» » » О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости

О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости


Российская Федерация
Письмо ЦБ РФ от 29 декабря 2012 года № 193-Т
О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости
Принято
Центральным банком Российской Федерации
  1. Банк России направляет для использования в работе Методические рекомендации по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости (далее - Методические рекомендации).
  2. В основе Методических рекомендаций лежат положения документа "Ключевые атрибуты эффективного урегулирования несостоятельности финансовых институтов" (далее - Ключевые атрибуты), разработанного Советом по финансовой стабильности (далее - СФС) и одобренного лидерами "Группы 20" на саммите 3 - 4 ноября 2011 года в Каннах.
  3. В соответствии с подходами СФС одним из новых механизмов урегулирования несостоятельности системно значимых кредитных организаций должны стать планы восстановления финансовой устойчивости (далее - Планы самооздоровления), предусматривающие планирование конкретных путей решения проблем с капиталом и ликвидностью в случае развития событий по нескольким неблагоприятным для кредитной организации сценариям, включая наиболее критические.
  4. В настоящее время разработка Планов самооздоровления не является обязанностью российских кредитных организаций. В то же время, Банк России рекомендует кредитным организациям, в первую очередь крупнейшим, начать разработку Планов самооздоровления после опубликования настоящего письма. Методические рекомендации наряду с положениями Ключевых атрибутов <1> предназначены для использования кредитными организациями в процессе разработки Планов самооздоровления для определения возможных вариантов восстановления финансовой устойчивости и стабильности в ситуациях, когда кредитная организация испытывает серьезные финансовые трудности.
  5. --------------------------------
  6. <1> Оригинальный текст документа Key Attributes of Effective Resolution Regimes for Financial Institutions опубликован на официальном сайте СФС в сети Интернет по адресу: www.financialstabilityboard.org.
  7. Важно, чтобы Планы самооздоровления согласовывались со стратегией развития кредитной организации, были встроены в общие процессы управления кредитной организации, отражали реальную организацию бизнеса кредитной организации и учитывали результаты стресс-тестирования.
  8. Кредитным организациям рекомендуется организовать процесс разработки Планов самооздоровления, обеспечивающий их регулярную (на ежегодной основе) актуализацию и утверждение советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.
  9. Учитывая, что сочетание вопросов в разрабатываемых кредитной организацией внутренних документах определяется ею самостоятельно с учетом условий деятельности, кредитные организации, разработавшие и представившие в Банк России Планы самооздоровления, содержательно отражающие мероприятия по восстановлению ликвидности и обеспечению непрерывности и (или) восстановления финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации, вправе не составлять планы аналогичных мероприятий, рекомендуемых Банком России <1>.
  10. --------------------------------
  11. <1> Письма Банка России от 27.07.2000 N 139-Т и от 29.06.2011 N 96-Т.
  12. Разработанные кредитными организациями Планы самооздоровления, в том числе актуализированные, рекомендуем направлять в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, которые, в свою очередь, направляют их копии в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
  13. Планы самооздоровления будут оцениваться Банком России. Банк России исходит из того, что наличие у кредитной организации актуальных и эффективных стратегических планов своевременных действий, в том числе в условиях кризиса, находится прежде всего в интересах собственников, менеджмента, кредиторов, клиентов и сотрудников самой кредитной организации, поскольку все указанные субъекты заинтересованы в продолжении деятельности кредитной организации, выполнении ею всех, особенно значимых, функций при любых экономических условиях.
  14. Кроме того, при проведении оценки Планов самооздоровления, разработанных кредитными организациями, выполняющими функции инфраструктуры финансового рынка, Банком России будет уделяться внимание аспекту обеспечения непрерывности оказания ими инфраструктурных услуг и (или) возможности дальнейшего продолжения осуществления инфраструктурных функций на уровне финансовой системы.
  15. Банк России предполагает по мере практической разработки и оценки содержания разработанных кредитными организациями Планов самооздоровления:
  16. - разработать собственные планы по урегулированию несостоятельности отдельных кредитных организаций;
  17. - учитывать наличие обоснованного Плана самооздоровления при оценке экономического положения кредитных организаций.
  18. Территориальным учреждениям Банка России довести настоящее письмо до сведения кредитных организаций.
  19. Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".
  20. Первый заместитель
  21. Председателя Банка России
  22. А.Ю.СИМАНОВСКИЙ
Приложение
к Письму от 29 декабря 2012 года № 193-Т
Рекомендация
Методические рекомендации по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости глава 1. общие положения
  1. 1.1. Планы восстановления финансовой устойчивости (далее - Планы самооздоровления) разрабатываются кредитными организациями в рамках реализации процессов управления и стратегического планирования кредитной организации, планирования ее собственных средств (капитала) и ликвидности.
  2. Планы самооздоровления строятся исходя из набора вариантов (сценариев), позволяющих действовать в различных стрессовых ситуациях, и содержат условия, при наступлении которых должна быть начата их реализация.
  3. 1.2. Кредитным организациям рекомендуется организовать процесс разработки Планов самооздоровления, обеспечивающий их регулярную (на ежегодной основе) актуализацию и утверждение советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.
