Внимание! Данный документ утратил силу с 16.06.2004 в соответствии с Федеральным законом 164-ФЗ от 08.12.2003.
О государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- Принят
- 07 июля 1995 года
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации - Одобрен
- 21 июля 1995 года
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- В редакциях
- Федеральных законов
- № 96-ФЗ от 08.07.1997,
- № 32-ФЗ от 10.02.1999.
- Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
-
Глава I. Общие положения
-
Цели настоящего Федерального закона
- Целями настоящего Федерального закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
-
Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
- внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);
- товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются;
- услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений;
- исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно - вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом;
- экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу;
- импорт - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- российские участники внешнеторговой деятельности (российские лица) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- иностранные участники внешнеторговой деятельности (иностранные лица) - юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства;
- система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно - технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (далее - товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка;
- экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
-
Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
- Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
-
Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:
- 1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
- 2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
- 3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
- 4) единство таможенной территории Российской Федерации;
- 5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- 6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
- 7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
- 8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
-
Внешнеторговая политика Российской Федерации
- Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
- В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами - участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран - участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.
Внимание! Данный документ утратил силу с 16.06.2004 в соответствии с Федеральным законом 164-ФЗ от 08.12.2003.
-
Глава II. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности
-
Вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности
- В ведении Российской Федерации находятся:
- 1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;
- 2) обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;
- 3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно - тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;
- 4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и / или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;
- 5) определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно - технического назначения, оказания технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, передачи технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, а также оказания других услуг в области военно - технического сотрудничества и сотрудничества с иностранными государствами в ракетно - космической области;
- 6) определение порядка вывоза и ввоза расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих наркотических средств, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, частей и дериватов, а также порядка их использования;
- 7) определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;
- 8) определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и оказания услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки;
- 9) определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;
- 10) определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;
- 11) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
- 12) предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;
- 13) формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;
- 14) разработка платежного баланса Российской Федерации;
- 15) привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;
- 16) установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;
- 17) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;
- 18) участие в деятельности международных экономических и научно - технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;
- 19) создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно - технических организациях;
- 20) владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.
-
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности
- В сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности находятся:
- 1) координация внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе экспортной деятельности субъектов Российской Федерации в целях максимальной реализации их экспортного потенциала;
- 2) формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
- 3) получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Российской Федерации, их использование во внешнеторговой деятельности и погашение. Средства для предоставления гарантий в отношении иностранных кредитов предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, бюджеты которых дотируются из федерального бюджета, обязаны согласовывать величину кредита с Правительством Российской Федерации;
- 4) выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов Российской Федерации;
- 5) координация деятельности субъектов Российской Федерации по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;
- 6) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.
-
Полномочия субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности
- Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
- В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции:
- 1) осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 2) осуществлять координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц;
- 3) осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности;
- 4) предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории. Российская Федерация не отвечает по дополнительным гарантиям субъектов Российской Федерации;
- 5) предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами субъектов Российской Федерации. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;
- 6) создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона и законодательством Российской Федерации;
- 7) заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств;
- 8) содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
-
Координация внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
- Координация внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется путем разработки и реализации решений федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным частью четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, непосредственно затрагивающих внешнеторговые интересы субъектов Российской Федерации, а также путем взаимного обмена информацией между ними в этой области.
- Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части первой настоящей статьи, обязан своевременно согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планы и программы развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации, затрагивающие интересы субъектов Российской Федерации и находящиеся в пределах его компетенции.
- Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок после получения соответствующего проекта на согласование направляют официальное заключение федеральному органу исполнительной власти, указанному в части первой настоящей статьи.
- Неполучение официального заключения от субъекта Российской Федерации рассматривается как его согласие с направленным на согласование проектом.
- Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны регулярно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в части первой настоящей статьи, обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения в области внешнеторговой деятельности.
Внимание! Данный документ утратил силу с 16.06.2004 в соответствии с Федеральным законом 164-ФЗ от 08.12.2003.
-
Глава III. Участники внешнеторговой деятельности
-
Российские и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности
- Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности
- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
-
Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
-
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности
- Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами:
- 1) осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой Российской Федерации;
- 2) в ежегодные послания Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
- 3) регулирует сотрудничество в военно - технической области;
- 4) определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов;
- 5) в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции;
- 6) в случае, если сочтет это необходимым, на основании части 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
- 7) в случае, если сочтет это необходимым, на основании части 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.
