:
- противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования области;
- формирования и учреждения службы медицины катастроф области;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
11.Состав сил и средств повышенной готовности территориальной подсистемы определяется исходя из задач в области защиты населения и территорий от ЧС создающими их организациями по согласованию с Главным управлением МЧС России по Ярославской области. Уточнение состава сил и средств производится ежегодно.
12.Обеспечение уточнения, автоматизированного учета, хранения и обновления данных о силах и средствах территориальной подсистемы возлагается на Главное управление МЧС России по Ярославской области.
13.Силы и средства постоянной готовности (дежурные) (далее - силы постоянной готовности) предназначены для оперативного реагирования на ЧС, проведения работ по их ликвидации и определены в приложении к Положению.
Основу сил постоянной готовности составляют дежурные смены аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, органов и подразделений внутренних дел области, иных служб и формирований, оснащенных специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.
14.Силы и средства повышенной готовности предназначены для локализации и ликвидации ЧС. Срок готовности сил и средств повышенной готовности составляет 6 часов в нерабочее время, в рабочее - 2 часа.
15.Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, действующих на территории области, осуществляют Главное управление МЧС России по Ярославской области, его структурные подразделения.
16.Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, проводимой в установленном порядке, а также во время проверок, осуществляемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
17.Привлечение штатных и нештатных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС.
18.Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы на территориях муниципальных образований области, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований области.
19.Подготовка должностных лиц органов исполнительной власти и организаций области, включенных в состав органов управления территориальной подсистемы, организуется в порядке, установленном законодательством.
Методическое руководство обучением населения мерам пожарной безопасности, способам защиты населения и действиям в ЧС, а также при ведении военных действий или в ЧС, возникших вследствие этих действий, осуществляет Главное управление МЧС России по Ярославской области.
20.Для ликвидации ЧС заблаговременно, в установленном порядке создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов Ярославской области.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливается Правительством области.
21.Управление территориальной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил территориальной подсистемы и населения.
22.Информационное обеспечение в территориальной подсистеме осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ, прогнозирование и передачу информации.
Порядок информационного обеспечения определяется Правительством области в соответствии с действующим законодательством.
Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями области в порядке, установленном действующим законодательством.
23.Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках территориальной подсистемы осуществляется на основе планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти и организаций области.
Методическое руководство планированием действий в рамках территориальной подсистемы осуществляет Главное управление МЧС России по Ярославской области.
24.При отсутствии угрозы возникновения ЧС на территориях или акваториях органы управления и силы территориальной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением Губернатора области на территории области или нескольких (двух и более) муниципальных образований, на которых могут возникнуть или возникли ЧС, для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
б) режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
При возникновении или угрозе возникновения муниципальных и локальных ЧС решение на установление одного из выше перечисленных режимов функционирования принимается руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, на территории которых возникли ЧС.
25.В решении Губернатора области о введении для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы режима повышенной готовности или режима ЧС указываются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС и руководителя работ по ликвидации ЧС.
26.Руководители органов исполнительной власти области должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, в установленном порядке отменяются установленные режимы функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы.
27.Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами территориальной подсистемы, определяются законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Ярославской области.
28.Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации ЧС.
Руководители работ по ликвидации ЧС вправе по согласованию с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями области устанавливать границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимать решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Ярославской области.
29.В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
ограничение доступа людей в зону ЧС;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение в установленном порядке на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими решениях Губернатора области, Правительство области, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации области, находящиеся в зоне ЧС.
30.Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет:
- областного бюджета в случае ЧС регионального и межмуниципального характера;
- за счет местного бюджета, если ЧС возникла в границах (на территории) муниципального образования области.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Абзацы шестой - седьмой исключены с 26 января 2009 года.
31.Порядок организации и осуществления тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселений области определяется законодательством Российской Федерации и обеспечивается инженерно-техническими, организационными мероприятиями, к которым относится размещение на территории поселения подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащаемых пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.
Приложение от 28 апреля 2005 года к № 242
Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области
1.Положение определяет порядок организации, состав сил и средств, а также порядок деятельности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области (далее - территориальная подсистема).
2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - ЧС) подразделяются на следующие группы:
2.1.ЧС локального характера, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.
2.2.ЧС муниципального характера, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
2.3.ЧС межмуниципального характера, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородскую территорию города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.
