Ярославская область
Решение от 14 января 2011 года № 03-03/21-10
В отношении ОАО «ЦентрТелеком» по заявлению физического лица
По делу № 03-03/21-10
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
14 января 2011 года
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
14 января 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Балабаев С. А., члены Комиссии: специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., специалист 3 разряда отдела антимонопольного контроля Ганина А. А.,
с участием:
от Открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» (далее – ОАО «ЦентрТелеком») – (представитель по доверенности), (представитель по доверенности).
(заявитель) на заседании Комиссии не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев 23 декабря 2010 года дело № 03-03/21-10 о нарушении ОАО «ЦентрТелеком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Установила:
В Ярославское УФАС России поступило заявление (вх. № 6880 от 27.11.2009) на действия ОАО «ЦентрТелеком», ущемляющие его интересы, в связи с несвоевременным устранением повреждений на телефонных сетях.
Представители ОАО «ЦентрТелеком» нарушения антимонопольного законодательства не признали и пояснили следующее.
Отсутствие телефонной связи у абонента произошло вследствие кабельного повреждения на участке, проходящем в подвале многоквартирного дома. Увеличение контрольных сроков устранения повреждений, препятствовавших пользованию телефонной связи, произошло по причине аварии в подвале многоквартирного дома. После того как ОАО «РЭУ-14» была устранена указанная авария, поврежденный участок магистрального кабеля был заменен и связь восстановлена.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены следующие фактические обстоятельства.
Оказание услуг телефонной связи осуществляется на основании договора № 45165 от 19.04.2000, заключенного с ОАО «ЦентрТелеком».
В период с 12.10.2009 по 23.10.2009 телефонная связь у заявителя отсутствовала (выписка из программы автоматизированного централизованного бюро работы с клиентами по состоянию на 01.02.2010). Как следует из письменных пояснений ОАО «ЦентрТелеком» (от 01.02.2010 № 02-37-12/516) причиной отсутствия телефонной связи у в указанный период было повреждение в подвале многоквартирного дома № 25 по улице Труфанова магистрального кабеля общей емкостью 100 пар. Согласно акту № 709/09 от 01.12.2009 обследования кабельного повреждения 14.10.2009 кабельной бригадой ОАО «ЦентрТелеком» в подвале указанного многоквартирного дома была обнаружена авария на инженерных коммуникациях (система отопления).
Для восстановления телефонной связи была произведена замена магистрального кабеля общей емкостью 100 пар и монтаж 2-х муфт (наряд № 235 от 23.10.2009). Телефонная связь заявителю была восстановлена 23.10.2009 (выписка из АЦБРК по состоянию на 01.02.2010).
Принимая решение о нарушении ОАО «ЦентрТелеком» антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО «ЦентрТелеком» осуществляет оказание услуг электросвязи. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг электросвязи относится к сфере естественной монополии. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом ФАС России № 50 от 09.03.2006 ОАО «ЦентрТелеком» включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, с долей более 65% на рынке услуг местной телефонной связи.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
- доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, ОАО «ЦентрТелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг электросвязи.
Согласно статья 46 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором об оказании услуг связи.
В силу пункта 8 Правил оказания услуг местной и внутризоновой телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 310 от 18.05.2005 оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом б) пункта 59 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, оператор связи обязан устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие пользованию услугами телефонной связи.
Сроки устранения неисправностей установлены в Инструкции «О порядке устранения повреждений и учета заявлений, поступающих в бюро ремонта (ЦБР) на местных телефонных сетях», утвержденной Министерством связи РФ 1 апреля 1994 года.
Согласно пункту 4.4.1 контрольный срок устранения кабельных повреждений начинает исчисляться с 9 часов рабочего дня, следующего за днем истечения контрольного срока исправления линейно-абонентского повреждения. Учитывая, что информация о повреждении была передана кабельной бригаде 13.10.2009 в 12.07 ч. (выписка из АЦБРК по состоянию на 01.02.2010), то контрольный срок устранения повреждений должен исчисляться, начиная с 14.10.2009.
Подпунктом в) пункта 4.4.3. указанной инструкции установлен контрольный срок, а именно 36 часов на устранение кабельных повреждений (магистральных кабелей), когда потребовалось заменить пролет кабеля емкостью до 300 пар включительно. В соответствии с подпунктом б) указанного выше пункта контрольный срок устранения повреждений муфты составляет 18 часов.
