О резолюции региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, железнодорожному транспорту Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, железнодорожному транспорту Руководителям органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан Главному врачу ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора Директорам НИИ (по списку)
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе резолюцию региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией».
- Руководитель
- Г.Г.Онищенко
- НИИ для рассылки письма «О резолюции региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»
- 1) НИИЭМ им. Пастера Роспотребнадзора
- 2) ФБУН «Нижегородский НИИЭМ имени академика И.Н. Блохиной» Роспотребнадзора
- 3) ФБУН «Хабаровский НИИЭМ» Роспотребнадзора
- 4) ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН
Резолюция региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией»
- г. Санкт-Петербург 3-4 октября 2012 года
- г. Екатеринбург 10-11 октября 2012 года
- г. Смоленск 7-8 ноября 2012 года
- г. Омск 24-25 октября 2012 года
- г. Ставрополь 14-15 ноября 2012 года
- г. Биробиджан 21-22 ноября 2012 года.
- В рамках реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации, программы «Эпидемиологический надзор и профилактика энтеровирусной (неполио) инфекции на», в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.07.12 №794 проведены 6 региональных совещаний «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и энтеровирусной (неполио) инфекцией».
- В работе совещаний приняли участие специалисты управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, лечебно-профилактических учреждений, ГУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов» РАМН, ФБУН «Нижегородский НИИЭМ им. академика Блохиной» Роспотребнадзора, ФБУН «НИИЭМ имени Пастера» Роспотребнадзора, ФБУН «Хабаровский НИИЭМ» Роспотребнадзора.
- На совещаниях рассмотрены: глобальная ситуация по полиомиелиту и оценка рисков; итоги работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации за ; анализ деятельности вирусологических лабораторий Российской Федерации в рамках эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП; состояние мероприятий по обеспечению безопасных условий работы и хранения диких полиовирусов и материалов, подозрительных на инфицирование этим вирусом; клинические аспекты полиомиелита на современном этапе, особенности клинического течения и дифференциальной диагностики ОВП; особенности иммунопрофилактики полиомиелита; эпидемиологическая ситуация по энтеровирусным инфекциям в Российской Федерации; клиника, критерии диагностики и дифференциальная диагностика энтеровирусных (неполио) инфекций.
- Специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации были представлены отчеты о работе по реализации мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса территории субъекта России, организации эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией.
- В ходе совещания участники обменялись опытом по организации работы, было отмечено, что в большинстве субъектов:
- - проводится большой объем организационной работы по вопросам профилактики полиомиелита, эпидемиологического надзора за энтеровирусной (неполио) инфекцией, работа проводится в соответствии с утвержденными нормативно-методическими документами;
- - обеспечен и поддерживается нормативный (более 95%) охват профилактическими прививками против полиомиелита в декретированных группах, а на территориях и в учреждениях риска проводится дополнительная иммунизация;
- - на регулярной основе организован и проводится серологический мониторинг напряженности популяционного иммунитета к полиомиелиту;
- - реализуются мероприятия по профилактике полиомиелита, ассоциированного с вакциной;
- - показатели чувствительности и качества эпидемиологического надзора соответствуют нормативным;
- - проводятся дополнительные виды надзора (надзор за окружающей средой, обследование здоровых лиц);
- - организована работа по выявлению, обследованию и иммунизации мигрантов, кочующих групп населения;
- - организован и проводится эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией;
- - отмечен положительный опыт работы с региональными научно-методическими центрами по изучению энтеровирусной (неполио) инфекции;
- - регулярно проводится работа по паспортизации лабораторий, работающих (сохраняющих) материалы, инфицированные (потенциально инфицированные) диким полиовирусом.
- Случаев полиомиелита, вызванного диким полиовирусом, а также ассоциированного с вакциной в 2011г. и 2012г. не зарегистрировано. При исследовании объектов окружающей среды, материалов от людей, в т.ч. от мигрантов и кочующих групп населения, выделения дикого штамма полиовируса не выявлено.
