» » » О показателях эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, в том числе с учетом мнения родителей и обучающихся

О показателях эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, в том числе с учетом мнения родителей и обучающихся


Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от 25 сентября 2012 года № 08-400
О показателях эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, в том числе с учетом мнения родителей и обучающихся
Принято
Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет методические указания по использованию критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений.
  2. Департамент рекомендует провести работу с главами муниципальных образований субъекта Российской Федерации и руководителями муниципальных органов управления образованием о необходимости использования указанных критериев и показателей в соответствии с методическими указаниями.
  3. Директор
  4. Е.Л.НИЗИЕНКО
Приложение
к Письму от 25 сентября 2012 года № 08-400
Методические указания
Методические указания по использованию критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений
  1. Минобрнауки России совместно с профессиональным и экспертным сообществами разработана критериальная база эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, состоящая из перечня критериев эффективности и минимального набора показателей оценки, дополняемая, при необходимости, показателями, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными органами самоуправления, с учетом специфики условий деятельности региональных и (или) муниципальных приоритетов в развитии образовательных систем.
  2. Предлагаемый перечень критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений базируется на системном подходе к определению "зон профессиональной ответственности":
  3. основные результаты деятельности;
  4. образовательный процесс, обеспечивающий эти результаты;
  5. условия реализации образовательного процесса (кадровые, материальные, финансовые и др.);
  6. система управления организацией.
  7. Соответственно, в состав критериев эффективности и показателей оценки деятельности руководителя общеобразовательного учреждения входят:
  8. 1. Позитивная динамика учебных и внеучебных достижений обучающихся (с учетом характеристики контингента обучающихся).
  9. Данный критерий подтверждается показателями, которые могут быть представлены в виде зафиксированных результатов государственной (итоговой) аттестаций обучающихся, результатов аттестации обучающихся по завершению ступеней обучения, внешних (независимых) мониторингов учебных достижений обучающихся, результативности их участия в конкурсах и олимпиадах, конференциях, форумах и др.
  10. Рекомендуемые показатели оценки:
  11. динамика учебных результатов обучающихся;
  12. динамика внеучебных достижений обучающихся.
  13. 2. Эффективность воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
  14. Под эффективностью воспитательной системы общеобразовательного учреждения понимаются позитивные изменения, которые обеспечивают качественно новые результаты школьного воспитания - не только социальные знания и позитивное отношение обучающихся к ценностям социума, но и приобретение ими опыта самостоятельного, инициативного и ответственного социального действия.
  15. Изменения в воспитательной системе могут происходить по трем основным направлениям. Во-первых, обучающимся должен быть предоставлен максимальных выбор в видах и форм деятельности, обеспечивающих воспитательный эффект, в количестве действующих в школе направлений внеурочной работы. Во-вторых, необходимо развитие воспитательной среды, расширение организованного воспитательного пространства, как в самой школе, так и за ее пределами при взаимодействии с различными социокультурными институтами. В-третьих, должен стать более гибким и разнообразным набор форм и технологий воспитывающей деятельности, который будет максимально эффективным для каждого ребенка, позволит ему приобрести позитивный социальный опыт.
  16. Рекомендуемые показатели оценки:
  17. наличие зафиксированных количественных и качественных результатов социальной активности (внеурочной занятости) обучающихся;
  18. динамика изменения количества правонарушений обучающихся, зафиксированное внешними по отношению к общеобразовательному учреждению службами.
  19. 3. Расширение (изменение) спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом.
  20. Данный критерий отражает степень востребованности общеобразовательного учреждения родительским сообществом, его престижа, конкурентоспособности, в том числе, и возможной финансовой самостоятельности.
  21. Рекомендуемые показатели оценки:
  22. изменение количественного соотношения спроса населения на ученические места в общеобразовательном учреждении и возможность его удовлетворения;
  23. положительная (устойчивая) динамика расширения (изменения) спектра дополнительных образовательных программ;
  24. положительная (устойчивая) динамика расширения (изменения) форм обучения.
  25. 4. Повышение профессионального мастерства педагогических работников общеобразовательного учреждения.