  4. Цель Плана самооздоровления заключается в заблаговременной разработке мер по восстановлению финансовой устойчивости и поддержанию непрерывности осуществления функций кредитной организации в случае существенного ухудшения финансового состояния кредитной организации. План самооздоровления призван заранее определить набор вариантов и инструментов для действий в различных стрессовых ситуациях. Планирование самооздоровления позволяет оценить способность кредитной организации противостоять стрессовым ситуациям, поддерживать непрерывность осуществления функций за счет возможностей, не связанных с привлечением средств государства, а также Банка России и (или) государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов". При этом проблемы кредитной организации должны быть разрешены без угрозы для стабильности банковской системы и инфраструктуры финансового рынка в понимании документа "Ключевые атрибуты эффективного урегулирования несостоятельности финансовых институтов", разработанного Советом по финансовой стабильности (СФС) и одобренного лидерами "Группы 20" на саммите 3 - 4 ноября 2011 года в Каннах (оригинальный текст документа Key Attributes of Effective Resolution Regimes for Financial Institutions опубликован на официальном сайте СФС в сети Интернет по адресу: www.financialstabilityboard.org). План самооздоровления определяет параметры участия акционеров и кредиторов в преодолении проблем кредитной организации.
  5. 1.3. Стрессовые ситуации учитывают специфические риски кредитной организации и риски, влияющие на банковский сектор в целом, а также их сочетание.
  6. 1.4. Важно, чтобы в случае необходимости План самооздоровления мог быть реализован кредитной организацией и был интегрирован в процесс управления рисками.
  7. 1.5. При подготовке Плана самооздоровления рекомендуется придерживаться примерной структуры, приведенной в настоящих Методических рекомендациях.
  8. Глава 2. Предварительные условия эффективного планирования самооздоровления

  9. 2.1. Определение ключевых параметров Плана самооздоровления кредитной организации с учетом ее размера, уровня устойчивости, взаимосвязи и взаимозависимости с другими участниками рынка.
  10. План самооздоровления кредитной организации включает меры по снижению уровня рисков и (или) изменению профиля рисков и поддержанию капитала, а также радикальные варианты действий, например такие, как продажа направлений бизнеса и (или) реструктуризация обязательств, и другие.
  11. 2.2. Определение набора количественных и качественных показателей (событий, условий), при которых начинается реализация различных вариантов мероприятий Плана самооздоровления (далее - индикаторы реализации Плана самооздоровления, индикаторы).
  12. 2.3. Наличие процессов для регулярного мониторинга сигналов раннего предупреждения и индикаторов, выполнение которых предполагает реализацию Плана самооздоровления.
  13. 2.4. Своевременность осуществления мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости.
  14. 2.5. Понимание единоличным исполнительным органом кредитной организации, его заместителями, членами коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации) и советом директоров (наблюдательным советом) значимости Плана самооздоровления и ответственности за его разработку, а также распределение полномочий между ними в части контроля за содержанием и актуальностью Плана самооздоровления, своевременного принятия решений по реализации Плана самооздоровления при возникновении условий (индикаторов) для начала реализации и для завершения Плана самооздоровления.
  15. 2.6. Построение информационной системы, оперативно генерирующей информацию и сигналы, необходимые для процесса планирования и начала реализации самооздоровления, при существенном ухудшении финансового состояния кредитной организации.
  16. 2.7. Регулярная оценка кредитной организацией Плана самооздоровления на предмет его актуальности и реализуемости, регулярный пересмотр и обновление Плана самооздоровления, в частности при существенных институциональных или финансово-экономических изменениях (в т.ч. изменении структуры, направлений деятельности кредитной организации, стратегии, профиля рисков) и с учетом анализа сложившейся на рынке текущей ситуации, принятие надлежащих мер по доработке Плана самооздоровления.
  17. 2.8. Наличие надежной, эффективной и жизнеспособной системы управления и достаточных ресурсов для поддержания процесса планирования самооздоровления.
  18. Глава 3. Примерная структура и содержание

  19. Плана самооздоровления
  20. 3.1. Общее краткое содержательное изложение основных стратегий самооздоровления и план действий по их выполнению.
  21. 3.2. Описание организационной структуры кредитной организации, основных направлений деятельности, подразделений, значимых функций с точки зрения выделения функциональных элементов, участвующих в реализации мер Плана самооздоровления.
  22. 3.2.1. Рекомендуется отразить информацию о функциональной структуре кредитной организации, а также выделить основные направления деятельности.
  23. В случае если кредитная организация является участником банковской группы (банковского холдинга), рекомендуется также отразить информацию о материнской компании кредитной организации, дочерних организациях и аффилированных лицах, о механизмах взаимодействия внутри банковской группы (банковского холдинга), в том числе в стрессовых ситуациях.
  24. Важно описать операционные и финансовые взаимосвязи и взаимозависимости между кредитной организацией, участниками банковской группы (банковского холдинга) и аффилированными лицами.
  25. Также важно установить потенциальные элементы или аспекты организационной структуры, взаимосвязи и взаимозависимости, которые в стрессовой ситуации могут являться барьером или существенным препятствием реализации Плана самооздоровления, и определить способы исправления ситуации или меры, необходимые для устранения или минимизации таких барьеров и препятствий.
  26. Целесообразно описать основные направления деятельности, схему связей основных направлений деятельности и относящихся к ним значимых активов и обязательств, особенности структуры финансирования и размещения денежных средств, определить сотрудников кредитной организации, уполномоченных управлять основными направлениями деятельности, и (или) привести ссылки на внутренние документы кредитной организации, регулирующие данные вопросы, описать операционные и информационные системы, которые будут задействованы при реализации Плана самооздоровления.
  27. 3.2.2. При разработке Плана самооздоровления рекомендуется провести самооценку системных последствий для банковской системы Российской Федерации, отдельных сегментов финансового рынка, национальной платежной системы возможного прекращения деятельности кредитной организации через определение роли операций кредитной организации в деятельности ее клиентов.
  28. 3.2.3. Рекомендуется определить важные для кредитной организации структурные подразделения, осуществляющие особенно значимые функции в кредитной организации и способствующие поддержанию внутренних операционных процессов, т.е. структурные подразделения, нарушения в деятельности которых могут препятствовать реализации Плана самооздоровления. Целесообразно описать схему связей таких структурных подразделений с основными направлениями деятельности, описать стратегию (возможные мероприятия) по поддержанию функционирования таких структурных подразделений в стрессовых ситуациях.