2.4.ЧС регионального характера, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
2.5.ЧС межрегионального характера, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
2.6.ЧС федерального характера, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
3.Территориальная подсистема объединяет органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области и организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера, а также их силы и средства.
4.Территориальная подсистема состоит из координационного органа, органов управления, служб территориальной подсистемы, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения.
Структуру территориальной подсистемы составляют звенья территориальной подсистемы, соответствующие административно-территориальному делению области, и данная структура действует на территориальном, местном и объектовом уровне.
5.Координационным органом территориальной подсистемы является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Ярославской области (далее - комиссия).
Во время ЧС комиссия имеет право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также на приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи в соответствии с действующим законодательством.
6.Органы управления включают постоянно действующий орган управления и орган повседневного управления дежурными службами.
Размещение органов управления территориальной подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
7.Постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы являются:
на региональном уровне - Главное управление МЧС России по Ярославской области;
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы территориальной подсистемы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления территориальной подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
8.Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:
- Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ярославской области (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России по Ярославской области), дежурно-диспетчерская служба Ярославской области (далее - ДДС Ярославской области), дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, дежурно-диспетчерские службы объектов (далее - ДДС);
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее - ЕДДС МО).
ЦУКС Главного управления МЧС России по Ярославской области является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих ДДС и ДДС Ярославской области по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о пожарах и ЧС, а также координационным органом по вопросам совместных действий ДДС и ДДС Ярославской области при ликвидации пожаров и ЧС.
9.К силам и средствам территориальной подсистемы относятся:
- силы и средства служб территориальной подсистемы, силы и средства постоянной готовности, силы и средства повышенной готовности, а также силы и средства государственных предприятий, учреждений и общественных объединений Ярославской области, в распоряжении которых находится имущество, необходимое для осуществления полномочий области, определенных действующим законодательством Российской Федерации;
- центры наблюдения, прогнозирования и оценки последствий ЧС, предназначенные и привлекаемые в установленном порядке для предупреждения и ликвидации ЧС и тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при ЧС), и информационного обеспечения на опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС и сбора информации о течении ЧС.
Силами и средствами территориальной подсистемы осуществляется мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законодательством.
10.Силы и средства состоят:
10.1.Силы и средства наблюдения и контроля:
- службы организаций (учреждений), входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля;
- центры мониторинга и прогнозирования.
Центр мониторинга и прогнозирования ЧС Главного управления МЧС России по Ярославской области осуществляет методическое руководство системой сети наблюдения и лабораторного контроля.
10.2.Силы и средства ликвидации ЧС:
- противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования области;
- формирования и учреждения службы медицины катастроф области;
- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
11.Состав сил и средств повышенной готовности территориальной подсистемы определяется исходя из задач в области защиты населения и территорий от ЧС создающими их организациями по согласованию с Главным управлением МЧС России по Ярославской области. Уточнение состава сил и средств производится ежегодно.
12.Обеспечение уточнения, автоматизированного учета, хранения и обновления данных о силах и средствах территориальной подсистемы возлагается на Главное управление МЧС России по Ярославской области.
13.Силы и средства постоянной готовности (дежурные) (далее - силы постоянной готовности) предназначены для оперативного реагирования на ЧС, проведения работ по их ликвидации и определены в приложении к Положению.
Основу сил постоянной готовности составляют дежурные смены аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, органов и подразделений внутренних дел области, иных служб и формирований, оснащенных специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.
14.Силы и средства повышенной готовности предназначены для локализации и ликвидации ЧС. Срок готовности сил и средств повышенной готовности составляет 6 часов в нерабочее время, в рабочее - 2 часа.
15.Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, действующих на территории области, осуществляют Главное управление МЧС России по Ярославской области, его структурные подразделения.
16.Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, проводимой в установленном порядке, а также во время проверок, осуществляемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
17.Привлечение штатных и нештатных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС.
18.Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы на территориях муниципальных образований области, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований области.
19.Подготовка должностных лиц органов исполнительной власти и организаций области, включенных в состав органов управления территориальной подсистемы, организуется в порядке, установленном законодательством.
Методическое руководство обучением населения мерам пожарной безопасности, способам защиты населения и действиям в ЧС, а также при ведении военных действий или в ЧС, возникших вследствие этих действий, осуществляет Главное управление МЧС России по Ярославской области.
20.Для ликвидации ЧС заблаговременно, в установленном порядке создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов Ярославской области.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливается Правительством области.
21.Управление территориальной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил территориальной подсистемы и населения.
