Внимание! Данный документ утратил силу с 31.05.1996 в соответствии с Федеральным законом 61-ФЗ от 31.05.1996.
Об обороне
- Принят
- Верховным Советом Российской Федерации
- В редакции
- Указа
- № 2288 от 24.12.1993.
- Настоящий Закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
-
Раздел I. Общие положения
-
Основы обороны
- В настоящем Законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.
- Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.
- Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и военной доктриной Российской Федерации.
- Для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.
- К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска Министерства безопасности Российской Федерации, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска), которые выполняют задачи в области обороны, установленные законодательством Российской Федерации.
- Перечень войск, указанных в настоящей статье, является исчерпывающим.
- Существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований преследуются по закону.
-
Организация обороны
- Организация обороны включает:
- правовое регулирование в области обороны;
- прогнозирование и оценку военной угрозы;
- разработку военной политики и военной доктрины Российской Федерации;
- строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планирование их применения;
- разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;
- мобилизационную подготовку органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, экономики, территории, коммуникаций и населения страны;
- создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;
- планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;
- обеспечение сохранения государственной и военной тайны;
- развитие военной науки;
- координацию деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области обороны;
- гражданский контроль за расходами на оборону и деятельностью Министерства обороны Российской Федерации в объеме, не ограниченном законом;
- международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
- другие мероприятия в области обороны.
-
Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны
- Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается на Конституции Российской Федерации и включает настоящий Закон, а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью Российской Федерации, воинской обязанностью и военной службой, государственной службой, заменяющей военную службу (альтернативной службой), статусом военнослужащего, пенсионным обеспечением лиц, уволенных с военной службы, оборонным бюджетом, гражданской обороной, мобилизацией, военным положением, закупками вооружений, статусом оборонного предприятия, государственной тайной, землепользованием, другие законодательные акты Российской Федерации.
- Нормативные акты по вопросам обороны, действовавшие в СССР, сохраняют свою силу в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации по вопросам обороны, до полной их отмены уполномоченными на то органами.
-
Раздел II. Полномочия органов государственной власти и управления в области обороны
-
Полномочия Верховного Совета Российской Федерации в области обороны
- Верховный Совет Российской Федерации:
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- осуществляет законодательное регулирование в области обороны и социально - правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- рассматривает и постатейно утверждает оборонный бюджет;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- устанавливает воинские звания;
- абзацы 8 - 12 не применяются. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- принимает решения об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с ее международными обязательствами.
- абзацы 14 - 15 не применяются. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
- Часть вторая не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
-
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Президент Российской Федерации:
- является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны;
- утверждает государственные программы и планы развития оружия и военной техники в пределах выделяемых средств;
- санкционирует проведение ядерных и других специальных испытаний в соответствии с программами испытаний, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- присваивает в порядке, установленном законом, воинские звания генералов и адмиралов;
- утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации;
- утверждает план гражданской обороны Российской Федерации и Положение о территориальной обороне;
- утверждает по представлению министра обороны Российской Федерации планы дислокации Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории Российской Федерации;
- ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве, по вопросам коллективной безопасности и разоружения;
- объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию, военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую Федерацию с последующим незамедлительным внесением этих вопросов на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии с законом Российской Федерации о военном положении;
- издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу (с указанием численности призывников).
-
Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Правительство Российской Федерации:
- несет ответственность за состояние Вооруженных Сил Российской Федерации;
- руководит деятельностью подведомственных ему органов государственного управления по вопросам обороны;
- вносит в Верховный Совет Российской Федерации предложения по проекту оборонного бюджета;
- организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск оружием и военной техникой, их обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны Российской Федерации;
- обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, а также подготовки граждан по военно - учетным специальностям;
- обеспечивает создание инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
- определяет порядок воинского учета и готовит предложения Президенту Российской Федерации о контингентах граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, военные сборы и по мобилизации;
- организует разработку и выполнение мобилизационных планов и заданий, планов накопления мобилизационных и государственных резервов;
- принимает решения о создании, перепрофилировании и упразднении государственных оборонных предприятий, научно - исследовательских и опытно - конструкторских организаций; военных академий, институтов и училищ, военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также определяет порядок подготовки граждан по военно - учетным специальностям и офицерских кадров;
- организует в пределах предоставленных полномочий выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации по вопросам обороны;
- организует работу подведомственных органов по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также для рабочих и служащих оборонных предприятий, учреждений и организаций в зависимости от условий их труда;
- определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны, а также контроль за выполнением утвержденных планов;
- определяет порядок деятельности и материально - технического обеспечения военных комиссариатов;
- устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, продажи и ликвидации оружия и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;
- организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;
- ведет международные переговоры по военным вопросам, определяет меры по укреплению доверия между государствами и взаимному понижению уровня военной опасности, созданию коллективной безопасности.
