О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- Письмом Федеральной антимонопольной службы от 21.03.2012 N АК/8394 территориальным органам ФАС России, главам субъектов Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству направлены разъяснения о государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей.
- В связи с поступающими обращениями ФАС России направляет уточненные разъяснения о государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей.
- А.Б.КАШЕВАРОВ
О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей
- К сухим молочным смесям относятся:,
- - сухие адаптированные молочные смеси от рождения до 6 месяцев;
- - сухие последующие адаптированные молочные смеси с 6 до 12 месяцев;
- - сухие адаптированные молочные смеси с рождения до 12 месяцев;
- - сухие и жидкие молочные напитки для детей от 6 месяцев до 3 лет.
- Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:
- - Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые требования);
- - Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент);
- - постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 N 955 "Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и осуществления оценки соответствия".
- Состав сухих молочных смесей регламентируется Едиными требованиями.
- Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N 01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований;
- - 12.1.1. Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков;
- - 12.1.2. Частично адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) для питания детей в возрасте старше 6 месяцев;
- - 12.1.7. Сухие и жидкие молочные, молочные составные и молокосодержащие напитки для детей старше 6 месяцев.
- Из указанных писем Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора также следует, что сухие молочные смеси, имеющие один и тот же состав, но различные показатели содержания пищевых веществ, могут применяться при одних и тех же показаниях к применению в одной возрастной группе при условии, что величины этих показателей будут находиться в пределах значений, установленных Едиными требованиями и Техническим регламентом.
- Требования к упаковке сухих молочных смесей регламентируются статьей 35 Технического регламента. Продукты детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должны выпускаться только расфасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую следующий объем: 1 килограмм - сухие продукты (адаптированные молочные смеси, последующие смеси, продукты прикорма, продукты моментального приготовления, каши на молочной основе); 0,2 литра - жидкие адаптированные, частично адаптированные смеси, последующие смеси; 0,25 литра - молоко питьевое, сливки питьевые, кисломолочные продукты; 0,1 килограмма, - пастообразные продукты детского питания на молочной основе, в том числе творог и продукты на его основе. Каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при необходимости листок-вкладыш или ярлык, содержащие информацию для потребителей в соответствии со статьей 36 Технического регламента.
- В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
- При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
- Также в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
- Таким образом, при проведении торгов на закупку сухих молочных смесей установление требований к составу и упаковке сухих молочных смесей, отличных от установленных Техническим регламентом и Едиными требованиями, имеет признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов в случае, если указанные требования влекут за собой ограничение доступа к участию в торгах, либо ограничение количества участников размещения заказа, в том числе в случае, если совокупность указанных требований приводит к соответствию требованиям документации о торгах продукции исключительно одного производителя сухих молочных смесей.