22.Информационное обеспечение в территориальной подсистеме осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ, прогнозирование и передачу информации.
Порядок информационного обеспечения определяется Правительством области в соответствии с действующим законодательством.
Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями области в порядке, установленном действующим законодательством.
23.Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках территориальной подсистемы осуществляется на основе планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти и организаций области.
Методическое руководство планированием действий в рамках территориальной подсистемы осуществляет Главное управление МЧС России по Ярославской области.
24.При отсутствии угрозы возникновения ЧС на территориях или акваториях органы управления и силы территориальной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением Губернатора области на территории области или нескольких (двух и более) муниципальных образований, на которых могут возникнуть или возникли ЧС, для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
б) режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
При возникновении или угрозе возникновения муниципальных и локальных ЧС решение на установление одного из выше перечисленных режимов функционирования принимается руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, на территории которых возникли ЧС.
25.В решении Губернатора области о введении для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы режима повышенной готовности или режима ЧС указываются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС и руководителя работ по ликвидации ЧС.
26.Руководители органов исполнительной власти области должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, в установленном порядке отменяются установленные режимы функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы.
27.Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами территориальной подсистемы, определяются законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Ярославской области.
28.Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации ЧС.
Руководители работ по ликвидации ЧС вправе по согласованию с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями области устанавливать границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимать решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Ярославской области.
29.В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
ограничение доступа людей в зону ЧС;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение в установленном порядке на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими решениях Губернатора области, Правительство области, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации области, находящиеся в зоне ЧС.
30.Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет:
- областного бюджета в случае ЧС регионального и межмуниципального характера;
- за счет местного бюджета, если ЧС возникла в границах (на территории) муниципального образования области.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Абзацы шестой - седьмой исключены с 26 января 2009 года. - Постановление Губернатора ЯО от 26.01.2009 N 27.
31.Порядок организации и осуществления тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселений области определяется законодательством Российской Федерации и обеспечивается инженерно-техническими, организационными мероприятиями, к которым относится размещение на территории поселения подразделений пожарной охраны с необходимой численностью личного состава и оснащаемых пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия.
Приложение от 28 апреля 2005 года к № 242
Перечень Сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области
1.Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ярославской области.
2.Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
3.Поисково-спасательные формирования области:
- государственное учреждение Ярославской области "Поисково-спасательный отряд";
- муниципальное учреждение "Центр гражданской защиты" города Ярославля;
- муниципальное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" городского округа города Рыбинска.
4.Дежурные смены Федеральной противопожарной службы по Ярославской области, противопожарной службы Ярославской области, муниципальной, ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны.
5.Силы единой дислокации Управления внутренних дел по Ярославской области.
6.Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Территориальный центр медицины катастроф".
7.Дежурно-диспетчерские службы, силы и средства открытого акционерного общества "Ярославская энергетическая компания".
8.Группа дежурных секретариата управления Федеральной службы безопасности России по Ярославской области.
9.Аварийно-диспетчерская служба открытого акционерного общества "Ярославльоблгаз".
10.Аварийно-диспетчерская служба открытого акционерного общества "Яргазсервис".
11.Аварийно-диспетчерская служба открытого акционерного общества "Ярославльводоканал".
12.Аварийно-диспетчерская служба муниципального унитарного предприятия городского округа г. Рыбинска "Водоканал".
13.Аварийно-диспетчерская служба муниципального унитарного предприятия "Энергетик" г. Переславля-Залесского.
14.Аварийно-диспетчерская служба муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Брейтовское".
15.Аварийно-диспетчерская служба муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Ростова.
16.Аварийно-диспетчерская служба муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Мышкинского муниципального района.
17.Аварийно-ремонтная служба открытого акционерного общества "АРС".
18.Дежурные смены подразделений Северного управления внутренних дел на транспорте.
19.Оперативная служба Рыбинской гидроэлектростанции филиала открытого акционерного общества "РусГидро" "Каскад Верхневолжских гидроэлектростанций".
20.Оперативная служба Угличской гидроэлектростанции филиала открытого акционерного общества "РусГидро" "Каскад Верхневолжских гидроэлектростанций".
21.Силы и средства Ярославского отделения Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
22.Дежурно-диспетчерская служба, силы и средства Главного управления открытого акционерного общества "Теплогенерирующая компания-2" по Ярославской области.