Учитывая, что для восстановления телефонной связи абоненту ОАО «ЦентрТелеком» произвел замену пролета магистрального кабеля общей емкостью 100 пар, а также 2 муфты, то общий контрольный срок устранения указанных повреждений должен составлять 72 часа. Принимая во внимание, что контрольный срок устранения повреждений, препятствовавших пользованию телефонной связи , исчислялся с 14.10.2009, то повреждения должны быть устранены, и, следовательно, связь восстановлена не позднее 17.10.2009. Вместе с тем, телефонная связь у заявителя была восстановлена только 23.10.2009, тем самым были ущемлены его интересы.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Довод ОАО «ЦентрТелеком» относительного того, что контрольные сроки устранения повреждений на телефонных сетях не были соблюдены вследствие того, что в подвале дома № 25 по улице Труфанова 14.10.2009 была авария на тепловых сетях, антимонопольным органом не принимается ввиду следующего.
Управлением многоквартирным домом № 25 по улице Труфанова осуществляется ОАО «Управдом Дзержинского района». Ремонт и техническое обслуживание указанного многоквартирного дома осуществляет ОАО «РЭУ-14» на основании договора № 02-14/09 от 01.09.2009 на ремонт и техническое обслуживание общего имущества многоквартирных домов, заключенного с ОАО «Управдом Дзержинского района». Предметом указанного договора является выполнение ОАО «РЭУ-14» работ по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, находящегося в управлении у ОАО «Управдом Дзержинского района».
Как следует из пояснений ОАО «ЦентрТелеком» (от 19.03.2010 № 02-37-12/1683) после обнаружения в подвале многоквартирного дома № 25 по ул. Труфанова аварии на теплосетях, 14.10.2009 о данном факте было сообщено в ОАО «РЭУ-14» посредствам телефонограммы.
Самой телефонограммы в антимонопольный орган представлено не было, также не было представлено и журнала, либо иного документа, фиксирующего исходящие телефонограммы в ОАО «ЦентрТелеком».
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений ОАО «Ремонтно-эксплуатационный участок № 14» (ОАО «РЭУ-14») от 07.12.2010 № 80 авария в подвале дома № 25 по улице Труфанова была 07.10.2009, указанная авария, а также последствия были устранены в этот же день. Никаких других повреждений в подвале указанного многоквартирного дома в октябре 2009 года не было. В журнале учета регистрации заявок за 2009 год указаны 2 заявки на повреждение инженерных коммуникаций в подвале указанного многоквартирного дома (запись номер 6 и 17). Каких-либо иных сообщений об аварии в указанном доме за октябрь 2009 года в указанном журнале не значиться.
Как следует из служебной записки ОАО «РЭУ-14» от 17.11.2010, им был опрошен ОАО «РЭУ-14» , которая пояснила, что в октябре 2009 года в подвале дома № 25 по ул. Труфанова была одна авария 07.10.2009, указанная авария была устранена в этот же день слесарями ОАО «РЭУ-14».
Обращений в соответствующие государственные органы о признании перечисленных выше документов (письменные пояснения ОАО «РЭУ-14» и журнал регистрации заявок) со стороны ОАО «ЦентрТелеком» не последовало, также не было заявлено в Комиссию антимонопольного органа по рассмотрению настоящего дела ходатайств о фальсификации указанных документов.
Таким образом, действиями ОАО «ЦентрТелеком» по устранению препятствий пользованию телефонной связи в период с 12.10.2009 по 23.10.2009 (замена пролета магистрального кабеля в подвале дома № 25 по ул. Труфанова) в нарушении контрольных сроков, установленных Инструкцией «О порядке устранения повреждений и учета заявлений, поступающих в бюро ремонта (ЦБР) на местных телефонных сетях», утвержденной Министерством связи РФ 1 апреля 1994 года, нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Учитывая, что на момент принятия настоящего решения телефонная связь была восстановлена в полном объеме, а за период отсутствия телефонной связи был сделан соответствующий перерасчет, то Комиссия антимонопольного органа не находит оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Решила:
1) признать ОАО «ЦентрТелеком» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ;
2) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «ЦентрТелеком».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
С. А. Балабаев
Члены Комиссии
В. В. Платин
А. А. Ганина