Внимание! Данный документ утратил силу с 28.08.1995 в соответствии с Федеральным законом 154-ФЗ от 28.08.1995.
О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям
- Принят
- Верховным Советом РСФСР
- В редакции
- Закона Российского Федерации
- № 3119-1 от 24.06.1992.
- Местные Советы народных депутатов РСФСР призваны обеспечить проведение на подведомственных территориях комплексных мероприятий по стабилизации экономического положения и переходу к рыночным отношениям в соответствии с Законом РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР". Настоящий Закон устанавливает дополнительные полномочия местных Советов народных депутатов РСФСР и их исполнительных органов.
--------------------------------
<*> Признан недействующим и не подлежащим применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.Раздел I. Полномочия местных советов народных депутатов
- Местные Советы народных депутатов вправе образовывать комиссии по подготовке и осуществлению экономической реформы, а при исполнительных органах - органы по управлению муниципальной собственностью, разгосударствлению, приватизации, антимонопольным мероприятиям, земельной реформе и другим вопросам перехода к рынку, наделять их в пределах своей компетенции необходимыми полномочиями, определять их структуру и штаты. Финансирование этих органов производится из местных бюджетов, в том числе за счет доходов от разгосударствления и приватизации имущества, а также внебюджетных фондов.
- В области формирования муниципальной собственности краевые, областные, районные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов, а по их поручению также городские районного подчинения, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов осуществляют инвентаризацию, оценку и составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность и протоколы их согласования соответственно с вышестоящими и нижестоящими Советами, вносят предложения в вышестоящие Советы, органы государственного управления, предприятия, учреждения и иные организации о передаче в муниципальную собственность предприятий, организаций, учреждений, а также иных объектов, относящихся к государственной собственности и имеющих особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционирования местного хозяйства.
- Решение о составе муниципальной собственности, находящейся в ведении местного Совета народных депутатов, при соблюдении указанной процедуры и условий принимает вышестоящий Совет народных депутатов.
- В дальнейшем любое имущество, созданное или приобретенное местным Советом народных депутатов за счет имеющихся у него средств либо полученное им безвозмездно, включается в фонд муниципальной собственности по решению данного Совета.
- Споры между Советами народных депутатов различных уровней о принадлежности муниципального имущества разрешаются на основе заключения создаваемой ими согласительной комиссии вышестоящим по отношению к ним Советом народных депутатов.
- В области разгосударствления и приватизации:
- 3.1. Краевые, областные, районные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов с учетом местных условий и в соответствии с действующими законодательными актами определяют порядок разгосударствления и приватизации принадлежащего им имущества. В первую очередь разгосударствлению и приватизации подлежат предприятия и организации сферы торговли, бытового обслуживания и общественного питания, предприятия местной промышленности и жилищный фонд;
- обеспечивают учет и рассмотрение предложений нижестоящих Советов народных депутатов, трудовых коллективов предприятий и организаций, а также граждан об условиях, формах и методах разгосударствления и приватизации (аренда, выкуп в коллективную и частную собственность, преобразование в акционерные общества, кооперативы, малые предприятия, безвозмездная передача и др.);
- определяют с учетом мнения нижестоящих Советов народных депутатов условия и порядок продажи имущества принадлежащих им предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, включая проведение местных аукционов;
- публикуют в местной печати списки предприятий и организаций и условия их разгосударствления и приватизации.
- 3.2. Местные Советы народных депутатов:
- проводят разгосударствление и приватизацию муниципальной собственности;
- направляют не менее 50 процентов сумм, вырученных местными Советами народных депутатов от реализации муниципального имущества, в соответствующий местный бюджет;
- при заключении договоров о разгосударствлении и приватизации предприятий вправе предусматривать в них условия, обеспечивающие нормальную деятельность местного хозяйства (функциональное назначение предприятий, срок, в течение которого запрещается изменять назначение предприятия, и др.) и ответственность за нарушение договоров.
- В области стимулирования предпринимательства, антимонопольных мероприятий:
- 4.1. Местные Советы народных депутатов в соответствии с действующим законодательством:
- разрабатывают и принимают с учетом местных условий меры, направленные на стимулирование на подведомственной им территории предпринимательства и создание элементов рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, посреднических организаций, складского, тарного и транспортного хозяйства, информационных систем, рекламных агентств и т.д.);
- создают и содействуют созданию акционерных, малых, кооперативных, артелей национальных ремесел и иных предприятий;
- предоставляют акционерам, малым, кооперативным и иным предприятиям по конкурсу земельные участки, принадлежащие им пустующие, законсервированные и недостроенные производственные помещения, а также неиспользуемое оборудование и другое имущество на возмездной и безвозмездной основе, устанавливают льготные условия налогообложения в случаях, предусмотренных законом.
