» » » О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования

О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования


Российская Федерация
Письмо ЦБ РФ от 15 апреля 2013 года № 69-Т
О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования
Принято
Центральным банком Российской Федерации
  1. 1. В целях оперативного предотвращения ситуаций быстрого ухудшения финансового положения кредитных организаций, особенно банков - участников системы страхования вкладов, территориальным учреждениям Банка России необходимо выявлять ситуации (обстоятельства), которые указаны в приложении 1 и приложении 2 к настоящему письму.
  2. 2. Территориальному учреждению Банка России при выявлении ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 1 к настоящему письму, рекомендуется:
  3. направить в кредитную организацию в соответствии с Указанием Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" письмо, содержащее требование о представлении в срок, установленный территориальным учреждением Банка России, отчетности на ежедневной основе по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - форма 0409101) (пункт 8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409101), по форме 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" (далее - форма 0409134) (пункт 3 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409134), по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации" (далее - форма 0409135) (пункт 9 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409135);
  4. направить в кредитную организацию также требование о формировании и представлении в территориальное учреждение Банка России реестра обязательств банка перед вкладчиками (далее - реестр) при наличии оснований, предусмотренных Указанием Банка России от 1 апреля 2004 года N 1417-У "О форме реестра обязательств перед вкладчиками" (пункт 1.4).
  5. 3. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется осуществлять оперативный анализ представляемой кредитными организациями отчетности по формам 0409101, 0409134 и 0409135 в целях установления экономического содержания проводимых операций и оценки достоверности представленных форм отчетности, выявления нарушений федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, оценки характера допущенных нарушений, причин их возникновения и влияния на экономическое положение кредитной организации. Для проведения такого анализа территориальному учреждению Банка России рекомендуется использовать все имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы.
  6. Если территориальное учреждение Банка России располагает информацией о причинах возникновения ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 1 к настоящему письму (например, уже имеет пояснения кредитной организации по отчетности, информацию уполномоченного представителя Банка России и (или) куратора кредитной организации), и полагает нецелесообразным направление требований, указанных в пункте 2 настоящего письма, то соответствующее сообщение с изложением оценки ситуации в кредитной организации направляется территориальным учреждением Банка России в Банк России (Департамент банковского надзора и Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций).
  7. 4. В случае непредставления кредитной организацией отчетности и реестра, представления неполной или недостоверной отчетности и реестра, указанных в пункте 2 настоящего письма, территориальному учреждению Банка России рекомендуется согласно части 1 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" применять принудительные меры воздействия, в том числе направлять предписания с требованием об устранении нарушений.
  8. 5. При наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в том числе в случае неустранения в установленный предписанием срок нарушений, указанных в пункте 4 настоящего письма, территориальному учреждению Банка России рекомендуется применять принудительные меры воздействия, предусмотренные частью 2 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в том числе направлять предписания о введении запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.
  9. 6. В случае непредставления кредитными организациями, которым направлены требования, указанные в пункте 2 настоящего письма, отчетности и (или) реестра обязательств банка перед вкладчиками и при наличии оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", территориальному учреждению Банка России рекомендуется направлять ходатайство об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
  10. 7. Отменять примененные принудительные меры воздействия, а также требование о представлении отчетности по формам 0409101, 0409134 и 0409135 на ежедневной основе территориальному учреждению Банка России рекомендуется не ранее проведения территориальным учреждением Банка России анализа экономического содержания операций кредитной организации и получения документов, подтверждающих достоверность значений показателей отчетности кредитных организаций.
  11. 8. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется инициировать проведение проверки кредитной организации (ее филиала) при наличии оснований, предусмотренных Инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 года N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
  12. 9. При выявлении ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 2 к настоящему письму, территориальному учреждению Банка России рекомендуется оценить степень их существенности для деятельности кредитной организации и на предмет наличия в ее деятельности угрозы интересам кредиторов и вкладчиков. Одновременно следует уделять особое внимание анализу отчетности кредитной организации на предмет ее достоверности.
  13. В случае если по результатам проведенной работы будет установлено, что предоставляемая кредитной организацией отчетность недостоверна или выявленные в деятельности кредитной организации ситуации (обстоятельства), указанные в приложении 2 к настоящему письму, оказывают существенное влияние на ее деятельность и (или) указывают на наличие угрозы интересам ее кредиторов и вкладчиков, территориальному учреждению Банка России рекомендуется осуществлять действия, предусмотренные пунктами 2 - 8 настоящего письма.
  14. 10. Рекомендовать кредитным организациям при трудоустройстве на должности, не подлежащие согласованию в Банке России (включая должности руководителей внутренних структурных подразделений, руководителей подразделений, связанных с осуществлением банковских операций, и др.), лиц, ранее работавших в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, а также при предоставлении им права подписи распоряжений на перевод денежных средств, возложении временного исполнения обязанностей руководителя, учитывать их работу в таких кредитных организациях и направлять в территориальное учреждение Банка России, осуществлявшее надзор за кредитной организацией (филиалом), у которой была отозвана лицензия, запрос, содержащий согласие лица на обработку территориальным учреждением Банка России его персональных данных (включая согласие на их распространение), о наличии сведений о данных лицах в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России от 9 июня 2005 года N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям" (далее - Положение Банка России N 271-П).
