» » » О направлении памятки должностным лицам таможенных органов Российской Федерации

О направлении памятки должностным лицам таможенных органов Российской Федерации


Российская Федерация
Письмо ФТС от 24 декабря 2012 года № 10-95/63891
О направлении памятки должностным лицам таможенных органов Российской Федерации
Принято
Федеральной таможенной службой России
  1. Во исполнение решения Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и в соответствии с письмом Минтруда России от 15 октября 2012 г. N 18-2/10/1-2088, направляем Вам по электронной почте для использования в работе Памятку должностным лицам таможенных органов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на службе в таможенных органах Российской Федерации и порядке их урегулирования, подготовленную Управлением государственной службы и кадров ФТС России.
  2. Заместитель начальника управления
  3. государственной службы и кадров
  4. капитан таможенной службы
  5. И.Е.МИХАЛКО
  6. ПАМЯТКА
  7. ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  8. О ТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА СЛУЖБЕ
  9. В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКЕ
  10. ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
  11. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
  12. Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
  13. При этом в соответствии с частью 3 указанной статьи под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
  14. Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Тем не менее можно выделить ряд ключевых "областей регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
  15. - выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  16. - выполнение иной оплачиваемой работы;
  17. - владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  18. - получение подарков и услуг;
  19. - имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  20. - взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  21. - явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
  22. При определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.
  23. Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
  24. К функциям государственного управления относятся направления:
  25. - размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для таможенных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
  26. - осуществление надзора и контроля;
  27. - подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  28. - проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
  29. - представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  30. - возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования;
  31. - участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.
  32. Необходимо отметить, что в целях установления единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в государственном секторе, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, в соответствии с которым ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона N 79-ФЗ, распространяются на иные виды государственной службы.
  33. В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона N 273-ФЗ.
  34. В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможном возникновении конфликта интересов. Причем непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
  35. Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
  36. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.
  37. Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо:
  38. использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (при наличии оснований, установленных пунктом 10 Положения);
  39. активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий государственного служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.
  40. Основанием для осуществления проверки в отношении должностных лиц является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
  41. 1. Правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
  42. 1.1 Должностными лицами подразделений кадровых служб таможенных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  43. 2. Постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
  44. 3. Общественной палатой Российской Федерации;
  45. 4. Общероссийскими средствами массовой информации.
  46. На основании соответствующего представления руководителя ФТС России, начальника таможенного органа или любого члена комиссии, предусмотренного подпунктом "в" пункта 14 Положения о комиссии центрального аппарата ФТС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФТС России от 1 сентября 2010 г. N 1619 и подпунктом "в" пункта 14 Порядка формирования и деятельности комиссий таможенных органов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФТС России от 19 марта 2012 г. N 500, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, может быть рассмотрен на заседании данной комиссии.
  47. Анализ информации о деятельности комиссий таможенных органов по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров должностных лиц таможенных органов, выполнение последними иной оплачиваемой работы, владение ценными бумагами, акциями, замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения из таможенных органов, если отдельные функции государственного управления данными организациями, входили в должностные (служебные) обязанности должностных лиц.
  48. Типовые ситуации конфликта
  49. интересов на службе в таможенных органах Российской
  50. Федерации и порядок их урегулирования
  51. I. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

  52. 1. Описание ситуации.
  53. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в отношении участника ВЭД, состоящего с ним в родстве и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  54. 1.2. Меры предотвращения и урегулирования.
  55. Должностному лицу следует уведомить о наличии личной заинтересованности начальника таможенного органа в письменной форме.
  56. Начальнику таможенного органа рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность инспектора.
  57. 1.3. Комментарий.
  58. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
  59. 1.3.1. Должностное лицо является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности таможенного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом таможенном органе является родственник должностного лица;
  60. 1.3.2. Должностное лицо является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника должностного лица.
  61. В этой ситуации рекомендуется временно вывести должностное лицо из состава конкурсной (аттестационной, по урегулированию конфликта интересов, по проведению служебной проверки) комиссии.
  62. II. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы.

  63. 1. Описание ситуации.
  64. Должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора. Например, проводить занятия со студентами Российской таможенной академии (филиала).
  65. 1.2. Меры предотвращения и урегулирования.
  66. Государственные гражданские служащие вправе с предварительным уведомлением начальника таможенного органа выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
  67. Начальник таможенного органа не вправе запретить государственному гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
  68. В случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом начальника таможенного органа и непосредственного начальника в письменной форме.
  69. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы.
  70. В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой должностное лицо или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
  71. 1.3. Комментарий.
  72. В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой государственный гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность государственного гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
  73. Для сотрудников таможенных органов установлен более жесткий запрет на осуществление иной оплачиваемой работы. Так, в частности, сотрудник таможенных органов не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации").
  74. 2. Описание ситуации.
  75. Должностное лицо на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является таможенный орган, в котором оно замещает должность.
  76. 2.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  77. Представителю нанимателя рекомендуется указать должностному лицу, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если должностное лицо не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении должностного лица от замещаемой должности.
  78. Важно отметить, что непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение должностного лица из таможенных органов.
  79. 3. Описание ситуации.
  80. Должностное лицо участвует в принятии решения о закупке таможенным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает оно само, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  81. 3.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  82. Должностному лицу следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
  83. Представителю нанимателя рекомендуется вывести должностное лицо из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у должностного лица есть личная заинтересованность.
  84. III. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами.

