Внимание! Данный документ утратил силу с 30.05.2001 в соответствии с Федеральным конституционным законом 3-ФКЗ от 30.05.2001.
О чрезвычайном положении
- Принят
- Верховным Советом РСФСР
Раздел I. Общие положения
- Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией РСФСР и настоящим Законом на всей либо на части территории РСФСР, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные настоящим Законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики.
- Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
Раздел II. Условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения
- Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
- Основаниями введения чрезвычайного положения, при соблюдении требований статьи 3 настоящего Закона, могут быть:
- а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
- б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ.
- Чрезвычайное положение на всей территории РСФСР или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РСФСР с немедленным уведомлением Президиума Верховного Совета РСФСР или указом Президиума Верховного Совета РСФСР с немедленным уведомлением Президента РСФСР.
- Чрезвычайное положение на всей либо на части территории РСФСР может быть введено также Президентом СССР с согласия Верховного Совета РСФСР.
- В случае, если чрезвычайное положение вводится только на территории одной из республик, входящих в состав РСФСР, необходимо предварительное согласие Президиума Верховного Совета этой республики.
- Введение чрезвычайного положения без согласия Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, допускается лишь с целью пресечения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием.
- Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики, входящей в состав РСФСР, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено указом Президиума Верховного Совета этой республики с уведомлением Президента РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР и осуществляется в соответствии с положениями настоящего Закона.
- До введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "а" статьи 4 настоящего Закона, Президент РСФСР или Председатель Верховного Совета РСФСР, или Председатель Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, обязан обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока.
- В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций и учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение.
- Введение чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "б" статьи 4 настоящего Закона, допускается только с согласия органов государственной власти пострадавшей территории, если они продолжают нормально функционировать.
- В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения.
- В указе о введении чрезвычайного положения должны быть указаны:
- а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статей 3 и 4 настоящего Закона;
- б) основание необходимости введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона;
- в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан с соблюдением требований статей 26 и 27 настоящего Закона;
- г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;
- д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
- е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.
- Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, указанных в статье 9 настоящего Закона.
- Указ о введении чрезвычайного положения в период работы сессии Верховного Совета РСФСР подлежит передаче на утверждение Верховного Совета РСФСР немедленно. Верховный Совет РСФСР рассматривает указ в срок, не превышающий 24 часов. В период между сессиями Верховного Совета РСФСР одновременно с решением о введении чрезвычайного положения Президиум Верховного Совета РСФСР принимает решение о созыве внеочередной сессии Верховного Совета РСФСР, на которой Верховный Совет рассматривает указ о введении чрезвычайного положения в срок, не превышающий 72 часов с момента его принятия. При объявлении через средства массовой информации о введении чрезвычайного положения народные депутаты - члены Верховного Совета РСФСР обязаны прибыть к месту заседаний Верховного Совета РСФСР в возможно короткие сроки без специального вызова.
- Указ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный постановлением Верховного Совета РСФСР в порядке и сроки, установленные статьей 11 настоящего Закона, утрачивает силу, о чем население соответствующей территории оповещается через средства массовой информации.
- При утверждении указа о введении чрезвычайного положения, даче согласия на введение чрезвычайного положения Президенту СССР и в период действия режима чрезвычайного положения Верховный Совет РСФСР или соответственно Верховный Совет республики, входящей в состав РСФСР, вправе изменить перечень и пределы чрезвычайных мер, предусмотренных указом о введении чрезвычайного положения, или принять решение об отмене чрезвычайного положения.
- Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РСФСР, не может превышать 30 дней, вводимого на части территории РСФСР, - не может превышать 60 дней.
- По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок постановлением Верховного Совета РСФСР.
- Срок действия чрезвычайного положения, вводимого указом Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, не может превышать 60 дней и продлевается постановлением Верховного Совета этой республики.
- При введении чрезвычайного положения на всей территории РСФСР сессия Верховного Совета РСФСР продолжает свои заседания в течение всего срока действия чрезвычайного положения.
- При введении чрезвычайного положения на части территории РСФСР Верховный Совет РСФСР вправе прервать внеочередную сессию.
- Действие частей 1 и 2 настоящей статьи распространяется также на порядок работы Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, на всей или части территории которой указом Президиума Верховного Совета этой республики введено чрезвычайное положение.
Раздел III. Формы государственного управления, вводимые на период чрезвычайного положения
- На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о введении чрезвычайного положения либо отдельным указом могут вводиться особые формы управления в соответствии с настоящим Законом.
- Высшие органы государственной власти и управления РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение.
- Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 27 настоящего Закона.
- Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РСФСР либо назначенному им или Президиумом Верховного Совета РСФСР органу.
- В случае введения чрезвычайного положения указом Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, орган, указанный в части 1 настоящей статьи, назначается Президиумом Верховного Совета этой республики.
- Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы.
- Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение.
- В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "а" статьи 4 настоящего Закона, постановлением Верховного Совета РСФСР министру внутренних дел РСФСР и председателю КГБ РСФСР может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение.
- Органы, указанные в статьях 16, 17 и 18 настоящего Закона, вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
- В случае создания специальных органов управления, предусмотренных статьями 17 и 18 настоящего Закона, полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительно - распорядительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении чрезвычайного положения.
- Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам РСФСР и входящих в состав РСФСР республик, осуществляющим особое управление на соответствующей территории, и выполнять их обязательные распоряжения и приказы.
- Невыполнение распоряжений и приказов влечет ответственность, установленную статьями 30 и 31 настоящего Закона.
- Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.
- По предложению министра внутренних дел РСФСР или председателя КГБ РСФСР Президент РСФСР обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов МВД и КГБ.
- В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения по основаниям, установленным п. "б" статьи 4 настоящего Закона, Президент РСФСР по поручению Верховного Совета РСФСР принимает меры по привлечению Вооруженных Сил, находящихся в подчинении органов Союза ССР. Списки личного состава подразделений и формирований, принимавших непосредственное участие в устранении обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, хранятся в архивах Комитета Совета Министров РСФСР по чрезвычайным ситуациям.
Раздел IV. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения
- В соответствии с п. "в" статьи 10 настоящего Закона указом о введении чрезвычайного положения либо отдельным указом органа, принявшего решение о введении чрезвычайного положения, устанавливаются перечень и пределы чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, включая исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан.
- На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:
- а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
- б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
- в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;
- г) запрещение забастовок;
- д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
- В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "а" статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры:
- а) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;
- б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;
- в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
- г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
- д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
- е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.
- В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "б" статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к мерам, перечисленным в статье 22, могут применяться следующие меры:
- а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;
- б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;
- в) установление карантина и проведение других санитарно - противоэпидемических мероприятий;
- г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ;
- д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;
- е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно - спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
- Меры, указанные в статьях 23 и 24, могут применяться только в условиях чрезвычайного положения.
Раздел V. Гарантии прав и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения
Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение установленных законом полномочий органов государственной власти и управления, прав общественных организаций, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой создавшегося положения. Применение таких мер на части территории республики не может влечь за собой изменения полномочий органов государственной власти и управления, прав общественных организаций, а также прав и обязанностей граждан в других местностях, а также в республике в целом.
- Эти меры должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из действующих международных договоров СССР и РСФСР в области прав человека, а также не должны влечь за собой какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам расы, национальности, пола, языка, религии, политических убеждений или социального происхождения.
- Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах и не противоречащих им законах РСФСР. Равным образом недопустимо применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание.
- Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами РСФСР и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.
- Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии со статьей 23 настоящего Закона, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.
- Нарушение гражданами требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии со статьями 22, 23 и 24 настоящего Закона, за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа в размере от 50 до 500 рублей, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
- Неоднократное нарушение установленных требований режима чрезвычайного положения, действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную рознь, а также нарушающие общественный порядок, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел или КГБ при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа в размере до 1000 рублей или административный арест на срок до тридцати суток, если эти действия не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РСФСР.
- Те же действия, совершенные должностными лицами, влекут за собой наложение штрафа в размере до 3000 рублей или административный арест на срок до 30 суток.
- Дела о нарушениях, предусмотренных частью 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются народным судьей в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, в срок до трех суток. Лица, совершившие административные нарушения, могут быть задержаны вплоть до рассмотрения дела народным судьей.
- Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения без специального о том уведомления.
- Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.
- Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РСФСР.
- Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, учрежденные в соответствии со статьей 163 Конституции РСФСР. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается.
- Все судопроизводство во всех судах ведется в соответствии с действовавшими на момент введения чрезвычайного положения законами РСФСР. Использование любых видов и форм ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается.
- На территории, где введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РСФСР может быть изменена территориальная подсудность уголовных и гражданских дел.
- Деятельность органов Прокуратуры РСФСР на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном законодательством РСФСР.
- Приговоры о применении смертной казни, вынесенные за преступления, совершенные в период действия чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и тридцати суток после его прекращения или отмены.
Раздел VI. Заключительные положения
- Верховный Совет РСФСР либо Верховный Совет республики, входящей в состав РСФСР, утвердившие указ о введении чрезвычайного положения, в течение всего периода чрезвычайного положения осуществляют контроль за соблюдением настоящего Закона и проводят инспектирование соответствующих территорий. Все должностные лица обязаны содействовать осуществлению указанных функций Верховных Советов и незамедлительно представлять запрошенную информацию.
- В период действия чрезвычайного положения на всей территории РСФСР, а равно на части ее территории по основаниям, указанным в п. "а" статьи 4 настоящего Закона, не допускается изменение Конституции и избирательных законов РСФСР, конституций республик, входящих в состав РСФСР, не проводятся выборы высших органов государственной власти РСФСР и референдумы РСФСР.
- На территориях, где введено чрезвычайное положение, выборы органов государственной власти и местного самоуправления не проводятся в течение всего периода чрезвычайного положения.
- Порядок финансирования работ, необходимых для ликвидации причин и последствий обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, определяется Советом Министров РСФСР.
- О введении чрезвычайного положения Президент РСФСР либо Президиум Верховного Совета РСФСР в течение суток извещает Президента СССР и Президиум Верховного Совета СССР.
- В соответствии с международно - правовыми обязательствами СССР и РСФСР, вытекающими из Международного Пакта о гражданских и политических правах, в случае объявления чрезвычайного положения Президент РСФСР либо Президиум Верховного Совета РСФСР в трехдневный срок принимают меры к оповещению генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанному Международному Пакту, об объеме этих отступлений и о причинах такого решения.
- В уведомлении сообщается также о дате предполагаемого прекращения указанных отступлений от обязательств, предусмотренных Международным Пактом о гражданских и политических правах.
- Председатель Верховного Совета РСФСР
- Б.ЕЛЬЦИН
- Москва, Дом Советов РСФСР.
- 17 мая 1991 года.
- N 1253-1.