  29. Если управление указанными функциями осуществляет материнская компания кредитной организации, лицо, аффилированное с кредитной организацией, или сторонняя организация, рекомендуется описать стратегию кредитной организации по поддержанию функционирования этих функций в стрессовых ситуациях, а также в случае несостоятельности компаний, осуществляющих управление указанными функциями.
  30. 3.3. Стратегии Плана самооздоровления.
  31. 3.3.1. В первую очередь рекомендуется определить и описать предположения и стресс-сценарии, закладываемые в основу Плана самооздоровления. Важно, чтобы указанные предположения и стресс-сценарии были достаточно жесткими. Рекомендуется рассматривать как стресс-сценарии на уровне кредитной организации (банковской группы (банковского холдинга), отражающие потенциальные риски, с которыми сталкивается кредитная организация (банковская группа (банковский холдинг), принимая во внимание специфику ситуации в кредитной организации (банковской группе (банковском холдинге) и ее стратегии, так и общесистемные, а также одновременно происходящие стрессовые ситуации на нескольких значимых для кредитной организации сегментах рынка и в платежных системах, участником которых она является.
  32. Используемые стресс-сценарии могут быть различными для различных кредитных организаций, однако при описании системного стресс-сценария и планировании необходимых мер важно принимать во внимание возможную синхронизацию по времени одинаковых действий, осуществляемых одновременно рядом кредитных организаций, что может оказать влияние на ожидаемый эффект от их реализации.
  33. Наряду со "стандартными" стресс-тестами, которые основываются на получении оценок потенциальных потерь при задании определенных сценариев, кредитным организациям также рекомендуется проводить реверсивные (обратные) стресс-тесты, направленные на определение набора параметров/сценариев, реализация которых приведет к серьезному ухудшению состояния банка.
  34. Пример методики проведения стресс-тестирования приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
  35. 3.3.2. В настоящем разделе Плана самооздоровления рекомендуется описать основные стратегии самооздоровления в условиях различных предположений и стресс-сценариев, определить ключевые действия по обеспечению непрерывности выполнения и финансирования системно значимых функций кредитной организации.
  36. Важно определить перечень конкретных мер (примеры возможных вариантов мер приведены в главе 4 настоящих Методических рекомендаций), их последовательность (или их сочетание) на различных этапах при различных стресс-сценариях, требуемые временные рамки для их реализации и оценить прогнозируемые результаты (эффект) от их применения.
  37. Меры по самооздоровлению определяются кредитной организацией в зависимости от ее размера, структуры и направлений деятельности.
  38. В процессе стратегического планирования кредитной организации предусматриваются источники поддержания собственных средств (капитала) и ликвидности в рамках различных сценариев развития бизнеса, по результатам проводимого стресс-тестирования кредитные организации прогнозируют потребность в дополнительных источниках капитала и ликвидности. План самооздоровления требует от кредитных организаций планировать варианты самооздоровления в условиях, более жестких по сравнению с предусмотренными этими стресс-сценариями, когда результатом стрессовой ситуации может быть банкротство кредитной организации, в случае если План самооздоровления не будет успешно реализован. Такие варианты могут включать:
  39. продажу части бизнеса или активов;
  40. изменение структуры кредитной организации;
  41. полное прекращение выплаты дивидендов и различных вознаграждений;
  42. привлечение стратегического инвестора для приобретения существенной доли участия.
  43. Для наиболее жестких стресс-сценариев Плана самооздоровления очевидно, что кредитной организации потребуется рассмотреть варианты радикального выбора, предусматривающие в том числе изменение направлений бизнеса кредитной организации. Эти варианты могут включать в себя возможность продажи части бизнеса или активов. Оценить стоимость таких вариантов может оказаться достаточно сложно, и кредитным организациям рекомендуется представить ориентировочные оценки. Определение данных вариантов и способов их реализации составляет важную часть Планов самооздоровления, особенно для крупных кредитных организаций. При определении вариантов продажи части бизнеса или активов следует уделить особое внимание долгосрочной финансовой жизнеспособности кредитной организации после совершения сделки.
  44. 3.3.3. Кредитные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации и являющиеся головными в составе банковских групп, осуществляют разработку Планов самооздоровления на консолидированной основе. Кредитные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, являющиеся участниками банковских групп (банковских холдингов), головные организации которых зарегистрированы на территории иностранных государств, но при этом сами являющиеся головными по отношению к одной или более кредитным организациям, зарегистрированным как на территории Российской Федерации, так и на территории других государств, разрабатывают Планы самооздоровления, учитывая данный фактор, а также возможные меры по самооздоровлению головных организаций.
  45. Кредитные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации и не являющиеся головными организациями в составе банковских групп, разрабатывают Планы самооздоровления на индивидуальной основе.
  46. Кредитные организации, входящие в состав банковских групп, головные кредитные организации которых разрабатывают и представляют в Банк России Планы самооздоровления в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, по согласованию с головной организацией могут не разрабатывать Планы самооздоровления на индивидуальной основе в случае, если меры восстановления их финансовой устойчивости в полном объеме содержатся в Плане самооздоровления головной организации.
  47. 3.3.4. Действия по обеспечению непрерывности выполнения и финансирования важнейших функций кредитной организации исходя из размера, структуры, сложности и взаимосвязанности кредитной организации и связанных с ней лиц.
  48. Для этого важно выявить стрессовые ситуации, при которых выполнение данных функций может оказаться под угрозой, и определить последовательность возможных действий на каждой стадии развития кризисной ситуации.