-
Полномочия органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в области обороны
- Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей территории:
- обеспечивают выполнение законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации в области обороны и социально - правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- проводят мероприятия по подготовке территории и коммуникаций в целях обороны;
- организуют воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и по мобилизации;
- обеспечивают потребности воинских формирований и учреждений Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации;
- реализуют выполнение мобилизационных планов и заданий;
- участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
- вносят в высшие органы государственной власти и управления предложения по улучшению организации обороны.
-
Раздел III. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации в области обороны
-
Обязанности предприятий, учреждений и организаций в области обороны
- Предприятия, учреждения и организации независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации:
- выполняют договорные обязательства, а в военное время - и государственные заказы по созданию, производству, поставкам и ремонту оружия и военной техники, другого военного имущества и ресурсов, по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
- принимают участие в мероприятиях гражданской обороны;
- осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами и заданиями, планами накопления мобилизационных и государственных резервов на договорной основе, если иное не установлено законом;
- создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности; связанные с этим расходы компенсируются предприятиям, учреждениям и организациям Министерством обороны Российской Федерации.
-
Обязанности и права граждан Российской Федерации в области обороны
- Граждане Российской Федерации в соответствии с законом:
- выполняют воинскую обязанность или добровольно поступают на военную службу на контрактной основе;
- принимают участие в мероприятиях гражданской и территориальной обороны;
- могут создавать предприятия и общественные организации, содействующие укреплению обороны;
- предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию действующих органов власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующим возмещением ущерба государством.
- Должностные лица в соответствии с занимаемой должностью обязаны знать и выполнять свои функции по вопросам обороны, если таковые предусмотрены законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.
-
Раздел IV. Вооруженные силы Российской Федерации
-
Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение
- Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
- Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
- Часть третья не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
-
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ.
- Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных вооруженных сил или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
- В состав Вооруженных Сил Российской Федерации не могут входить части, подразделения и другие формирования, деятельность которых не связана с предназначением Вооруженных Сил Российской Федерации и обеспечением их жизнедеятельности.
-
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется в добровольном порядке - по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу.
- Часть вторая не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
- В Вооруженных Силах Российской Федерации не могут проходить военную службу граждане, достигшие 60-летнего возраста.
- Вооруженные Силы Российской Федерации комплектуются также гражданским персоналом.
- Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создаются необходимые резервы.
-
Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации
- Штатная численность гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень замещаемых гражданским персоналом должностей - министром обороны Российской Федерации.
- Трудовые отношения гражданского персонала с военным командованием в зависимости от занимаемой должности регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и государственной службе.
- Законодательные акты Российской Федерации по вопросам труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной и правовой защиты граждан действуют в отношении гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от объявления об их введении приказами военного командования.
- Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации имеет право на создание профессиональных союзов.
-
Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Часть первая не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
- Непосредственное руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил Российской Федерации является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Должности министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц в Вооруженных Силах Российской Федерации могут замещаться гражданскими лицами.
- Функции Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации определяются настоящим Законом, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. Для их осуществления в Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации создаются соответствующие управления и службы.
- Управление видами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется через соответствующие штабы.
- Для управления группировками Вооруженных Сил Российской Федерации могут создаваться функциональные и территориальные командования.
- Для руководства и управления войсками и силами флота, обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации используется государственный язык Российской Федерации.
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время определяются соответствующим законом.
