О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»
- Принят
- 16 июля 2010 года
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации - Одобрен
- 19 июля 2010 года
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ"
-
Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
- Настоящий Федеральный закон определяет особенности создания, правового положения и порядок финансового обеспечения национального исследовательского центра "Курчатовский институт" (далее - Центр).
-
Особенности правового положения Центра
- 1. Деятельность Центра регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом Центра.
- 2. Центр создается в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
- 3. Полномочия учредителя Центра от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
- 4. Имущество Центра является федеральной собственностью и принадлежит Центру на праве оперативного управления. Центр осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, с особенностями, определенными настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
- 5. Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Центра, от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
- 6. Центр относится к наиболее значимым учреждениям науки.
- 7. Центр вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его уставе. Доходы Центра, полученные в результате его деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение.
-
Цели создания и функции Центра
- 1. Центр создается и действует в целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения опережающего научно-технологического развития и ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Перечень указанных работ определяется Правительством Российской Федерации в составе программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра.
- 2. Центр для достижения установленных частью 1 настоящей статьи целей реализует следующие основные функции:
- 1) получение новых научных знаний в области естественных наук и использование их в интересах экономики, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, а также подготовка научных работников;
- 2) проведение полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с программой совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра;
- 3) разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий;
- 4) участие в формировании государственной научно-технической политики по направлениям своей деятельности;
- 5) обеспечение вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в гражданский оборот;
- 6) участие в осуществлении прогнозирования научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе в анализе использования организациями научно-технических результатов с учетом сроков освоения технологий, достигнутого технологического уровня, объема и технико-экономических показателей выпускаемой инновационной продукции, соответствующих производственных мощностей, парка используемого оборудования и его характеристик;
- 7) развитие современных научно-исследовательской, технологической, инновационной и инженерной инфраструктур;
- 8) участие в осуществлении научного и методического обеспечения координации проектов международного научно-технического сотрудничества;
- 9) участие от имени Российской Федерации в реализации международных проектов на основании решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
-
Программа совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра
- 1. Центр для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатывает программу совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра, на срок до пяти лет.
- 2. Центр осуществляет от имени Российской Федерации в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных бюджетных учреждений, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра.
- 3. Программой совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра, предусматриваются соответствующие научные, инвестиционные и финансовые показатели.
- 4. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных программой совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра, осуществляется за счет:
- 1) бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
- 2) добровольных взносов юридических лиц и физических лиц, пожертвований от них;
- 3) иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
-
Полномочия Правительства Российской Федерации как учредителя Центра
- Правительство Российской Федерации:
- 1) утверждает устав Центра;
- 2) утверждает программу совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра;
- 3) утверждает перечень федеральных государственных бюджетных учреждений, в отношении которых Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества;
- 4) назначает на должность и освобождает от должности членов наблюдательного совета Центра и председателя этого наблюдательного совета;
- 5) назначает на должность и освобождает от должности президента Центра и директора Центра;
- 6) ежегодно проводит анализ результатов и эффективности выполнения программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Центра;
- 7) принимает иные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
-
Органы управления Центра
- 1. Органами управления Центра являются наблюдательный совет Центра, президент Центра, директор Центра и правление Центра.
- 2. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Центра является ревизионная комиссия Центра.
- 3. В Центре создается консультативный и совещательный орган - ученый совет Центра.
- 4. Компетенция органов управления Центра определяется его уставом.
- 5. Высшим органом управления Центра является его наблюдательный совет.
- 6. Члены наблюдательного совета Центра назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть освобождены досрочно от должности Правительством Российской Федерации.
- 7. В состав наблюдательного совета Центра входят пятнадцать членов, в том числе четыре - представители Президента Российской Федерации, четыре - представители Правительства Российской Федерации, два - представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, один - представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, один - представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, один - представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, а также президент Центра и директор Центра, являющиеся членами наблюдательного совета Центра (по должности).
- 8. Правление Центра является его коллегиальным исполнительным органом. Директор Центра является председателем его правления.
- 9. Члены правления Центра назначаются на должность и освобождаются от должности его наблюдательным советом по представлению директора Центра.
- 10. Центр возглавляет президент, назначаемый на эту должность сроком на пять лет. Президент Центра назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. При этом президент Центра может быть назначен на новый срок или досрочно освобожден от занимаемой должности Правительством Российской Федерации.
- 11. Правительство Российской Федерации не вправе назначать президента Центра на новый срок более двух раз.
- 12. Президент Центра после прекращения своих полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, становится его почетным президентом, статус которого устанавливается уставом Центра.
- 13. Директор Центра является его единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство его текущей деятельностью.
- 14. Директор Центра назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Директор Центра назначается на должность по представлению президента Центра на срок не более чем пять лет. Новая кандидатура на должность директора Центра представляется в Правительство Российской Федерации за один месяц до дня истечения срока полномочий директора Центра.
- 15. Директор Центра не может быть председателем его наблюдательного совета.
- 16. Ученый совет Центра является его постоянно действующим консультативным и совещательным органом, созданным в целях научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности Центра.
- 17. Ревизионная комиссия Центра создается для осуществления контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью.
- 18. Председатель и другие члены ревизионной комиссии Центра назначаются на должность его наблюдательным советом сроком на пять лет. Члены ревизионной комиссии Центра могут быть переназначены на данную должность неограниченное количество раз.
- 19. Члены ревизионной комиссии Центра не могут замещать должности в органах его управления.
-
Участие Центра в хозяйственных обществах
- Центр с согласия собственника его имущества вправе выступать в качестве учредителя или участника хозяйственных обществ. В этом случае в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ Центром могут вноситься денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления), имущественные права, в том числе арендные права, а также иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Центром собственником этого имущества или приобретенного Центром за счет средств, выделенных ему собственником этого имущества на приобретение этого имущества, и недвижимого имущества.
-
Заключительные положения
- 1. Устав Центра утверждается в трехмесячный срок со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
- 2. Центр и участвующие в пилотном проекте по его созданию организации вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных соответственно федеральному государственному учреждению "Российский научный центр "Курчатовский институт" и преобразуемым в федеральные государственные бюджетные учреждения таким организациям, до окончания срока действия указанных документов. При этом не требуется переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, и иных разрешительных документов.
-
Вступление в силу настоящего Федерального закона
- 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 7 статьи 2 и статьи 7 настоящего Федерального закона.
- 2. Часть 7 статьи 2 и статья 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.
- Президент
- Российской Федерации
- Д.МЕДВЕДЕВ
- Москва, Кремль
- 27 июля 2010 года
- N 220-ФЗ