  49. Целесообразно описать последовательность и сочетание необходимых действий, позволяющих обеспечить операционную стабильность кредитной организации (вплоть до изменения структуры кредитной организации) в случае реализации стрессовой ситуации.
  50. Кредитная организация должна обеспечить сохранение доступа к инфраструктуре финансовых рынков, платежных систем и продолжению внутренних операционных процессов (включая бесперебойность ИТ-систем и наличие персонала).
  51. 3.3.5. Рекомендуется оценить жизнеспособность (рыночную привлекательность) отдельных направлений деятельности (структурные подразделения, направления бизнеса) кредитной организации и юридических лиц, входящих с кредитной организацией в банковскую группу (банковский холдинг), которые могут подлежать отделению (продаже) при реализации сценариев самооздоровления, а также влияние такого отделения на остающуюся структуру кредитной организации (банковского холдинга) и ее жизнеспособность.
  52. 3.3.6. Рекомендуется оценить эффективность и потенциальные риски каждого существенного аспекта действий по самооздоровлению, включая потенциальное влияние на кредиторов, контрагентов и стабильность банковской системы.
  53. Целесообразно также оценить возможное влияние реализации мер по самооздоровлению на кредитный рейтинг кредитной организации.
  54. 3.3.7. Рекомендуется оценить последовательность и реальные сроки, которые потребуются для выполнения каждого значимого аспекта Плана самооздоровления.
  55. Крайне важно также оценить потенциальные препятствия эффективному, своевременному и успешному применению различных стратегий самооздоровления.
  56. 3.4. Индикаторы реализации Плана самооздоровления.
  57. 3.4.1. Ключевым компонентом структуры Плана самооздоровления являются определение и описание порядка, в котором кредитная организация будет осуществлять действия, предусмотренные Планом самооздоровления, включая подробное описание процесса принятия решения о начале самооздоровления.
  58. Кредитная организация должна разработать индикаторы, описывающие необходимые и достаточные условия для применения мер по самооздоровлению (количественные и качественные показатели, обеспечивающие настолько раннее начало реализации экстренных мер, насколько нужно для минимизации затрат и нивелирования возможного негативного влияния предпринимаемых мер на кредитную организацию и банковскую систему Российской Федерации в целом).
  59. Необходимо учитывать, что меры по самооздоровлению должны применяться до появления оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" или оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Наличие четких индикаторов является необходимым для оказания своевременной поддержки и принятия необходимых мер исполнительными органами кредитной организации.
  60. Примеры возможных индикаторов реализации различных вариантов мероприятий Плана самооздоровления приведены в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
  61. В зависимости от масштабов и характера деятельности кредитной организации условия, процедуры и критерии (как количественные, так и качественные), которые будут определять запуск выполнения Плана самооздоровления или применение отдельных мер, устанавливаются кредитной организацией самостоятельно.
  62. 3.4.2. Ниже приведены рекомендации в отношении индикаторов для реализации Плана самооздоровления:
  63. - индикаторы должны иметь как качественные, так и количественные характеристики, включая критерии их возникновения;
  64. - индикаторы и их характеристики должны пересматриваться на регулярной основе (как правило, один раз в год);
  65. - индикаторы должны быть эффективными относительно разнообразных стрессовых ситуаций, связанных как со специфическими проблемами кредитной организации, так и с проблемами, характерными для рынка в целом;
  66. - должны иметься в наличии инструменты и возможности для эффективного мониторинга и контроля индикаторов доведения до органов управления кредитной организации информации о результатах мониторинга и контроля с целью предупреждения неадекватных задержек своевременной реализации Планов самооздоровления.
  67. Важно, чтобы индикаторы свидетельствовали о возникновении проблем на ранней стадии, чтобы План самооздоровления был своевременным с точки зрения воздействия на состояние кредитной организации.
  68. С целью исключения временных задержек, приводящих к ситуации, когда количественные индикаторы указывают на уже реализовавшуюся стрессовую ситуацию в кредитной организации, рекомендуется использование при установлении количественных индикаторов элементов прогноза (например, прогноз кредитной организации по нормативам достаточности собственных средств (капитала), нормативам ликвидности и т.д.).
  69. Кредитная организация может приступить к реализации Плана самооздоровления, если идентифицированы определенные риски, угрожающие ее жизнеспособности, даже если ни один из количественных индикаторов не достигнут.
  70. 3.4.3. В дополнение к индикаторам, которые требуют реализации Плана самооздоровления, кредитной организации рекомендуется также разработать некоторые индикаторы, которые работают как сигналы раннего предупреждения.
  71. Сигналы раннего предупреждения могут служить отправной точкой для обсуждения в рамках кредитной организации целесообразности предпринять превентивные действия, приостанавливающие ухудшение ситуации. Они также могут служить отправной точкой для пересмотра кредитной организацией вариантов Плана самооздоровления.
  72. 3.5. Подготовительные действия.
  73. 3.5.1. В целях эффективности и своевременности применения мер по самооздоровлению рекомендуется описать подготовительные меры, необходимые для того, чтобы все задействованные в Плане самооздоровления механизмы (структуры, системы, направления деятельности) продолжали безотказно функционировать в ходе осуществления мер по самооздоровлению (например, функционирование внутренних процессов, IT-систем, клиринговые и расчетные механизмы и др.). В Плане самооздоровления рекомендуется описать основные подготовительные меры.
  74. 3.5.2. Рекомендуется иметь налаженную систему, позволяющую своевременно получать информацию, необходимую на различных этапах выполнения мер, а также на этапе планирования самооздоровления.
  75. Для успешного планирования самооздоровления, а также для своевременной реализации Плана самооздоровления существенное значение имеет описание используемых методик оценки активов, степени их обесценения, описание используемых стратегий хеджирования, ключевых управленческих информационных систем.
