Об особенностях применения Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
- Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под организациями понимаются, в том числе, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
- За совершение на территории Российской Федерации юридически значимых действий государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными на то органами и должностными лицами уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленной главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
- Согласно пунктам 5 и 9 статьи 333.32.1 Кодекса за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для ветеринарного применения при его государственной регистрации уплачивается государственная пошлина в размере 150 000 рублей, за внесение изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата для ветеринарного применения - в размере 50 000 рублей.
- Статьей 333.18 главы 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса определены порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию лекарственного препарата для ветеринарного применения.
- В соответствии с пунктом 3 данной статьи Кодекса государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.
- Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
- Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
- На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата для ветеринарного применения плательщиком (организацией или физическим лицом) должна уплачиваться государственная пошлина до подачи заявлений и документов на совершение указанного действия.
- При этом согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5 и 8 статьи 45, статьи 333.17 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.
- Вместе с тем глава 4 Кодекса "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" допускает участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителей.
- Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (статья 26 пункт 3).
- В соответствии со статьей 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- В силу пункта 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации.
- Таким образом, представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы на законных основаниях осуществлять уплату налога за представляемое юридическое лицо.
- Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 января 2004 г. N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица, а следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.
- При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной влияет возможность четкого установления того, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его денежных средств (предъявлением налогоплательщиком поручения в банк на уплату соответствующего налога и достаточностью денежных средств на счете налогоплательщика). Иное толкование понятия "Самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности об уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога.
- Кроме того, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определено, что для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат.
- С учетом изложенного уплата государственной пошлины за совершение на территории Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией лекарственных препаратов для ветеринарного применения, может быть произведена иностранными организациями, экспортирующими лекарственные препараты в Российскую Федерацию и не имеющими на территории Российской Федерации своих представительств и счетов в российской валюте, через уполномоченных представителей по месту совершения юридически значимого действия в валюте Российской Федерации при условии, что в платежных документах по уплате ее в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган. В случае, если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной.
- Директор
- Департамента бюджетной политики
- в отраслях экономики
- И.Р.КУЗИН