- Вместе с тем, отмечены недостатки в работе:
- - при проведении выборочных проверок выявляются факты неправильного планирования контингентов на профилактические прививки (плановая и дополнительная иммунизация);
- - по итогам 2011г. в 3-х субъектах Российской Федерации не выполнен нормативный показатель охвата вакцинацией в 24 мес. (Чувашская Республика - 88,9%, Алтайский край - 94,6%, Магаданская область - 93,6%), в 3-х субъектах - показатель охвата ревакцинацией в 24 мес. (Чувашская Республика - 93,3%, ХМАО - 94,2%, ЯНАО - 94,1%);
- - несмотря на проводимую работу по пропаганде прививок, в целом по стране остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, обусловленных личными и религиозными убеждениями, а так же активной антипрививочной кампанией в СМИ;
- - при проведении серологического мониторинга не всегда отбирается репрезентативное количество сывороток (100 сывороток одной возрастной группы в каждой из них), что не позволяет делать объективные выводы по результатам таких исследований; участники совещания подняли вопрос о возможности использования для определения популяционного иммунитета к полиомиелиту тест-систем, основанных на методе ИФА;
- - остаются «молчащие» территории (в 2011г. - 5 субъектов: республики Ингушетия, Адыгея, Магаданская, Ивановская области, Чукотский автономный округ) и территории, где зарегистрировано менее 1 случая ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет (8 субъектов: Республика Чувашия, Чеченская Республика, Московская, Воронежская, Пензенская, Ульяновская, Кемеровская и Новосибирская области);
- - ухудшились другие показатели чувствительности и качества эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП (по сравнению с 2010г.):
- 1) показатель своевременности выявления больных снизился с 89% в 2010г. до 86,6% за 8 мес. 2012г., количество субъектов, не достигших нормативного показателя, увеличилось с 24-х до 27;
- 2) показатель своевременности эпидемиологического расследования случаев ОВП снизился с 97,4% до 95,9% за 8 мес. 2012 г., в 2011г. в 11 субъектах этот показатель не достиг нормативного;
- 3) доля адекватно обследованных случаев ОВП снизилась с 94,7% до 93,4% за 8 мес. 2012г., в 11 субъектах России этот показатель не достиг требуемого;
- - имеются трудности с доставкой материала из субъектов Российской Федерации в региональные центры эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП: имели место случаи отказов транспортирования диагностических биологических материалов подразделениями ОАО «Российской железные дороги»; отправка материала экспресс-почтой не всегда гарантирует доставку материала в регламентированные сроки, выявлены факты потери материала, в связи с чем, в 2011 г. не был обследован 1 больной ОВП из Республики Бурятия, в 2012 г. – 1 больной из Республики Тыва;
- - проводимые исследования материала из объектов окружающей среды (сточные воды) при достаточном количестве проб не всегда являются результативными вследствие неправильно выбранных точек отбора;
- - по результатам проведенной паспортизации лабораторий, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, выявлено, что несмотря на большой объем проведенной в последние годы работы по укреплению материально-технической базы лабораторий, организационных мероприятий по обеспечению биологической безопасности их деятельности, в ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по этим вопросам;
- - несмотря на введение официальной регистрации энтеровирусных инфекций (ЭВИ), полный учет больных ЭВИ затруднен из-за отсутствия экспресс-методов диагностики заболевания, а также незаинтересованностью лечебно-профилактических организаций (далее - ЛПО) проводить лабораторное обследование таких больных, т.к. данный вид исследований не входит в программу ОМС и осуществляется за финансовые средства больных или ЛПО;
- - при проведении исследований на энтеровирусы методом ПЦР не всегда проводится дальнейшая расшифровка до серотипа, что затрудняет определение пейзажа циркулирующих на данной территории энтеровирусов и прогнозирование эпидемиологической ситуации;
- - в ряде территорий отмечается недостаток кадрового потенциала эпидемиологов и вирусологов.
- Участники совещания отмечают актуальность ежегодных совещаний, на которых обсуждаются новые тенденции по данной проблеме в мире, пути решения проблем в Российской Федерации, происходит обмен опытом между специалистами разных субъектов.
- В результате обсуждения участники совещания считают целесообразным в целях совершенствования мероприятий по недопущению завоза и распространения дикого штамма полиовируса на территорию Российской Федерации, совершенствования эпиднадзора за ЭВИ рекомендовать:
- 1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан принять меры по:
- 1.1. Обеспечению полноты учета и планирования детей, подлежащих иммунизации, обратив внимание на достоверность информации, вносимой в перепись детского населения, а также в учетные прививочные формы.