  76. 3.6. Ответственность за осуществление подготовительных действий, "запуск" применения Плана самооздоровления и непосредственно реализацию мер.
  77. Крайне важно описать распределение функций и полномочий в процессе принятия решения и после принятия решения о начале реализации Плана самооздоровления, выборе наиболее приемлемых мер (с точки зрения затратности и рисков) по восстановлению финансовой устойчивости и реализации различных стратегий и мероприятий Плана самооздоровления иметь четкую схему взаимодействия различных звеньев, вовлеченных в процесс, иметь актуальную контактную информацию назначенных лиц, ответственных за "запуск" и реализацию Плана самооздоровления.
  78. 3.7. Кредитной организации, в том числе выполняющей функции инфраструктуры финансового рынка (ИФР), рекомендуется незамедлительно информировать территориальные учреждения Банка России о начале реализации Плана самооздоровления.
  79. Глава 4. Варианты мер по самооздоровлению

  80. 4.1. Кредитным организациям рекомендуется рассматривать варианты для поддержания и (или) восстановления необходимого уровня достаточности капитала и обеспечения их качества, а также ликвидности.
  81. Целесообразно, чтобы План самооздоровления определял воздействие мер по самооздоровлению на финансовый результат кредитной организации для каждого из разработанных вариантов независимо от того, какую задачу они решают: обеспечение качества и достаточности капитала и (или) поддержание необходимого уровня ликвидности.
  82. Рекомендуется также учитывать, что некоторые варианты решения проблем краткосрочного дефицита капитала или ликвидности могут ставить под угрозу долгосрочную финансовую жизнеспособность кредитной организации.
  83. При разработке мер, направленных на поддержание и восстановление собственных средств (капитала), необходимо оценить достаточность капитала для покрытия убытков кредитной организации при различных стрессовых сценариях, включая наиболее пессимистичные.
  84. Соответствующие оценки должны делаться на основе стресс-тестирования.
  85. Целесообразно, чтобы План самооздоровления содержал заранее разработанные дополнительные меры, направленные на преодоление длительного кризиса ликвидности или кризиса ликвидности, который оказался более тяжелым, чем это прогнозировалось в рамках регулярного стресс-тестирования, либо в случае, когда принимаемые меры оказываются недостаточными.
  86. При разработке мер, направленных на повышение ликвидности в рамках Плана самооздоровления, важно принимать во внимание любое потенциальное снижение источников ликвидности, которое может быть вызвано другими действиями по самооздоровлению (например, вариантами восстановления качества и достаточности (собственных средств) (капитала).
  87. 4.2. Возможные действия по повышению качества и достаточности собственных средств (капитала):
  88. - привлечение средств действующих или новых акционеров (участников) в уставный капитал и (или) в иные инструменты собственных средств (капитала) кредитной организации;
  89. - прекращение выплат (дивидендов) акционерам (участникам), ограничение или приостановка выплат бонусов и компенсаций менеджерам;
  90. - конвертация обязательств в капитал (выпуск долговых обязательств, предусматривающих конвертацию в капитал при определенных обстоятельствах, поддержание данного рода пассивов на определенном минимальном уровне).
  91. 4.3. Действия по укреплению ситуации с ликвидностью, дополнительное финансирование (фондирование):
  92. - набор стандартных (не экстраординарных) инструментов по поддержанию ликвидности (в том числе действующие в данный момент возможности привлечения ликвидности от Банка России);
  93. - меры по устранению дефицита ликвидности в более жестких стрессовых ситуациях, в том числе при оттоке средств клиентов или участников платежной системы, в случае если кредитная организация является центральным платежным клиринговым контрагентом, оператором или расчетным центром значимой платежной системы;
  94. - дополнительные источники для конкретной кредитной организации, в том числе с учетом внутригрупповых возможностей (возможные источники поддержания ликвидности, доступные для кредитной организации, ее собственников и аффилированных структур, с указанием временных интервалов, необходимых для их привлечения, анализ возможности гибкого перераспределения ликвидности внутри банковской группы (банковского холдинга) с целью сохранения системно важных функций кредитной организации);
  95. - дополнительное обеспечение для привлечения ликвидности (анализ активов кредитной организации с точки зрения возможности их использования в качестве обеспечения для поддержания ликвидности);
  96. - формирование (в случае, если это применимо к деятельности организации) гарантийного фонда исходя из потребностей участников значимой платежной системы в ликвидности с учетом кризисных ситуаций.
  97. При определении действий по укреплению ситуации с ликвидностью рекомендуется принимать во внимание наличие, условия и объем отлагательных условий договоров с целью анализа их влияния на состояние ликвидности при различных стресс-сценариях.
  98. 4.4. Действия по продаже активов:
  99. - продажа непрофильных активов;
  100. - продажа дочерних организаций;
  101. - выделение для продажи отдельных структурных единиц или целых направлений бизнеса;
  102. - продажа (передача) активов вместе с обязательствами.
  103. При разработке мер по самооздоровлению, предполагающих продажу активов, кредитной организации рекомендуется указать тип потенциальных покупателей данных активов, требуется ли согласие третьих лиц для продажи активов, наличие иных условий, ограничивающих продажу активов.
  104. 4.5. Реструктуризация обязательств, в том числе частичное списание (сокращение) долга, пересмотр его сроков и других условий или конвертация долга в инструменты капитала.
