Письмо Минфина РФ от 09 ноября 2012 года № 03-04-06/4-313
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- ЗАО - профучастник РЦБ на основании лицензий осуществляет дилерскую и брокерскую деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами.
- В соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с ФИСС, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом налоговыми агентами в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) ФИСС на основании соответствующего договора: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.
- Согласно п. 10 ст. 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с ФИСС признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам, в частности, относится оплата услуг, оказываемых профучастниками РЦБ, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами.
- Вправе ли ЗАО (доверительный управляющий) как налоговый агент при определении налоговой базы по НДФЛ за 2011 г. по операциям с ценными бумагами и ФИСС, по операциям РЕПО и по операциям займа ценными бумагами учесть суммы комиссии доверительного управляющего, начисленной и фактически уплаченной клиентом в 2012 г.?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу учета в расходах комиссии доверительного управляющего в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
- В соответствии с п. 17 ст. 214.1 Кодекса налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном п. п. 6 - 15 ст. 214.1 Кодекса, с учетом сумм, уплаченных по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также расходов, установленных п. 10 ст. 214.1 Кодекса.
- Таким образом, по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.1 Кодекса, налоговый агент вправе учесть расходы налогоплательщика в виде комиссии доверительного управляющего.
- При этом расходы налогоплательщика учитываются в том налоговом периоде, в котором они были фактически осуществлены, независимо от того, за какой период они были начислены.
- Что касается операций РЕПО, то в соответствии с п. 6 ст. 214.3 Кодекса налоговая база по таким операциям определяется как доходы в виде процентов по займам, полученных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО.
- Учет сумм комиссии доверительному управляющему, уплачиваемой налогоплательщиком в связи с заключением и исполнением сделок РЕПО, при определении налоговой базы непосредственно по сделке РЕПО не предусмотрен.
- Также не предусмотрен учет таких комиссий при определении налоговой базы по операциям займа ценными бумагами в соответствии со ст. 214.4 Кодекса.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 09.11.2012