» » » По вопросу отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций

По вопросу отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 25 марта 2013 года № 02-06-07/9374
По вопросу отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  • c изменениями
  • № 02-06-07/2378 от 23.01.2014.
  1. Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными вопросами по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств, сообщает.
  2. Бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не являются получателями бюджетных средств.
  3. При этом в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) бюджетные учреждения вправе заключать договоры гражданско-правового характера.
  4. Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ установлено право заказчика (кредитора) требовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного договором (контрактом).
  5. Все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие на иные цели (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения.
  6. В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности).
  7. Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет с кодом 20), и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".
  8. Согласно положениям части 8 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ операции с целевыми субсидиями, поступающими федеральному бюджетному учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет с кодом 21).
  9. Таким образом, в случае, если оплата договора на приобретение нефинансовых активов была осуществлена федеральным бюджетным учреждением за счет средств целевой субсидии в размере оплаты поставщику (исполнителю) суммы, уменьшенной на сумму неустойки, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20, на основании представленной учреждением в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801 ) (далее - Заявка), оформленной в установленном порядке.
  10. Указанная Заявка не подлежит направлению органом Федерального казначейства в учреждение Банка России, в котором ему открыт счет на балансовом счете N 40501 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации".
  11. Перевод денежных средств (неустойки), отраженных на лицевом счете с кодом 21 на лицевой счет с кодом 20 отражается в бухгалтерском учете с оформлением бухгалтерской Справки (ф. 0504833) следующими записями: по дебету счета 530406830 "Увеличение дебиторской задолженности прочих кредиторов" с кредитом счета 520111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"; по дебету счета 220111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" с кредитом счета 230406730 "Уменьшение дебиторской задолженности прочих кредиторов".
  12. При этом согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от N 33н (далее - Инструкция N 33н) при заполнении Отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отражение операций по переводу денежных средств (неустойки), отраженных на лицевом счете с кодом 21 на лицевой счет с кодом 20 следует отразить в графе 5 разделов "Доходы учреждения", "Источники финансирования дефицита средств учреждения" (стр. 710); "Расходы учреждения", "Источники финансирования дефицита средств учреждения" (стр. 720).
  13. В указанном случае отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по гражданско-правовому договору, источником финансового обеспечения которого является субсидия на иную цель, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнения указанных требований осуществляется в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями:
  14. N п/пНаименование операцииДебетКредитСумма
    12345
    1Принятие обязательств в сумме заключенного гражданско-правового договора на приобретение медицинского оборудования550610310550211310100
    2Принятие к учету сумм вложений в объекты нефинансовых активов5106X 1310530231730100
    3Принятие денежного обязательства согласно гражданско-правовому договору в объеме произведенной поставки медицинского оборудования550211310550212310100
    4Предъявление неустойки (пени, штрафы) по условиям гражданско-правового договора22054156024011014015
    5Перечисление исполнителю согласно заключенному гражданско-правовому договору денежных средств (с учетом встречного требования)53023183052011161085
    Одновременно увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по коду 310
    6Прекращение встречного требования зачетом согласно акту, иному документу
    6.1в сумме исполненного денежного обязательства53023183053040673015
    6.2в сумме исполненного требования по санкциям53040683052054166015
  15. --------------------------------
  16. <1> Аналитический код группы синтетического счета.
  17. В случае принятия решения учреждением о перечислении средств от предъявленных санкций в доход федерального бюджета указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:
  18. N п/пНаименование операцииДебетКредитСумма
    12345
    1Принятие обязательств в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет55061029055021129015
    2Принятие денежного обязательства в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет55021129055021229015
    3Начисление обязательств по перечислению в соответствующий бюджет24012029023030573015
    4Перечисление денежных средств в доход федерального бюджетаОдновременно
    4.1Перечисление денежных средств с л/счета 2153040683052011161015
    Одновременно увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по коду 290
    4.2Исполнение обязательства по перечислению денежных средств в доход федерального бюджета23030583023040673015
  19. А.М.ЛАВРОВ

Предыдущая новость - Письмо ФНС от 14 марта 2013 года № ЕД-4-3

Следующая новость - О формате представления в налоговые органы Отчета о НИР в соответствии со статьей 262 НК РФ