23.Диспетчерская служба Гаврилов-Ямского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
24.Диспетчерская служба Даниловского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
25.Диспетчерская служба Переславского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
26.Диспетчерская служба Мышкинского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
27.Центр управления сетями открытого акционерного общества "Ярэнерго" - филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра".
28.Силы и средства департамента дорожного хозяйства Ярославской области.
29.Силы и средства департамента лесного хозяйства Ярославской области.
30.Силы и средства государственного автономного учреждения Ярославской области "Лесная охрана".
31.Дежурная смена управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области.
32.Дежурные смены государственного учреждения "Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
33.Диспетчерская служба "Ярославского районного нефтепроводного управления" общества с ограниченной ответственностью "Балтийские магистральные нефтепроводы".
34.Центр технического мониторинга общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы "Спецавтоматика".
35.Дежурно-диспетчерская служба, силы и средства открытого акционерного общества "Авиация Ярославля".
36.Дежурно-диспетчерские службы, силы и средства подразделений скорой медицинской помощи.
37.Дежурно-диспетчерская служба, силы и средства службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов открытого акционерного общества "Аэропорт Туношна".
Приложение от 28 апреля 2005 года к № 242
Перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области
1.Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ярославской области.
2.Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
3.Поисково-спасательные формирования области:
- государственное учреждение Ярославской области "Поисково-спасательный отряд";
- муниципальное учреждение "Центр гражданской защиты" города Ярославля;
- муниципальное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" городского округа города Рыбинска.
4.Дежурные смены Федеральной противопожарной службы по Ярославской области, противопожарной службы Ярославской области, муниципальной, ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны.
5.Силы единой дислокации Управления внутренних дел по Ярославской области.
6.Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Территориальный центр медицины катастроф".
7.Дежурно-диспетчерские службы, силы и средства открытого акционерного общества "Ярославская энергетическая компания".
8.Группа дежурных секретариата управления Федеральной службы безопасности России по Ярославской области.
9.Аварийно-диспетчерская служба открытого акционерного общества "Ярославльоблгаз".
10.Аварийно-диспетчерская служба открытого акционерного общества "Яргазсервис".
11.Аварийно-диспетчерская служба открытого акционерного общества "Ярославльводоканал".
12.Аварийно-диспетчерская служба муниципального унитарного предприятия городского округа г. Рыбинска "Водоканал".
13.Аварийно-диспетчерская служба муниципального унитарного предприятия "Энергетик" г. Переславля-Залесского.
14.Аварийно-диспетчерская служба муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Брейтовское".
15.Аварийно-диспетчерская служба муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Ростова.
16.Аварийно-диспетчерская служба муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Мышкинского муниципального района.
17.Аварийно-ремонтная служба открытого акционерного общества "АРС".
18.Дежурные смены подразделений Северного управления внутренних дел на транспорте.
19.Оперативная служба Рыбинской гидроэлектростанции филиала открытого акционерного общества "РусГидро" "Каскад Верхневолжских гидроэлектростанций".
20.Оперативная служба Угличской гидроэлектростанции филиала открытого акционерного общества "РусГидро" "Каскад Верхневолжских гидроэлектростанций".
21.Силы и средства Ярославского отделения Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
22.Дежурно-диспетчерская служба, силы и средства Главного управления открытого акционерного общества "Теплогенерирующая компания-2" по Ярославской области.
23.Диспетчерская служба Гаврилов-Ямского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
24.Диспетчерская служба Даниловского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
25.Диспетчерская служба Переславского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
26.Диспетчерская служба Мышкинского линейно-производственного управления магистральных газопроводов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта".
27.Центр управления сетями открытого акционерного общества "Ярэнерго" - филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра".
28.Силы и средства департамента дорожного хозяйства Ярославской области.
29.Силы и средства департамента лесного хозяйства Ярославской области.
30.Силы и средства государственного автономного учреждения Ярославской области "Лесная охрана".
31.Дежурная смена управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области.
32.Дежурные смены государственного учреждения "Ярославский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
33.Диспетчерская служба "Ярославского районного нефтепроводного управления" общества с ограниченной ответственностью "Балтийские магистральные нефтепроводы".
34.Центр технического мониторинга общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы "Спецавтоматика".
35.Дежурно-диспетчерская служба, силы и средства открытого акционерного общества "Авиация Ярославля".
36.Дежурно-диспетчерские службы, силы и средства подразделений скорой медицинской помощи.
37.Дежурно-диспетчерская служба, силы и средства службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов открытого акционерного общества "Аэропорт Туношна".