- 1.2. Обеспечению своевременного охвата профилактическими прививками против полиомиелита в декретированные сроки не менее 95% детей, подлежащих иммунизации.
- 1.3. Активизации санитарно-просветительной работы по иммунизации с населением, используя индивидуальный подход в отношении родителей, отказывающихся от прививок.
- 1.4. Активизации работы по выявлению случаев острых вялых параличей на «молчащих» территориях и в субъектах, не достигших показателя 1 на 100 тыс. детей до 15 лет.
- 1.5. Улучшению выявления и лабораторной диагностики случаев заболеваний с подозрением на энтеровирусную инфекцию.
- 1.6. Повышению квалификации врачей-педиатров, неврологов по вопросам клиники, диагностики и профилактики полиомиелита, энтеровирусной (неполио) инфекции, информационно-просветительной работе с населением по вопросам профилактики полиомиелита.
- 2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:
- 2.1. Контроль за:
- - достижением нормативных показателей своевременности охвата иммунизацией против полиомиелита;
- - проведением многоуровневого надзора за своевременностью охвата прививками против полиомиелита детей в декретированных возрастах;
- - достоверностью данных о привитости детей против полиомиелита;
- - выявлением случаев ОВП на «молчащих» территориях;
- - соблюдением требований санитарного законодательства по профилактике контактных случаев вакциноассоциированного полиомиелита;
- - полнотой регистрации больных энтеровирусной (неполио) инфекцией с учетом результатов лабораторных исследований;
- - проведением серологического мониторинга популяционного иммунитета к полиомиелиту в соответствии с требованиями МУ 3.1.2943-11 «Организация и проведение серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики (дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит, гепатит В)».
- 2.2. Достижение и поддержание нормативных показателей качества и чувствительности эпидемического надзора за ПОЛИО/ОПВ.
- 2.3. Качественное заполнение карт эпидемиологического расследования случаев ПОЛИО/ОВП.
- 2.4. Проведение анализа циркулирующих вирусов в сточных водах, по результатам анализа лабораторных исследований своевременно принимать решение о пересмотре места, количества точек и кратности отбора проб.
- 2.6. Обеспечить информационно-просветительную работу с населением по вопросам профилактики полиомиелита и ЭВИ.
- 3. Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации:
- 3.1. Неукоснительно выполнять требования нормативно-методических документов по качеству отобранных проб, условиям доставки и оформлению сопроводительной документации.
- 3.2. Регулярно осуществлять контроль чувствительности клеточных культур (не менее 1 раза в квартал) и представлять результаты в региональный центр эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.
- 3.3. При обнаружении в исследуемом материале РНК энтеровирусов методом ПЦР проводить выделение и идентификацию вируса (определение серотипа); неполиоэнтеровирусы с неустановленным серотипом направлять в региональный центр эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП.
- 4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации обеспечить проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов по вопросам лабораторной диагностики и профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции.
- 5. Координационному центру профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции (ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора:
- 5.1. Подготовить и направить в субъекты Российской Федерации письмо по результатам проведения серологического мониторинга по оценке популяционного иммунитета к полиомиелиту.
- 5.2. Организовать проведение курсов для вирусологов по методам концентрирования сточной воды (двухфазный метод).
- 6. Директору ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН (Михайлову М.И.) совместно с ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора проработать вопрос о возможности применения тест-систем, основанных на методе ИФА, для изучения коллективного иммунитета против полиомиелита. Информацию направить в Роспотребнадзор.
- 7. Директорам ФБУН «Нижегородский НИИЭМ им. академика Блохиной» Роспотребнадзора, ФБУН «Хабаровский НИИЭМ» Роспотребнадзора продолжить работу по оказанию практической и методической помощи субъектам Российской Федерации по исследованиям на энтеровирусы.
- 8. Просить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- 8.1. Рассмотреть для последующего утверждения проект Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на
- 8.2. Проработать вопрос о возможности возобновления соглашения с ОАО «РЖД» по доставке материалов от случаев полиомиелита и острых вялых параличей из субъектов в Региональные центры надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами и Национальный центр по лабораторной диагностике полиомиелита.