  105. Глава 5. Критерии оценки плана самооздоровления кредитной организации

  106. 5.1. Кредитной организации рекомендуется самостоятельно оценить предлагаемые Планом самооздоровления варианты самооздоровления. Важно, чтобы они отвечали как минимум следующим критериям:
  107. - предусматриваемые вариантами меры по самооздоровлению должны быть реализуемы в приемлемые сроки и соответствовать целям самооздоровления - восстановлению финансовой устойчивости;
  108. - в сочетании с другими имеющимися у кредитной организации антикризисными инструментами эти варианты в совокупности должны быть разнообразными, чтобы у кредитной организации в случае необходимости была возможность выбора, имея в виду разнообразие различных стрессовых ситуаций вследствие как специфических проблем, так и проблем, охватывающих рынок в целом;
  109. - должны быть эффективными для решения проблем, которые могут возникать или иметь место.
  110. При проведении самооценки рекомендуется учитывать, применялась ли какая-либо мера по самооздоровлению ранее и было ли ее применение эффективным с точки зрения улучшения финансового состояния кредитной организации.
  111. 5.2. Помимо регулярного пересмотра и актуализации Плана самооздоровления кредитной организации рекомендуется определить перечень значимых событий, либо абсолютную (относительную) величину изменений в структуре активов (обязательств), либо долю новых направлений деятельности в операциях кредитной организации, при которых План самооздоровления целесообразно пересмотреть.
  112. Глава 6. Особенности разработки планов самооздоровления кредитными организациями, выполняющими функции инфраструктуры финансового рынка (ифр)

  113. 6.1. Определение ключевых параметров Плана самооздоровления кредитными организациями, выполняющими функции центрального контрагента, центрального депозитария, расчетного депозитария, клиринговой организации, репозитария, оператора платежной системы, оператора услуг платежной инфраструктуры (далее - функции ИФР), осуществляется исходя из принципа непрерывности осуществления функций ИФР такой кредитной организацией или иным юридическим лицом.
  114. 6.2. При разработке Плана самооздоровления рекомендуется применение комплексного подхода, учитывающего все направления деятельности кредитной организации - как деятельность по осуществлению функций ИФР, так и банковскую деятельность и иные разрешенные виды деятельности.
  115. 6.3. При разработке мер Плана самооздоровления рекомендуется указывать временной горизонт их осуществления исходя из специфики функций, осуществляемых ИФР. В зависимости от конкретных мер Плана самооздоровления их осуществление может достигаться в течение периода от одного-двух торговых дней (например, в случае необходимого пополнения коллективного клирингового обеспечения в результате его использования для исполнения обязательств центрального контрагента перед участниками клиринга) до достаточно продолжительного отрезка времени (например, в случае необходимости наращивания собственных средств (капитала), а также сокращения затрат и (или) увеличения доходов в результате реализации риска потери деловой репутации или стратегического риска).
  116. 6.4. Перед утверждением Плана самооздоровления рекомендуется получение его предварительного одобрения комитетом пользователей, комитетом по рискам или иным коллегиальным органом, в состав которого входят клиенты кредитной организации.
  117. 6.5. В качестве сигналов раннего предупреждения и индикаторов реализации мероприятий Плана самооздоровления целесообразно использовать показатели, характеризующие основные риски, присущие данной ИФР.
  118. 6.6. Для кредитной организации, осуществляющей клиринг с участием центрального контрагента и (или) функции центрального контрагента, План самооздоровления может содержать в том числе следующее.
  119. 6.6.1. В качестве подготовительных действий по применению мер по самооздоровлению кредитной организацией, осуществляющей функции центрального контрагента, в целях обеспечения необходимой оперативности рекомендуется:
  120. - подготовить договорную базу для оперативного привлечения ликвидности в целях покрытия потерь такой кредитной организации при неисполнении обязательств участниками клиринга;
  121. - обеспечить применение предусмотренных законодательством механизмов гарантии завершения расчетов по обязательствам, допущенным к клирингу (в частности, внести в правила клиринга и (или) соответствующие правила организованных торгов положения о порядке прекращения обязательств и определения размера нетто-обязательств в случае введения процедур банкротства в отношении участника клиринга или отзыва лицензии на осуществление банковских операций у участника клиринга, являющегося кредитной организацией);
  122. - разработать процедуру и обеспечить возможность перевода долга по обязательствам, исполняемым за счет клиентов участника клиринга, не исполнившего обязательства перед центральным контрагентом, и уступки требований такого участника клиринга к центральному контрагенту другому участнику клиринга;
  123. - разработать условия и порядок применения положений об ограничении размера ответственности центрального контрагента (в случае, если ограничение размера ответственности центрального контрагента предусмотрено правилами клиринга).
  124. 6.6.2. План самооздоровления для кредитной организации, осуществляющей клиринг с участием центрального контрагента и не осуществляющей функции центрального контрагента, рекомендуется разрабатывать в координации с Планом самооздоровления (подобными документами) организации, осуществляющей соответствующие функции центрального контрагента, в частности, рекомендуется, чтобы Планы самооздоровления обеих организаций содержали общие сигналы раннего предупреждения и индикаторы реализации Плана самооздоровления.
