Письмо Минфина РФ от 28 мая 2012 года № 03-03-06/2/67
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В силу п. 1 ст. 252 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, каковыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все формы первичных документов предусматривают наличие подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность их оформления.
- Статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ определены условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. В частности, при подписании документа, не требующего заверения печатью, простой или неквалифицированной электронной подписью документ будет признан равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных законодательством или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
- Положениями Федерального закона N 129-ФЗ не предусмотрена обязанность составлять первичные документы исключительно на бумажных носителях.
- Банк планирует внедрить электронный документооборот в части обмена первичными документами, подписанными электронной подписью, по операциям купли-продажи иностранной валюты и срочным сделкам (далее - подтверждения), совершаемым банком с клиентами в рамках заключенных с ними договоров (включая соглашение на электронное взаимодействие).
- Вправе ли банк признавать такие подтверждения, составленные на бумажных носителях без заверения печатью, первичными документами в целях учета при исчислении налога на прибыль расходов, осуществленных банком по операциям купли-продажи иностранной валюты и срочным сделкам с клиентами банка?
- Будут ли признаваться первичными документами сформированные в электронном виде по установленным законодательством форматам подтверждения, подписанные неквалифицированной электронной подписью?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о правомерности использования в налоговом учете первичных учетных документов, подписанных усиленной неквалифицированной электронной подписью, и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
- Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
- Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
- При этом Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не включает печать в число обязательных реквизитов, которые должны содержать первичные учетные документы.
- Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
- Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
- Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее - неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
- Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Кодексом не определены.
- Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, по мнению Департамента, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 28.05.2012