  26. Результаты данной деятельности руководителя общеобразовательного учреждения могут быть представлены в виде зафиксированного участия учителей общеобразовательного учреждения в мероприятиях профессионального мастерства (семинары, конференции, конкурсы) разного уровня, в работе профессиональных ассоциаций или экспертных групп, публикаций педагогических работников о результатах научно-методической работы и др.
  27. Рекомендуемые показатели оценки:
  28. положительная (устойчивая) динамика системного привлечения молодых педагогических работников;
  29. изменение количества отзывов родителей (законных представителей), обучающихся о профессиональном мастерстве педагогических работников общеобразовательного учреждения через систему анкетирования, опроса, рейтинга;
  30. положительная (устойчивая) динамика участия педагогических работников общеобразовательного учреждения в экспериментальных, инновационных, стажировочных площадках, проектах разного уровня;
  31. 5. Развитие материально-технического базы общеобразовательного учреждения.
  32. Данный критерий демонстрирует позитивные изменения в оснащенности учебного процесса, обеспечивающие применение инновационных педагогических техник с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих реализовывать программы профильного обучения, а также создание необходимой материальной среды для внеурочной деятельности, инклюзивного образования детей и др. Содержательное наполнение этого критерия в наибольшей степени зависит от целей и задач, определенных основными образовательными программами ступеней.
  33. Рекомендуемые показатели оценки:
  34. положительная (устойчивая) динамика расширения (изменения) информационной образовательной среды (количество учащихся на 1 компьютер в школьном пространстве, количество компьютеризированных рабочих мест педагогов и активность их использования, банк информационных образовательных ресурсов и др.);
  35. положительная (устойчивая) динамика развития (изменения) материально-технической базы для групповых, лабораторных, практических занятий;
  36. соответствие материальной базы для занятий физической культурой и реализации программ оздоровления школьников.
  37. 6. Создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей).
  38. Результаты данной деятельности руководителя общеобразовательного учреждения выявляются на основании проведения анкетных опросов, интервьюирования, бесед с участниками образовательного процесса, а также с помощью других диагностических средств, нацеленных на определение соответствия созданных в школе условий (санитарно-гигиенических условий, психологического климата, кадрового обеспечения процесса обучения), требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также социальным и профессиональным потребностям учителей, обучающихся и их родителей (законным представителям).
  39. Рекомендуемые показатели оценки:
  40. изменения в обеспечении безопасности здоровья и жизни обучающихся (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, травматизм, школьное питание, психологический комфорт и т.д.);
  41. наличие нелинейного расписания занятий, обеспечивающего учет вариативной части учебного плана;
  42. обеспечение психологического комфорта и безопасных условий профессиональной деятельности педагогических кадров.
  43. 7. Повышение открытости и демократизация управления общеобразовательным учреждением.
  44. Под повышением открытости управления общеобразовательным учреждением понимаются позитивные изменения, выражающиеся в качестве и количестве открыто предъявляемой информации на официальном сайте учреждения в сети Интернет о своей деятельности (актуальные новости и документы, ежегодные публичные доклады администрации, программа развития учреждения и др.), а также в использовании интерактивных форм общения с родителями (законными представителями), обучающимися и другими заинтересованными лицами.
  45. Дальнейшая демократизация управления предполагает стимулирование активности органов общественного управления школой, создание новых форм совместной деятельности, в том числе, при решении наиболее актуальных задач.
  46. Рекомендуемые показатели оценки:
  47. обеспечение доступности и полноты актуальной информации о деятельности общеобразовательного учреждения на официальном сайт в сети Интернет;
  48. динамика участия органов общественного управления общеобразовательного учреждения в решении актуальных задач функционирования и развития общеобразовательного учреждения, предъявленная публично.
  49. Перечень критериев и показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений рекомендуется использовать (учитывать) при аттестации руководителей общеобразовательных учреждений, распределении централизованного премиального фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, включении в кадровый резерв руководителей системы общего образования, заключении трудовых договоров с руководителями общеобразовательных учреждений.

Предыдущая новость - Письмо от 11 сентября 2012 года № 5989-01-39

Следующая новость - Письмо от 07 сентября 2012 года № 5879-01-39