  85. 1. Описание ситуации.
  86. Должностное лицо и (или) его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.
  87. 1.2. Меры предотвращения и урегулирования.
  88. В случае если должностное лицо владеет ценными бумагами организации, в отношении которой оно осуществляет отдельные функции государственного управления, оно обязано уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
  89. В случае если родственники должностного лица владеют ценными бумагами организации, в отношении которой оно осуществляет отдельные функции государственного управления, должностное лицо обязано уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов должностному лицу необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
  90. До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представитель нанимателя имеет право отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет должностное лицо или его родственники.
  91. 1.3. Комментарий.
  92. Необходимо учитывать, что в случае, если владение должностным лицом приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, оно обязано передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
  93. 2. Описание ситуации.
  94. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
  95. 2.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  96. Должностному лицу следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
  97. Представителю нанимателя рекомендуется до принятия должностным лицом мер по урегулированию конфликта интересов отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых само должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
  98. IV. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг.

  99. 1. Описание ситуации.
  100. Должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции государственного управления.
  101. 1.2. Меры предотвращения и урегулирования.
  102. Должностному лицу и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
  103. Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении должностным лицом подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
  104. Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении должностного лица должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного должностным лицом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение должностным лицом других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностным лицом своих должностных обязанностей.
  105. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то должностному лицу рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации таможенного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
  106. В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками должностного лица подарков от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых должностное лицо осуществляет или ранее осуществляло отдельные функции государственного управления, рекомендуется:
  107. 1) указать должностному лицу, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
  108. 2) предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
  109. 3) до принятия должностным лицом мер по урегулированию конфликта интересов отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
  110. 1.3. Комментарий.
  111. Установлен запрет должностным лицам получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
  112. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения должностного лица.
  113. 2. Описание ситуации.
  114. Должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, должностному лицу, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  115. 2.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  116. Должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
  117. Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения должностного лица с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, должностному лицу, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  118. 3. Описание ситуации.
  119. Должностное лицо получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
  120. 3.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  121. Должностному лицу рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
  122. Представителю нанимателя, которому стало известно о получении должностным лицом подарков от непосредственных подчиненных, следует указать должностному лицу на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать должностному лицу вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
  123. V. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.

  124. 1. Описание ситуации.
  125. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой само должностное лицо и (или) его родственники имеют имущественные обязательства.
  126. 1.2. Меры предотвращения и урегулирования.
  127. В этом случае должностному лицу и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
  128. Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации перед которой сам государственный служащий его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, имеют имущественные обязательства.
  129. 2. Описание ситуации.
  130. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица.
  131. 2.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  132. Должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
  133. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  134. 3. Описание ситуации.
  135. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  136. 3.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  137. Должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
  138. Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  139. 4. Описание ситуации.
  140. Должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.
  141. 4.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  142. Должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
  143. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с должностным лицом, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  144. VI. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы.

  145. 1. Описание ситуации.
  146. Должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой оно являлось до поступления на службу в таможенные органы.
  147. 1.2. Меры предотвращения и урегулирования.
  148. Должностному лицу в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой оно являлось до поступления на службу в таможенные органы, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
  149. Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения должностного лица с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.
  150. 1.3. Комментарий.
  151. Должностное лицо, поступившее на службу в таможенные органы из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой должностное лицо по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
  152. И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению должностным лицом его должностных обязанностей.
  153. Должностное лицо обязано не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
  154. 2. Описание ситуации.
  155. Должностное лицо ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения из таможенных органов на работу в организацию, в отношении которой оно осуществляет отдельные функции государственного управления.
  156. 2.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  157. Должностному лицу рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых оно осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации должностному лицу рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения из таможенных органов.
  158. В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, должностному лицу следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
  159. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить должностное лицо от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой оно ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения из таможенных органов.
  160. С трудоустройством бывших должностных лиц также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации таможенного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:
  161. 1) бывшее должностное лицо поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с таможенным органом, в котором должностное лицо ранее замещало должность;
  162. 2) бывшее должностное лицо создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с таможенным органом, в котором должностное лицо ранее замещало должность;
  163. 3) должностное лицо продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения из таможенных органов заниматься их реализацией.
  164. VII. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных запретов.

  165. 1. Описание ситуации.
  166. Должностное лицо получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
  167. 1.2. Меры предотвращения и урегулирования.
  168. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ государственному гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  169. Сотрудник таможенных органов не вправе принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.
  170. Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение должностным лицом награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
  171. 2. Описание ситуации.
  172. Должностное лицо в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Должностное лицо рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
  173. 2.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  174. Должностному лицу при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
  175. 2.2. Комментарий.
  176. Если должностное лицо не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации должностного лица могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками должностного лица или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
  177. 3. Описание ситуации.
  178. Должностное лицо использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
  179. 3.1. Меры предотвращения и урегулирования.
  180. Должностному лицу запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
  181. Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования и разглашения должностным лицом вышеуказанной информации, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к должностному лицу мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного должностным лицом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено.
  182. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения должностным лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется начальнику таможенного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Предыдущая новость - Письмо Минздрава РФ от 25 декабря 2012 года № 11-9

Следующая новость - О направлении Обзора ответов на вопросы по применению положений Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