-
Функции Министерства обороны Российской Федерации
- Министерство обороны Российской Федерации:
- реализует политику в области строительства Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти Российской Федерации;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- разрабатывает предложения по проекту оборонного бюджета и представляет их Правительству Российской Федерации;
- разрабатывает проекты долгосрочных государственных программ и годовых планов работ в интересах обеспечения обороны;
- координирует, финансирует и в пределах своей компетенции контролирует работы, выполняемые в интересах обороны;
- заказывает и финансирует на договорной основе научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы в области обороны, производство и закупку оружия и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов, а также подрядные работы и услуги для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах выделенных на эти цели средств;
- финансирует и обеспечивает учебно - материальной базой на договорной основе общественные организации, осуществляющие подготовку граждан по военно - учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организует работу по сохранению государственной и военной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- осуществляет финансовое, техническое и тыловое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организует в соответствии с законодательством Российской Федерации прохождение военной службы и обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- сотрудничает с военными ведомствами других государств;
- вносит предложения в Правительство Российской Федерации по использованию возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации в интересах социально - экономического развития Российской Федерации;
- организует военно - научные исследования;
- абзац не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288;
- осуществляет другие полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.
-
Функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
- Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации:
- разрабатывает планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и мобилизационные планы, а также план оперативного оборудования территории Российской Федерации в интересах обороны;
- разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации, структуре, составу, дислокации и задачам Вооруженных Сил Российской Федерации, их оснащению оружием и военной техникой, по подготовке военных кадров и оборонному бюджету;
- осуществляет оперативное управление войсками и силами флота Вооруженных Сил Российской Федерации;
- осуществляет разведывательную деятельность в интересах обороны и безопасности;
- организует мобилизационную подготовку и развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации;
- поддерживает необходимую боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организует оперативную подготовку штабов и войск;
- осуществляет военно - научные исследования оперативно - стратегического характера.
-
Дислокация войск и сил флота
- Дислокация войск и сил флота осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально - экономическими возможностями регионов Российской Федерации.
- План дислокации войск и сил флота разрабатывается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации при согласовании с Правительством Российской Федерации, органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и утверждается Президентом Российской Федерации по представлению министра обороны Российской Федерации.
- Передислокация войск и сил флота в пределах территорий, выделенных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется министром обороны Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами государственной власти и управления, а в составе от соединения и выше - с разрешения Президента Российской Федерации.
- Часть четвертая не применяется. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
-
Ограничение деятельности общественных и иных организаций и объединений в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации не допускаются.
- Запрещается использовать штатные должности и финансовые средства Вооруженных Сил Российской Федерации для создания структур и осуществления деятельности любых общественных и иных организаций и объединений, кроме установленных законодательством Российской Федерации.
- Запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территории воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации.
-
Обеспечение законности в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Надзор за законностью и расследование дел о преступлениях в Вооруженных Силах Российской Федерации возлагаются на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров.
- Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляют суды.
-
Раздел V. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Территориальная оборона. Гражданская оборона
-
Состояние войны
- Состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств.
- С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с объявлением о прекращении военных действий и их фактическим прекращением.
-
Военное положение
- Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств на Российскую Федерацию.
- Режим военного положения определяется законом Российской Федерации о военном положении.
-
Мобилизация
- С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации или их части на организацию и состав военного времени, а также по переводу предприятий, учреждений и организаций или их части с мирного на военное положение.
- Порядок подготовки и проведения мобилизационных мероприятий определяется законом Российской Федерации о мобилизации.
-
Гражданская оборона
- Гражданская оборона организуется в целях защиты гражданского населения и народнохозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях.
- Задачи и организация гражданской обороны определяются законом Российской Федерации о гражданской обороне.
-
Территориальная оборона
- Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также установления и поддержания режима военного положения.
- Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Российской Федерации.
-
Раздел VI. Заключительные положения
-
Финансирование обороны
- Финансирование обороны осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации путем выделения средств Министерству обороны Российской Федерации в соответствии с законом Российской Федерации об оборонном бюджете.
- Финансирование оборонных расходов без согласования с Министерством обороны Российской Федерации не допускается.
-
Международные аспекты обороны
- Российская Федерация при организации и осуществлении обороны соблюдает нормы международного права, международные договоры и соглашения, участником которых она является.
- Части вторая и третья не применяются. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288.
-
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны
- Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут дисциплинарную, административную, гражданско - правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Президент
- Российской Федерации
- Б.ЕЛЬЦИН
- Москва, Дом Советов России.
- 24 сентября 1992 года.
- N 3531-1