- Правительство Российской Федерации:
- 1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
- 2) разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания Российской Федерации федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;
- 3) принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации;
- 4) принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
- 5) вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
- 6) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
- 7) осуществляет управление федеральной собственностью Российской Федерации за рубежом;
- 8) на основании пункта "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, и указами Президента Российской Федерации, в области государственного управления внешнеторговой деятельностью.
- Разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой настоящей статьи, обеспечивает непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности.
- Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой настоящей статьи, является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
-
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно - тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
- Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово - кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
-
Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.
-
Количественные ограничения экспорта и импорта
- Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.
- Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:
- 1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- 2) выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
- 3) защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.
- Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора.
- Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
- Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и / или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, преимущественного права организациям - изготовителям.
- Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.
-
Экспортный контроль
- В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации действует система экспортного контроля.
- Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под экспортный контроль, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.
- Российская Федерация проводит единую политику экспортного контроля, определяемую исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов.
- Вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, экспорт которых контролируется согласно части первой настоящей статьи, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
-
Государственная монополия на экспорт и / или импорт отдельных видов товаров
- Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и / или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами.
- Государственная монополия на экспорт и / или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и / или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно - правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и / или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.
- Сделки по экспорту и / или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
- Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
-
Защитные меры в отношении импорта товаров
- В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины.
- Основанием для принятия решения о введении защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и / или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров.
- Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. Предметом расследования является установление существенного ущерба или угрозы причинения такого и наличия объективной причинной связи между ростом импорта и существенным ущербом или угрозой причинения такового.
- Для целей настоящей статьи под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой причинения существенного ущерба - очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения существенного ущерба.
- По поручению Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, направляет уведомление соответствующим органам иностранных государств или органам таможенных территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения такового от импорта этого товара, конкретной предлагаемой защитной меры и предлагаемого срока ее введения, а также о готовности провести консультации по этим вопросам. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства Российской Федерации о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничение.
- Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.
-
Запреты и ограничения экспорта и / или импорта исходя из национальных интересов
- В соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и / или импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
- 1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
- 2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
- 3) сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;
- 4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
- 5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
- 6) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
- 7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;
- 8) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
- Федеральные законы о запретах и ограничениях экспорта и / или импорта товаров, принимаемые исходя из национальных интересов, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.
-
Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров; контроль за качеством ввозимых товаров
- Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации.
- Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
- Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:
- 1) не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в части первой настоящей статьи;
- 2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
- 3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
- 4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
- Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово - промышленной палаты Российской Федерации в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.
-
Участие Российской Федерации в международных экономических санкциях
- Участие Российской Федерации в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются указами Президента Российской Федерации.
- Российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета.
Внимание! Данный документ утратил силу с 16.06.2004 в соответствии с Федеральным законом 164-ФЗ от 08.12.2003.
-
Глава V. Особые режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности
-
Приграничная торговля
- Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах Российской Федерации с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах соответствующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.
- Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
-
Свободные экономические зоны
- Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
-
Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование
-
Программы развития внешнеторговой деятельности
- В целях стимулирования роста национальной экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в том числе через осуществление федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.
- Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности ежегодно разрабатывается Правительством Российской Федерации и представляется на утверждение в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета.
- Указанная федеральная программа содержит:
- 1) прогноз торгового баланса как составную часть платежного баланса Российской Федерации;
- 2) оценку современного состояния и проблем торгово - экономических отношений Российской Федерации с иностранными государствами;
- 3) план внешних заимствований Российской Федерации с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов;
- 4) план экспортных кредитов, предоставляемых с использованием средств федерального бюджета или под гарантии Правительства Российской Федерации;
- 5) план обслуживания внешнего долга Российской Федерации;
- 6) план поступлений от обслуживания долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;
- 7) перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, принимаемых или намечаемых в соответствующем году, ставки пошлин таможенного тарифа и пределы их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования;
- 8) перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий год;
- 9) реестр случаев дискриминации и нарушений двусторонних и многосторонних обязательств, допущенных в отношении российских лиц на рынках отдельных государств, и перечень принятых или намечаемых мер по защите законных торгово - экономических интересов Российской Федерации.
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции совместно с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, разрабатывают программы развития внешнеторговой деятельности на своих территориях.
-
Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности
- В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации действует система внешнеторговой информации, финансируемая за счет средств федерального бюджета и управляемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона.
- Внешнеторговая информация содержит сведения:
- 1) о федеральной и региональных программах развития внешнеторговой деятельности;
- 2) о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;
- 3) о российских и иностранных лицах, получивших квоты и лицензии;
- 4) о российском и иностранном законодательстве в сфере внешнеторговой деятельности;
- 5) о деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом;
- 6) о деятельности государственного специализированного российского экспортно - импортного банка и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;
- 7) о таможенной статистике Российской Федерации;
- 8) о конъюнктуре на зарубежных рынках по основным товарным группам;
- 9) о правовых актах Российской Федерации по стандартизации и сертификации;
- 10) о правонарушениях в сфере внешнеторговой деятельности;
- 11) о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с ее территории;
- 12) другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.
- Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, обязан в разумный срок предоставить необходимую внешнеторговую информацию российскому или иностранному лицу - участнику внешнеторговой деятельности за плату.
-
Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
- Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции и в лице своих уполномоченных органов осуществляют в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации мероприятия, включая необходимое их финансирование, по содействию развитию внешнеторговой деятельности, в том числе:
- 1) разработку программ развития внешнеторговой деятельности, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона;
- 2) обеспечение кредитования участников внешнеторговой деятельности;
- 3) обеспечение функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
- 4) организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
- 5) проведение рекламных кампаний и кампаний по развитию экспорта товаров и услуг;
- 6) обеспечение создания системы внешнеторговой информации и информационно - консультационных служб, а также реализацию иных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности.
-
Страхование во внешнеторговой деятельности
- Услуги по страхованию во внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с федеральными законами о страховой деятельности.
- Государство в целях стимулирования экспорта может участвовать в системе страхования экспортных кредитов.
- Страхование от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности осуществляется на добровольной основе по договорам страхования с российскими или иностранными страховщиками (юридическими лицами).
-
Внешнеторговая статистика
- Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации обеспечивают создание федеральной системы статистической отчетности, сбор и разработку по единой методологии сопоставимых на международном уровне статистических данных:
- 1) по внешней торговле Российской Федерации на основе государственной статистической отчетности и таможенной статистики Российской Федерации, включая торговые балансы Российской Федерации;
- 2) по платежному балансу Российской Федерации, включая статистику ввоза и вывоза товаров, услуг, капитала, ценных бумаг, получения и обслуживания кредитов.
- Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации обеспечивают ежемесячное, ежеквартальное и ежегодное официальное опубликование статистической информации, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи.
-
Объединения, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
- Российские юридические лица - участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по отраслевому, территориальному и иным принципам.
- Объединения российских юридических лиц - участников внешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членов объединений, представления их общих интересов, повышения эффективности и упорядочения экспорта и импорта, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешнеторговых связей с иностранными лицами и их объединениями.
- Не допускаются использование объединений для монополизации и раздела внутреннего рынка, ограничения условий конкуренции для не входящих в них участников внешнеторговой деятельности, дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от участия в объединениях, а также использование таких объединений для ограничения деловой практики на внешнем рынке.
- Создание и деятельность указанных объединений осуществляются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
-
Представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации
- Иностранные юридические лица вправе открывать на территории Российской Федерации представительства для ведения внешнеторговой деятельности от имени только этих иностранных юридических лиц с соблюдением федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации.
Внимание! Данный документ утратил силу с 16.06.2004 в соответствии с Федеральным законом 164-ФЗ от 08.12.2003.
-
Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности
-
Обеспечение благоприятных условий для доступа на внешние рынки
- Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово - экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами.
-
Представительства Российской Федерации по торгово - экономическим вопросам в иностранных государствах
- Представительства Российской Федерации по торгово - экономическим вопросам (далее - торговые представительства Российской Федерации) в иностранных государствах действуют на основе международных договоров Российской Федерации.
- Торговые представительства Российской Федерации являются государственными органами, представляющими в странах их пребывания интересы Российской Федерации по вопросам внешнеторговой деятельности и обеспечивающими их защиту.
- Не допускается отказ в предоставлении торговыми представительствами Российской Федерации информационных и консультационных услуг российским участникам внешнеторговой деятельности, в частности по мотивам форм собственности, места регистрации, размеров уставного капитала.
-
Представительства иностранных государств по торгово - экономическим вопросам в Российской Федерации
- Представительства иностранных государств по торгово - экономическим вопросам учреждаются в Российской Федерации на основе международных договоров, заключаемых Российской Федерацией с соответствующими иностранными государствами.
-
Глава VIII. Защита экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и Российских лиц в области внешнеторговой деятельности
-
Ответные меры в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц
- В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, а также в случае невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Российской Федерацией Правительство Российской Федерации вправе вводить ответные меры в области внешнеторговой деятельности в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц.
-
Глава IX. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
-
Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
- Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.
-
Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
- Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, несут гражданско - правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Глава X. Заключительные положения
-
Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон, за исключением статей 15, 16 и 19, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
- Статьи 15 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года.
- Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 1996 года.
- Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
- Президент
- Российской Федерации
- Б.ЕЛЬЦИН
- Москва, Кремль
- 13 октября 1995 года
- N 157-ФЗ