- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- Согласно его статье 12 в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) внесены изменения, предоставляющие заявителям - юридическим лицам возможность направления в уполномоченный регистрирующий орган (далее - ФНС России) документов, предусмотренных Законом о регистрации, в форме электронных документов. Порядок представления заявителем - юридическим лицом таких документов на бумажном носителе сохраняется. Заявителю предоставляется право выбора порядка представления документов - на бумажном носителе либо в форме электронных документов.
- В целях исполнения Федерального закона N 227-ФЗ при применении нормативных актов Банка России, регулирующих соответствующие процедуры государственной регистрации кредитных организаций, рекомендуем исходить из следующего.
- 1. Кредитным организациям рекомендуется использовать формы документов, размещенные на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru), и представлять документы, предусмотренные Законом о регистрации, в форме электронных документов с учетом следующего.
- 1.1. Электронная форма документов изготавливается кредитной организацией путем перевода в скан-образ документов на бумажных носителях, оформленных в установленном порядке (включая проставление собственноручных подписей уполномоченных лиц и оттиска печати). Каждый документ в электронной форме удостоверяется электронной цифровой подписью, выданной ФНС России уполномоченному лицу кредитной организации для целей представления налоговой отчетности (далее - ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации).
- В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Закона о регистрации подлинность подписи уполномоченного лица кредитной организации на заявлении о государственной регистрации должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. В связи с этим заявление о государственной регистрации в форме электронного документа дополнительно удостоверяется электронной цифровой подписью нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи уполномоченного лица кредитной организации <*>.
--------------------------------
<*> Список нотариусов, имеющих электронную цифровую подпись, размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет: www.nalog.ru.- 1.2. После изготовления документов, предусмотренных Законом о регистрации, в форме электронных документов с использованием технических процедур, рекомендованных подпунктом 1.1 настоящего пункта, кредитной организацией изготавливается скан-образ описи вложений, который удостоверяется ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации.
- 1.3. Кредитной организации рекомендуется формировать пакет документов, содержащий документы в электронной форме, изготовленные с использованием технических процедур, рекомендованных подпунктом 1.1 настоящего пункта, скан-образ описи вложений, удостоверенный ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации, а также перечень файлов скан-образов.
- Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью используемой в Банке России системы криптозащиты информации (далее - СКЗИ), снабжать кодом аутентификации (далее - КА) кредитной организации и направлять по существующему каналу связи в соответствующее территориальное учреждение Банка России (вне зависимости от того, принимается ли решение о государственной регистрации Банком России либо территориальным учреждением Банка России).
- 2. Поскольку положения Федерального закона N 227-ФЗ распространяются только на документы, предусмотренные Законом о регистрации, представление кредитными организациями для целей государственной регистрации иных документов, определенных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, осуществляется на бумажных носителях в общеустановленном порядке.
- В территориальном учреждении Банка России срок рассмотрения документов по вопросу государственной регистрации определяется исходя из даты получения последнего документа из необходимого комплекта документов. В связи с этим в целях избежания неоправданных временных затрат кредитным организациям рекомендуется направлять документы в электронной форме и на бумажных носителях в сроки, обеспечивающие их одновременное получение территориальным учреждением Банка России.
- 3. Территориальным учреждениям Банка России при рассмотрении документов, представленных кредитными организациями в форме электронных документов, предлагаем исходить из следующего.
- 3.1. Если принятие решения о государственной регистрации отнесено к компетенции территориального учреждения Банка России <*>, то территориальному учреждению Банка России рекомендуется рассматривать полученные документы при соответствии их перечня описи вложений.
--------------------------------
<*> В соответствии с пунктом 15.3 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" решение о государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, принимается Банком России, если изменения влекут замену имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также если указанные изменения связаны с реорганизацией кредитной организации, либо территориальным учреждением Банка России, если изменения не влекут замены имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.- При принятии решения о государственной регистрации территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий представленный кредитной организацией архивный файл, скан-образ сопроводительного письма территориального учреждения Банка России, оформленного в установленном порядке и снабженного КА территориального учреждения Банка России, а также перечень файлов скан-образов.
- Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять по системе БАНКОМ в адрес Центра информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) для направления в ФНС России.