  125. 6.6.3. В качестве сигналов раннего предупреждения для кредитной организации, осуществляющей клиринг с участием центрального контрагента и (или) функции центрального контрагента, может быть предусмотрено в том числе следующее:
  126. - появление признаков ухудшения финансового состояния и (или) признаков реализации операционного риска организации, в которой открыты торговые, и (или) клиринговые счета, и (или) иные счета, на которых учитываются денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, предназначенные для исполнения и (или) обеспечения исполнения обязательств участников клиринга, и (или) размещены денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, составляющие коллективное клиринговое обеспечение;
  127. - появление признаков реализации рисков нарушения бесперебойности функционирования платежной системы, через которую осуществляются расчеты по итогам клиринга;
  128. - появление признаков ухудшения финансового состояния крупнейших участников клиринга или группы участников клиринга;
  129. - появление признаков сокращения объема средств, которые такая кредитная организация может привлечь для финансирования текущих "разрывов" ликвидности;
  130. - появление признаков ухудшения кредитного качества или снижения ликвидности ценных бумаг, предоставленных участниками клиринга в качестве клирингового обеспечения;
  131. - рост отношения количества случаев за анализируемый период, когда ставка индивидуального клирингового обеспечения была меньше фактического относительного изменения цены актива, к общему числу рассматриваемых случаев;
  132. - увеличение концентрации в коллективном клиринговом обеспечении отдельного вида актива (за исключением высококачественных ликвидных активов, например, денежных средств, свободно конвертируемых валют, государственных ценных бумаг Российской Федерации);
  133. - снижение доли высококачественных ликвидных активов, в которые осуществлены инвестиции за счет собственных средств (капитала) такой кредитной организации за вычетом вложений в ее имущество (далее - инвестиционные активы), к общей величине инвестиционных активов.
Приложение
к Письму от 29 декабря 2012 года № 193-Т
План
Стресс-тестирование в рамках подготовки планов самооздоровления
  1. При подготовке Плана самооздоровления кредитная организация учитывает результаты стресс-тестирования. При этом процедуры стресс-тестирования рекомендуется осуществлять в соответствии с нижеприведенными принципами.
  2. 1. Методология и порядок стресс-тестирования должны быть документированы. Параметры стресс-теста регулярно (как минимум один раз в год) обновляются, а его результаты должны регулярно проверяться и контролироваться руководством кредитной организации.
  3. 2. Стресс-тесты проводятся в целом по кредитной организации по основным рискам, включая кредитный, рыночный, риск ликвидности и операционный. Для критически важных бизнес-подразделений могут проводиться самостоятельные стресс-тесты.
  4. 3. Стресс-тесты предусматривают более одного негативного сценария, включая наиболее консервативный. При формировании сценария рассматриваются исторические события и гипотетические условия. Стрессовые условия учитывают специфические риски кредитной организации и риски, влияющие на банковский рынок в целом, а также их сочетание.
  5. Совету директоров (наблюдательному совету) и руководителям кредитной организации рекомендуется оценивать стресс-тесты, проводимые на регулярной основе. При этом результаты стресс-тестирования рекомендуется в максимальной степени учитывать при принятии управленческих решений, включая стратегическое планирование развития кредитной организации и планирование капитала.
  6. 4. Сценарий, используемый для определения мероприятий в рамках Плана самооздоровления, базируется на максимально консервативном прогнозе возможного изменения макроэкономических и финансовых индикаторов, таких как ВВП, курсы валют, рыночные процентные ставки, фондовые индексы. Специфические для кредитной организации параметры стресса определяются с учетом ее бизнес-стратегии, места на различных сегментах рынка банковских услуг, структуры активов и обязательств, капитальной базы, принимаемых рисков, качества управления и других факторов.
  7. В частности, предлагается рассматривать сценарии, предполагающие существенное замедление российской экономики, значительное снижение цены на нефть и другие статьи российского экспорта, рост процентных ставок и падение фондовых индексов. В качестве примера могут быть использованы следующие сценарные параметры с временным горизонтом стресса в один год:
  8. темп прироста ВВП - от 0 до -1,5 процента;
  9. снижение фондовых индексов - 30 - 50 процентов;
  10. рост процентных ставок по государственным ценным бумагам (параллельный сдвиг кривой доходности) - 200 - 350 базисных пунктов;
  11. рост процентных ставок по корпоративным ценным бумагам (параллельный сдвиг кривой доходности) - 500 - 1000 базисных пунктов;
  12. темп прироста стоимости бивалютной корзины - 20 - 30 процентов.
  13. 5. В рамках стресс-тестов также определяется, какие сценарии развития ситуации могут угрожать финансовой устойчивости кредитной организации (проводятся т.н. реверсивные стресс-тесты, идентифицирующие источники и масштаб рисков, приводящих к неплатежеспособности кредитной организации).
  14. 6. Результатами стресс-тестов являются: 1) оценка возможных (потенциальных) потерь кредитной организации; 2) оценка уровня достаточности ее капитала после стресса; 3) оценка возможного дефицита капитала (объема собственных средств, недостающих кредитной организации для соблюдения минимального значения норматива достаточности капитала после стресса); 4) идентификация факторов риска (декомпозиция потенциальных потерь), несущих наибольшую угрозу устойчивости кредитной организации.
Приложение
к Письму от 29 декабря 2012 года № 193-Т
План
Об индикаторах реализации различных вариантов мероприятий плана самооздоровления
  1. 1. Предлагается рассматривать несколько индикаторов, свидетельствующих об ухудшении финансового состояния кредитной организации и нарастании рисков в ее деятельности.