- 4.2. Краевые и областные Советы народных депутатов вправе осуществлять лицензирование и квотирование поставляемой на экспорт продукции (товаров) предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на подведомственной им территории, в объеме не более 10 процентов.
- В области формирования рынка труда местные Советы народных депутатов:
- вправе заблаговременно получать от расположенных на подведомственных им территориях предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной подчиненности сведения о высвобождении работающих, заслушивать сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций, в том числе вышестоящего подчинения, по этим вопросам;
- создают информационные службы и местные банки данных о потребности в рабочей силе на подведомственной территории и о предложении рабочей силы за ее пределами;
- организуют или участвуют в организации системы профессиональной ориентации, обучения и переподготовки населения;
- разрабатывают систему мероприятий помощи отдельным группам населения, испытывающим сложности в трудоустройстве (молодежь без профессиональной подготовки, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды, лица, уволенные из Вооруженных Сил СССР, освободившиеся из мест заключения и т.п.), контролируют ее выполнение;
- определяют установленные действующим законодательством льготы и преимущества, а также иные формы содействия предприятиям, учреждениям, организациям по стимулированию создания дополнительных рабочих мест прежде всего для молодежи, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, лиц других категорий, нуждающихся в социальной защите;
- организуют с целью обеспечения занятости населения работы на подведомственной территории по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и т.п. за счет средств местных бюджетов, внебюджетных фондов и иных привлекаемых источников.
- В области земельной реформы:
- 6.1. Краевые, областные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов разрабатывают и утверждают в соответствии с земельным законодательством нормативные и методические документы о проведении земельной реформы на подведомственной территории, учреждают земельные банки.
- 6.2. Районные, городские (по их поручению районные в городах), поселковые и сельские Советы народных депутатов в соответствии с земельным законодательством:
- проводят инвентаризацию земельного фонда;
- осуществляют перерегистрацию всех земельных участков и землепользования с учетом фактического использования земли;
- предоставляют и продают земельные участки во владение и пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам и изымают их в установленном законодательством порядке.
- 6.3. Местные Советы народных депутатов осуществляют контроль на подведомственной территории за использованием земли и соблюдением земельного законодательства всеми землепользователями.
- В области жилищной реформы:
- 7.1. Краевые, областные, районные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов определяют с учетом предложений нижестоящих Советов народных депутатов порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, условия и порядок сдачи жилья в аренду, учреждают коммерческие жилищные банки.
- 7.2. Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы народных депутатов:
- проводят инвентаризацию государственного жилого фонда, в ходе которой определяют его стоимость;
- осуществляют передачу и продажу жилья в собственность граждан и организаций, а также сдачу в аренду;
- создают посреднические организации по строительству, передаче, купле-продаже жилья, сдаче его в аренду.
- В области социальной защиты населения краевые, областные, городские (кроме городов районного подчинения), районные Советы народных депутатов:
- определяют дополнительно к перечню, установленному Советом Министров РСФСР, группу товаров, цены на которые подлежат регулированию Советом, за счет средств соответствующего местного бюджета;
- образуют дотационные фонды за счет бюджетных средств, средств от реализации товаров и продуктов по свободным и коммерческим ценам в установленном Советом Министров РСФСР порядке, а также сумм дотаций, переданных из республиканского бюджета;
- распределяют между государственными и муниципальными торговыми организациями дотации к ценам на продукты питания пропорционально объему продажи в фиксированных ценах или в рублях на единицу натурального объема;
- устанавливают формы и порядок предоставления денежных и иных видов помощи, в том числе и в натуральной форме, детям, престарелым, инвалидам и другим нуждающимся гражданам, малообеспеченным семьям (бесплатное питание, ремонт жилья, бесплатное содержание в детских дошкольных учреждениях, организация продажи старых и уцененных вещей, неиспользуемого и бесхозного имущества, организация ухода за больными, одинокими и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.);
- при необходимости вводят нормированное распределение продуктов питания и товаров для населения с учетом конкретной обстановки и ситуации на рынке.
- Местные Советы народных депутатов образуют специальные фонды социальной защиты за счет средств соответствующих местных бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе добровольных пожертвований.
- Местные Советы народных депутатов вправе производить по взаимному соглашению с предприятиями замену до 25 процентов налога с прибыли (дохода), поступающего в соответствующий местный бюджет, натуральным покрытием продукцией или услугами предприятия по госценам и, сверх того, до 25 процентов по договорным ценам; выдавать предприятиям и организациям, расположенным на подведомственной территории, местный заказ в размере до 5 процентов объема производимой продукции (товаров) либо оказываемых услуг с передачей соответствующих материальных ресурсов.
- Местные Советы народных депутатов определяют структуру, штаты своих органов, в соответствии с законодательством РСФСР определяют их компетенцию.
- Местные Советы народных депутатов исключительно на сессиях решают следующие вопросы по обеспечению перехода к рынку:
- образования органов по вопросам перехода к рынку, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона, определения их структуры и штатов;
- принятия решения о составе муниципальной собственности (ч. 2 ст. 2);
- утверждения порядка разгосударствления и приватизации имущества Совета народных депутатов, а также условий и порядка продажи имущества предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению и приватизации (абз. 3, 4 п. 3.1 ст. 3);
- установления системы льгот и преимуществ предприятиям и организациям в целях стимулирования и организации дополнительных рабочих мест (абз. 5 ст. 5);
- учреждения коммерческих банков, товарных и фондовых бирж (абз. 1 ст. 4);
- создания фонда социальной защиты (ст. 9);
- утверждения нормативных документов по проведению земельной реформы (п. 6.1 ст. 6);
- установления порядка передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду (п. 7.1 ст. 7).
- Президиумы местных Советов народных депутатов на своих заседаниях решают следующие вопросы:
- о внесении предложений в вышестоящие Советы народных депутатов, органы государственного управления, иные организации о передаче имущества в муниципальную собственность (ч. 1 ст. 2);
- дополнения перечня товаров, цены на которые подлежат местному регулированию (абз. 1 ст. 8);
- введения нормированного распределения продуктов питания и товаров для населения на подведомственной территории (абз. 5 ст. 8).
- Другие установленные настоящим Законом полномочия местных Советов народных депутатов осуществляются их исполнительными и распорядительными органами.
- Республики, входящие в состав РСФСР, могут определять дополнительно и иные полномочия местных Советов народных депутатов, необходимые для перехода к рыночным отношениям на своей территории.
- Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов обладают полномочиями, установленными настоящим Законом для краевых, областных Советов народных депутатов.
Раздел II. Ответственность местных советов народных депутатов
- Местные Советы народных депутатов, их органы и должностные лица несут ответственность за законность принимаемых решений.
- Ущерб, нанесенный в результате неправомерных решений местных Советов народных депутатов и действий их органов и должностных лиц, возмещается в полном объеме предприятиям (объединениям), учреждениям, организациям и гражданам за счет собственных средств местных Советов народных депутатов и их органов.
- Местный Совет народных депутатов, его орган, возместивший ущерб, причиненный его работниками или должностными лицами, имеет право предъявить регрессный иск к этому лицу в размере выплаченной суммы, если иной размер не установлен законом.
- Местные Советы народных депутатов вправе предъявить в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов вышестоящих по отношению к ним органов государственного управления, предприятий (объединений), организаций и учреждений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на подведомственной им территории, а также права местных Советов народных депутатов.
- До принятия решения судом или арбитражным судом местные Советы народных депутатов вправе приостановить действие оспариваемых актов, кроме актов вышестоящих по отношению к ним органов государственного управления.
- Предприятия, учреждения, организации в случае, если решение местного Совета народных депутатов нарушает их права, могут оспорить такое решение в суде или в арбитражном суде в порядке, установленном действующим законодательством РСФСР.
- Граждане имеют право обжаловать в суд решения местных Советов народных депутатов, их органов, должностных лиц местных Советов народных депутатов, если они нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
- Прокурор РСФСР и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местных Советов народных депутатов.
- Акты президиумов, исполнительных комитетов или иных органов местных Советов народных депутатов, противоречащие законодательству РСФСР, подлежат опротестованию прокурорами. Протест прокурора приносится в соответствующий местный Совет с уведомлением вышестоящего Совета народных депутатов и приостанавливает действие акта.
- При отклонении протеста прокурор обращается в соответствующий суд.
- Председатель
- Верховного Совета РСФСР
- Б.Н.ЕЛЬЦИН
- Москва, Дом Советов РСФСР
- 21 ноября 1990 года
- N 343-1