Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 03-03-06/2/223
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Банк заключает договоры РЕПО и договоры займа с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте.
- В абз. 6 ст. 333 НК РФ фактически указано, что переоценке подлежат лишь денежные требования (обязательства) по операциям займа ценными бумагами.
- По экономическому смыслу операции РЕПО и операции займа ценными бумагами очень близки между собой, разница возникает лишь в финансовом результате у покупателя (продавца) по этим сделкам.
- Однако при расчете налоговой базы по налогу на прибыль переоценка по всем денежным требованиям (обязательствам) по операциям РЕПО не подлежит включению в налоговую базу.
- Может ли банк проводить переоценку требований (обязательств) по денежным средствам в иностранной валюте по всем сделкам РЕПО в соответствии с абз. 6 ст. 333 НК РФ?
- Должен ли банк при определении переоценки по денежным требованиям (обязательствам) из операций РЕПО сначала определять экономическую природу операции РЕПО и в случае установления факта того, что операция РЕПО имела целью оформить заем ценными бумагами с последующей уплатой заемщиком процентов денежными средствами, учитывать переоценку указанных денежных требований (обязательств) при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
- Какие критерии должен применять банк для признания операции РЕПО займом ценными бумагами для целей последующей переоценки требований (обязательств) по второй части сделки?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета при совершении операций РЕПО с ценными бумагами и сообщает следующее.
- Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами установлены ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
- В соответствии со ст. 333 НК РФ обязательства (требования) по денежным средствам в иностранной валюте по второй части РЕПО, когда доходы (расходы) по операции РЕПО рассматриваются в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ как проценты по займу, предоставленному (полученному) ценными бумагами, подлежат переоценке, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
- Суммы указанной переоценки учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) организации.
- Учитывая изложенное, обязательства (требования) по уплате денежных средств по второй части РЕПО, выраженные в иностранной валюте, подлежат переоценке в налоговом учете в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, в случае, если доходы (расходы) для целей налогообложения прибыли рассматриваются как проценты по займу, предоставленному (полученному) ценными бумагами.
- В случае если указанные доходы (расходы), в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ, не квалифицируются в качестве процентов по займу ценными бумагами, указанная переоценка денежных обязательств (требований) не производится.
- Для целей налогообложения прибыли организаций процентами по займу, предоставленному ценными бумагами, признается отрицательная разница между ценой приобретения по второй части РЕПО и ценой реализации по первой части РЕПО (п. п. 3, 4 ст. 282 НК РФ).
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 29.12.2010