  2. Примерный перечень индикаторов общего характера (для количественных индикаторов должны быть приведены числовые значения/интервалы):
  3. - устойчивое снижение обязательного норматива достаточности собственных средств (капитала) до уровня, близкого к установленному Банком России минимальному значению (Н1);
  4. - ситуация, при которой величина имеющегося в распоряжении кредитной организации внутреннего капитала (доступного ей капитала) становится ниже величины необходимого ей капитала для покрытия принятых и потенциальных рисков, определенного кредитной организацией на основании внутренних процедур оценки капитала, проводимых кредитной организацией в рамках Компонента 2 "Надзорный процесс" (документ Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала: новые подходы. Уточненная версия." (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework. Comprehensive version), июнь, 2006", Письмо Банка России от 29.06.2011 N 96-Т "О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала");
  5. - прогнозные значения обязательных нормативов ликвидности ниже (выше) минимальных (максимальных) значений, установленных Банком России;
  6. - существенное сокращение лимитов по операциям с кредитной организацией на рынках межбанковского кредитования и РЕПО большинством основных кредиторов;
  7. - устойчивый и существенный рост доли проблемных кредитов клиентов, находящихся в стадии банкротства, в кредитном портфеле банка;
  8. - резкий рост показателя максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков до уровня, превышающего соответствующий норматив (Н6), установленный Банком России (в т.ч. в результате объединения нескольких крупных заемщиков в группу связанных), в том числе при ухудшении качества кредитного портфеля кредитной организации (рост просроченной задолженности, увеличение доли ссуд IV и V категорий качества);
  9. - ситуация, при которой совокупный объем досрочных выплат кредиторам по привлеченным денежным средствам (объем досрочного выкупа собственных долговых ценных бумаг) по договорам (выпускам ценных бумаг), условиями которых предусмотрено досрочное исполнение банком обязательств по возврату денежных средств (выкупу ценных бумаг) по обращению кредитора (инвестора) при наступлении условий, не связанных с исполнением третьими лицами обязательств перед банком (отлагательных условий), может привести к нарушению обязательных нормативов ликвидности;
  10. - отзыв без подтверждения либо существенное (на 2 и более ступеней) снижение кредитных рейтингов кредитной организации.
  11. 2. Кредитным организациям рекомендуется также разработать набор соответствующих индикаторов применительно к каждому значимому направлению деятельности (например, ипотечное кредитование, проектное финансирование, инвестиционная деятельность и проч.).
  12. Примеры индикаторов для отдельных направлений деятельности (для количественных индикаторов должны быть приведены числовые значения/интервалы):
  13. - рост соотношения величины основного долга по ипотечному кредиту и рыночной стоимости закладываемой недвижимости в среднем по портфелю ипотечных кредитов до установленного кредитной организацией критического уровня;
  14. - прогнозируемое существенное снижение цен на жилье.
  15. 3. Кредитным организациям, осуществляющим функции финансовой инфраструктуры, предлагается дополнительно рассматривать несколько индикаторов, характеризующих основные риски, присущие ее деятельности.
  16. Примеры индикаторов для таких кредитных организаций (для количественных индикаторов должны быть приведены числовые значения/интервалы):
  17. 1) индикаторы кредитного риска и риска ликвидности для кредитной организации, осуществляющей клиринг с участием центрального контрагента и (или) функции центрального контрагента:
  18. - устойчивое снижение отношения суммы величины собственных средств (капитала) центрального контрагента и коллективного клирингового обеспечения (далее - финансовые ресурсы центрального контрагента) к величине потерь, покрываемых за счет финансовых ресурсов центрального контрагента, при потенциальном неисполнении обязательств перед центральным контрагентом (дефолте) двух участников клиринга, имеющих наибольшие нетто-позиции;
  19. - устойчивое снижение отношения объема средств, которые центральный контрагент может дополнительно привлечь к финансовым ресурсам центрального контрагента, к величине потерь, покрываемых за счет финансовых ресурсов центрального контрагента, при потенциальном неисполнении обязательств перед центральным контрагентом (дефолте) двух участников клиринга, имеющих наибольшие нетто-позиции;
  20. - фактический дефолт участника клиринга и (или) группы участников клиринга, который привел к уменьшению коллективного клирингового обеспечения ниже установленного такой кредитной организацией значения;
  21. - устойчивое снижение отношения величины ликвидных активов, в которые осуществлены инвестиции за счет финансовых ресурсов центрального контрагента, за вычетом вложений в его имущество, к объему ресурсов, необходимых для исполнения обязательств центрального контрагента перед добросовестным участником (участниками) клиринга с учетом стоимости активов, получаемых центральным контрагентом по соответствующей сделке (сделкам) с таким добросовестным участником (участниками), при потенциальном неисполнении обязательств перед центральным контрагентом (дефолте) двух участников клиринга, имеющих наибольшие нетто-позиции;
  22. 2) индикаторы операционного риска:
  23. - существенные недостатки операционной деятельности кредитной организации, выявленные в результате проверки внутреннего и (или) внешнего аудита ее операционной деятельности;
  24. - устойчивое увеличение отношения величины понесенных потерь в результате реализации операционного риска к сумме собственных средств (капитала) и страхового покрытия по заключенным кредитной организацией договорам страхования деятельности;
  25. - устойчивое увеличение за установленный период числа случаев нарушений работы структурных подразделений кредитной организации, бесперебойной работы программно-технических средств, случаев нарушений правил и требований к совершению ею операций и (или) суммы расходов (убытков) кредитной организации вследствие этих нарушений;
  26. 3) индикаторы риска потери деловой репутации, иные индикаторы:
  27. - устойчивый отток клиентов за анализируемый период;
  28. - существенное снижение (на два и более пунктов) рейтинга кредитной организации, присвоенного агентством Thomas Murray <1> или иным международным рейтинговым агентством;
  29. --------------------------------
  30. <1> Рейтинг инфраструктурной деятельности в качестве центрального депозитария.
  31. - устойчивое снижение отношения размера прибыли от операционной деятельности за анализируемый период к размеру затрат по операционной деятельности, понесенных кредитной организацией за тот же период;
  32. - убыточная деятельность кредитной организации, наблюдаемая два квартала подряд;
  33. - устойчивое снижение отношения размера суммы собственных средств (капитала) и страхового покрытия по заключенным кредитной организацией договорам страхования деятельности к рыночной стоимости задепонированных в ней эмиссионных ценных бумаг (для кредитной организации, осуществляющей функции центрального депозитария и (или) расчетного депозитария).

Предыдущая новость - О порядке проведения мониторинга безопасности медицинских изделий для производителей

Следующая новость - О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости