» » » О резолюции региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»

О резолюции региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 25 января 2013 года № 01/680-13-32
О резолюции региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Руководителям управлений
    Роспотребнадзора по субъектам
    Российской Федерации, железнодорожному транспорту
    Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены
    и эпидемиологии» в субъектах
    Российской Федерации, железнодорожному транспорту
    Руководителям органов
    исполнительной властисубъектов
    Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
    Главному врачу ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»
    Роспотребнадзора
     Директорам НИИ (по списку)
  2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе резолюцию региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией».
  3. Руководитель
  4. Г.Г.Онищенко
  5. НИИ для рассылки письма «О резолюции региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»
  6. 1) НИИЭМ им. Пастера Роспотребнадзора
  7. 2) ФБУН «Нижегородский НИИЭМ имени академика И.Н. Блохиной» Роспотребнадзора
  8. 3) ФБУН «Хабаровский НИИЭМ» Роспотребнадзора
  9. 4) ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН
Приложение
к Письму от 25 января 2013 года № 01/680-13-32
Резолюция региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»
  1. г. Санкт-Петербург 3-4 октября 2012 года
  2. г. Екатеринбург 10-11 октября 2012 года
  3. г. Смоленск 7-8 ноября 2012 года
  4. г. Омск 24-25 октября 2012 года
  5. г. Ставрополь 14-15 ноября 2012 года
  6. г. Биробиджан 21-22 ноября 2012 года.
  7. В рамках реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации, программы «Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на», в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.07.12 №794 проведены 6 региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией».
  8. В работе совещаний приняли участие специалисты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, лечебно-профилактических учреждений, ГУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов» РАМН, ФБУН «Нижегородский НИИЭМ им. академика Блохиной» Роспотребнадзора, ФБУН «НИИЭМ имени Пастера» Роспотребнадзора, ФБУН «Хабаровский НИИЭМ» Роспотребнадзора.
  9. На совещаниях рассмотрены: глобальная ситуация по полиомиелиту и оценка рисков; итоги работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации за ; анализ деятельности вирусологических лабораторий Российской Федерации в рамках эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП; состояние мероприятий по обеспечению безопасных условий работы и хранения диких полиовирусов и материалов, подозрительных на инфицирование этим вирусом; клинические аспекты полиомиелита на современном этапе, особенности клинического течения и дифференциальной диагностики ОВП; особенности иммунопрофилактики полиомиелита; эпидемиологическая ситуация по энтеровирусным инфекциям в Российской Федерации; клиника, критерии диагностики и дифференциальная диагностика энтеровирусных (неполио) инфекций.
  10. Специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были представлены отчеты о работе по реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса территории субъекта России, организации эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией.
  11. В ходе совещания участники обменялись опытом по организации работы, было отмечено, что в большинстве субъектов:
  12. - проводится большой объем организационной работы по вопросам профилактики полиомиелита, эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией, работа проводится в соответствии с утвержденными нормативно-методическими документами;
  13. - обеспечен и поддерживается нормативный (более 95%) охват профилактическими прививками против полиомиелита в декретированных группах, а на территориях и в учреждениях риска проводится дополнительная иммунизация;
  14. - на регулярной основе организован и проводится серологический мониторинг напряженности популяционного иммунитета к полиомиелиту;
  15. - реализуются мероприятия по профилактике полиомиелита, ассоциированного с вакциной;
  16. - показатели чувствительности и качества эпидемиологического надзора соответствуют нормативным;
  17. - проводятся дополнительные виды надзора (надзор за окружающей средой, обследование здоровых лиц);
  18. - организована работа по выявлению, обследованию и иммунизации мигрантов, кочующих групп населения;
  19. - организован и проводится эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией;
  20. - отмечен положительный опыт работы с региональными научно-методическими центрами по изучению энтеровирусной (неполио) инфекции;
  21. - регулярно проводится работа по паспортизации лабораторий, работающих (сохраняющих) материалы, инфицированные (потенциально инфицированные) диким полиовирусом.
  22. Случаев полиомиелита, вызванного диким полиовирусом, а также ассоциированного с вакциной в 2011г. и 2012г. не зарегистрировано. При исследовании объектов окружающей среды, материалов от людей, в т.ч. от мигрантов и кочующих групп населения, выделения дикого штамма полиовируса не выявлено.
  23. Вместе с тем, отмечены недостатки в работе:
  24. - при проведении выборочных проверок выявляются факты неправильного планирования контингентов на профилактические прививки (плановая и дополнительная иммунизация);
  25. - по итогам 2011г. в 3-х субъектах Российской Федерации не выполнен нормативный показатель охвата вакцинацией в 24 мес. (Чувашская Республика - 88,9%, Алтайский край - 94,6%, Магаданская область - 93,6%), в 3-х субъектах - показатель охвата ревакцинацией в 24 мес. (Чувашская Республика - 93,3%, ХМАО - 94,2%, ЯНАО - 94,1%);
  26. - несмотря на проводимую работу по пропаганде прививок, в целом по стране остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, обусловленных личными и религиозными убеждениями, а так же активной антипрививочной кампанией в СМИ;
  27. - при проведении серологического мониторинга не всегда отбирается репрезентативное количество сывороток (100 сывороток одной возрастной группы в каждой из них), что не позволяет делать объективные выводы по результатам таких исследований; участники совещания подняли вопрос о возможности использования для определения популяционного иммунитета к полиомиелиту тест-систем, основанных на методе ИФА;
  28. - остаются «молчащие» территории (в 2011г. - 5 субъектов: республики Ингушетия, Адыгея, Магаданская, Ивановская области, Чукотский автономный округ) и территории, где зарегистрировано менее 1 случая ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет (8 субъектов: Республика Чувашия, Чеченская Республика, Московская, Воронежская, Пензенская, Ульяновская, Кемеровская и Новосибирская области);
  29. - ухудшились другие показатели чувствительности и качества эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП (по сравнению с 2010г.):
  30. 1) показатель своевременности выявления больных снизился с 89% в 2010г. до 86,6% за 8 мес. 2012г., количество субъектов, не достигших нормативного показателя, увеличилось с 24-х до 27;
  31. 2) показатель своевременности эпидемиологического расследования случаев ОВП снизился с 97,4% до 95,9% за 8 мес. 2012 г., в 2011г. в 11 субъектах этот показатель не достиг нормативного;
  32. 3) доля адекватно обследованных случаев ОВП снизилась с 94,7% до 93,4% за 8 мес. 2012г., в 11 субъектах России этот показатель не достиг требуемого;
  33. - имеются трудности с доставкой материала из субъектов Российской Федерации в региональные центры эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП: имели место случаи отказов транспортирования диагностических биологических материалов подразделениями ОАО «Российской железные дороги»; отправка материала экспресс-почтой не всегда гарантирует доставку материала в регламентированные сроки, выявлены факты потери материала, в связи с чем, в 2011 г. не был обследован 1 больной ОВП из Республики Бурятия, в 2012 г. – 1 больной из Республики Тыва;
  34. - проводимые исследования материала из объектов окружающей среды (сточные воды) при достаточном количестве проб не всегда являются результативными вследствие неправильно выбранных точек отбора;
  35. - по результатам проведенной паспортизации лабораторий, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, выявлено, что несмотря на большой объем проведенной в последние годы работы по укреплению материально-технической базы лабораторий, организационных мероприятий по обеспечению биологической безопасности их деятельности, в ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по этим вопросам;
  36. - несмотря на введение официальной регистрации энтеровирусных инфекций (ЭВИ), полный учет больных ЭВИ затруднен из-за отсутствия экспресс-методов диагностики заболевания, а также незаинтересованностью лечебно-профилактических организаций (далее - ЛПО) проводить лабораторное обследование таких больных, т.к. данный вид исследований не входит в программу ОМС и осуществляется за финансовые средства больных или ЛПО;
  37. - при проведении исследований на энтеровирусы методом ПЦР не всегда проводится дальнейшая расшифровка до серотипа, что затрудняет определение пейзажа циркулирующих на данной территории энтеровирусов и прогнозирование эпидемиологической ситуации;
  38. - в ряде территорий отмечается недостаток кадрового потенциала эпидемиологов и вирусологов.
  39. Участники совещания отмечают актуальность ежегодных совещаний, на которых обсуждаются новые тенденции по данной проблеме в мире, пути решения проблем в Российской Федерации, происходит обмен опытом между специалистами разных субъектов.
  40. В результате обсуждения участники совещания считают целесообразным в целях совершенствования мероприятий по недопущению завоза и распространения дикого штамма полиовируса на территорию Российской Федерации, совершенствования эпиднадзора за ЭВИ рекомендовать:
  41. 1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан принять меры по:
  42. 1.1. Обеспечению полноты учета и планирования детей, подлежащих иммунизации, обратив внимание на достоверность информации, вносимой в перепись детского населения, а также в учетные прививочные формы.
  43. 1.2. Обеспечению своевременного охвата профилактическими прививками против полиомиелита в декретированные сроки не менее 95% детей, подлежащих иммунизации.
  44. 1.3. Активизации санитарно-просветительной работы по иммунизации с населением, используя индивидуальный подход в отношении родителей, отказывающихся от прививок.
  45. 1.4. Активизации работы по выявлению случаев острых вялых параличей на «молчащих» территориях и в субъектах, не достигших показателя 1 на 100 тыс. детей до 15 лет.
  46. 1.5. Улучшению выявления и лабораторной диагностики случаев заболеваний с подозрением на энтеровирусную инфекцию.
  47. 1.6. Повышению квалификации врачей-педиатров, неврологов по вопросам клиники, диагностики и профилактики полиомиелита, энтеровирусной (неполио) инфекции, информационно-просветительной работе с населением по вопросам профилактики полиомиелита.
  48. 2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:
  49. 2.1. Контроль за:
  50. - достижением нормативных показателей своевременности охвата иммунизацией против полиомиелита;
  51. - проведением многоуровневого надзора за своевременностью охвата прививками против полиомиелита детей в декретированных возрастах;
  52. - достоверностью данных о привитости детей против полиомиелита;
  53. - выявлением случаев ОВП на «молчащих» территориях;
  54. - соблюдением требований санитарного законодательства по профилактике контактных случаев вакциноассоциированного полиомиелита;
  55. - полнотой регистрации больных энтеровирусной (неполио) инфекцией с учетом результатов лабораторных исследований;
  56. - проведением серологического мониторинга популяционного иммунитета к полиомиелиту в соответствии с требованиями МУ 3.1.2943-11 «Организация и проведение серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики (дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит, гепатит В)».
  57. 2.2. Достижение и поддержание нормативных показателей качества и чувствительности эпидемического надзора за ПОЛИО/ОПВ.
  58. 2.3. Качественное заполнение карт эпидемиологического расследования случаев ПОЛИО/ОВП.
  59. 2.4. Проведение анализа циркулирующих вирусов в сточных водах, по результатам анализа лабораторных исследований своевременно принимать решение о пересмотре места, количества точек и кратности отбора проб.
  60. 2.6. Обеспечить информационно-просветительную работу с населением по вопросам профилактики полиомиелита и ЭВИ.
  61. 3. Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации:
  62. 3.1. Неукоснительно выполнять требования нормативно-методических документов по качеству отобранных проб, условиям доставки и оформлению сопроводительной документации.
  63. 3.2. Регулярно осуществлять контроль чувствительности клеточных культур (не менее 1 раза в квартал) и представлять результаты в региональный центр эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.
  64. 3.3. При обнаружении в исследуемом материале РНК энтеровирусов методом ПЦР проводить выделение и идентификацию вируса (определение серотипа); неполиоэнтеровирусы с неустановленным серотипом направлять в региональный центр эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП.
  65. 4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации обеспечить проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов по вопросам лабораторной диагностики и профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции.
  66. 5. Координационному центру профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции (ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора:
  67. 5.1. Подготовить и направить в субъекты Российской Федерации письмо по результатам проведения серологического мониторинга по оценке популяционного иммунитета к полиомиелиту.
  68. 5.2. Организовать проведение курсов для вирусологов по методам концентрирования сточной воды (двухфазный метод).
  69. 6. Директору ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН (Михайлову М.И.) совместно с ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора проработать вопрос о возможности применения тест-систем, основанных на методе ИФА, для изучения коллективного иммунитета против полиомиелита. Информацию направить в Роспотребнадзор.
  70. 7. Директорам ФБУН «Нижегородский НИИЭМ им. академика Блохиной» Роспотребнадзора, ФБУН «Хабаровский НИИЭМ» Роспотребнадзора продолжить работу по оказанию практической и методической помощи субъектам Российской Федерации по исследованиям на энтеровирусы.
  71. 8. Просить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
  72. 8.1. Рассмотреть для последующего утверждения проект Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на
  73. 8.2. Проработать вопрос о возможности возобновления соглашения с ОАО «РЖД» по доставке материалов от случаев полиомиелита и острых вялых параличей из субъектов в Региональные центры надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами и Национальный центр по лабораторной диагностике полиомиелита.

Предыдущая новость - О порядке ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования

Следующая новость - Письмо от 18 января 2013 года № 112-10-05