- При получении территориальным учреждением Банка России от ЦИТ документа ФНС России в форме электронного документа, подтверждающего внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий указанный документ ФНС России, скан-образ согласованных территориальным учреждением Банка России изменений, вносимых в устав кредитной организации, а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
- Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять кредитной организации по существующему каналу связи. При этом соответствующее письменное сообщение на бумажном носителе может не направляться. Если кредитная организация ходатайствовала о выдаче документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, на бумажном носителе, его направление кредитной организации осуществляется в общеустановленном порядке.
- В случае представления кредитной организацией документов, предусмотренных Законом о регистрации, в форме электронных документов территориальным учреждением Банка России применяются положения абзацев второго, четвертого - шестого пункта 16.4 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
- Вышеуказанный порядок взаимодействия с ФНС России рекомендуется применять также для целей внесения в ЕГРЮЛ в установленный срок записи об изменении сведений о кредитной организации, определенных Законом о регистрации и не связанных с внесением изменений в устав кредитной организации.
- 3.2. Если принятие решения о государственной регистрации отнесено к компетенции Банка России и для принятия решения требуется заключение территориального учреждения Банка России по документам, предусмотренным Законом о регистрации, то территориальному учреждению Банка России рекомендуется рассматривать полученные документы при соответствии их перечня описи вложений.
- При принятии положительного решения территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий представленный кредитной организацией архивный файл, заключение территориального учреждения Банка России, снабженное КА территориального учреждения Банка России, а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
- Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять по системе БАНКОМ в адрес ЦИТ для рассмотрения Банком России, принятия решения о государственной регистрации и осуществления взаимодействия с ФНС России.
- При получении территориальным учреждением Банка России от ЦИТ документа ФНС России в форме электронного документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ (за исключением документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией), территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий указанный документ ФНС России, скан-образ согласованного Банком России (территориальным учреждением Банка России) устава кредитной организации (изменений, вносимых в устав кредитной организации), а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
- Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять кредитной организации по существующему каналу связи. Остальные необходимые документы рекомендуется направлять кредитной организации (выдавать ее уполномоченному лицу) в установленном порядке на бумажном носителе. Если кредитная организация ходатайствовала о выдаче документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, на бумажном носителе, его направление кредитной организации осуществляется в общеустановленном порядке.
- 3.3. Если принятие решения о государственной регистрации отнесено к компетенции Банка России и для принятия решения не требуется заключение территориального учреждения Банка России по документам, предусмотренным Законом о регистрации, то территориальному учреждению Банка России рекомендуется, не раскрывая полученный архивный файл, снабжать его КА территориального учреждения Банка России и направлять по системе БАНКОМ в ЦИТ для рассмотрения Банком России, принятия решения о государственной регистрации и осуществления взаимодействия с ФНС России.
- При получении территориальным учреждением Банка России от ЦИТ документа ФНС России в форме электронного документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, территориальному учреждению Банка России рекомендуется формировать пакет документов, содержащий указанный документ ФНС России, скан-образ согласованного Банком России устава кредитной организации (изменений, вносимых в устав кредитной организации), а также перечень файлов, включенных в пакет документов.
- Сформированный пакет документов рекомендуется архивировать с помощью архиватора ARJ32, шифровать с помощью СКЗИ, снабжать КА территориального учреждения Банка России и направлять кредитной организации по существующему каналу связи. Остальные необходимые документы рекомендуется направлять кредитной организации (выдавать ее уполномоченному лицу) в установленном порядке на бумажном носителе. Если кредитная организация ходатайствовала о выдаче документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, на бумажном носителе, его направление кредитной организации осуществляется в общеустановленном порядке.
- 3.4. При осуществлении территориальным учреждением Банка России действий, предусмотренных пунктом 2.6 Положения Банка России от 9 июня 2005 года N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям", кредитным организациям рекомендуется после устранения выявленных недостатков направлять в территориальное учреждение Банка России в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП уполномоченного лица кредитной организации, только документ (документы), в который (в которые) вносились изменения в целях устранения выявленных недостатков.
- 4. Необходимые для реализации Федерального закона N 227-ФЗ форматы документов, а также порядок представления документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных сведений (подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 и подпункт "г" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации), будут доведены до сведения территориальных учреждений Банка России дополнительно.
- 5. В случае необходимости, территориальными учреждениями Банка России вносятся изменения в соглашения об информационном взаимодействии с кредитными организациями и территориальными органами ФНС России.
- Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
- Первый заместитель
- Председателя Банка России
- Г.Г.МЕЛИКЬЯН