  15. Территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса или филиала кредитной организации по запросу кредитной организации (филиала), содержащему согласие лица, в отношении которого кредитной организацией (филиалом) запрашивается информация в связи с его назначением на не требующие согласования Банком России должности в кредитной организации (филиале), на обработку территориальным учреждением Банка России его персональных данных (включая согласие на их распространение), рекомендуется направлять ответ о наличии (отсутствии) в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России N 271-П, сведений о таком лице.
  16. В целях минимизации рисков в деятельности кредитных организаций рекомендуем территориальным учреждениям Банка России при поступлении от кредитных организаций сведений об избрании в состав совета директоров и (или) приеме на работу в качестве руководителей внутренних структурных подразделений лиц, ранее работавших в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, а также при самостоятельном выявлении данных фактов информировать кредитные организации о репутационных рисках в связи с их работой в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии.
  17. 11. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется выявлять ситуации, свидетельствующие о том, что акционеры (участники) кредитной организации, лица, оказывающие существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, информация о которых раскрывается Банку России, действуют в интересах третьих лиц (примерный перечень признаков ситуаций указан в приложении 3 ). При вхождении в состав органов управления кредитной организации, в состав ее акционеров (участников), в состав лиц, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, лиц, сведения о которых содержатся в базе данных, ведущейся в соответствии с требованиями главы 4 Положения Банка России N 271-П, территориальному учреждению Банка России рекомендуется использовать данную информацию при оценке ситуации, указанной в пункте 9 приложения 1 к настоящему письму, а также информировать Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.
  18. Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".
  19. Председатель Центрального банка
  20. Российской Федерации
  21. С.М.ИГНАТЬЕВ
Приложение
к Письму от 15 апреля 2013 года № 69-Т
Приложение
к Письму от 15 апреля 2013 года № 69-Т
  1. Содержание ситуации (обстоятельства)Пороговые значения
    1.Существенный рост вложений в инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости и котируемые на активном рынке, при условии если участниками биржевых торгов данными финансовыми активами является ограниченный круг лиц и объем таких вложений составляет существенный объем собственных средств (капитала) кредитной организацииболее 10% за месяц при объеме вложений более 20% собственных средств (капитала)
    2.Поступление информации о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов за счет существенного роста доходов, в т.ч. полученных в качестве финансовой помощи от ее акционера (участника) (в виде денежных средств и (или) безвозмездно переданного кредитной организации имущества), при условии что доходы получены от сделок, носящих нерыночный характер, или информация об источниках формирования средств у акционера (участника), оказавшего помощь, отсутствует (стоимость имущества отличается от рыночной)рост доходов за счет указанных источников более 20% за месяц
    3.Существенное увеличение остатков на счетах и во вкладах физических лиц в целом по кредитной организацииболее 20% за месяц
    4.Отношение дебетовых оборотов по корсчету в Банке России к кредитовым оборотам по вкладам физических лицменее 100% за месяц
    5.Остатки в кассе составляют существенный удельный вес в активах кредитной организацииболее 25%
    6.Существенное изменение структуры баланса (увеличение или сокращение удельного веса за отчетный месяц хотя бы одной статьи балансового отчета, определенной в соответствии с "Разработочной таблицей для составления бухгалтерского баланса (публикуемая форма)" Порядка составления и представления отчетности по форме 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)", установленной приложением 1 к Указанию Банка России N 2332-У, удельный вес которой на начало отчетного месяца составлял 30% и более, за исключением статей "Средства акционеров (участников)" и "Эмиссионный доход", "Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации"более 100% за месяц
    7.Существенный объем операций по продаже (приобретению) учтенных векселей (отношение дебетовых (кредитовых) оборотов за месяц по счетам по учету векселей к активам)более 30%
    8.Существенный рост остатков на счетах по учету выпущенных кредитной организацией векселей и банковских акцептов при удельном весе остатков на счетах по учету выпущенных кредитной организацией векселей и акцептов в пассивах 10% и болееболее 50% за месяц
    9.Изменение состава лиц, оказывающих существенное влияние на деятельность кредитной организации (учредителей (участников) кредитных организаций), не связанное с установлением контроля над банком лицами, в отношении которых отсутствуют сведения в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России N 271-П
Приложение
к Письму от 15 апреля 2013 года № 69-Т
Приложение
к Письму от 15 апреля 2013 года № 69-Т
  1. Содержание ситуации (обстоятельства)Пороговые значения
    1.Поступление информации из депозитария (ФСФР России), ведущего учет прав кредитной организации на ценные бумаги, о наличии существенных расхождений о количестве ценных бумаг, принадлежащих кредитной организации, с данными депозитария
    2.Прекращение исполнения трудовых обязанностей руководителями кредитной организации, не сопровождающееся замещением должностей лиц, осуществляющих функции руководителя и (или) главного бухгалтера кредитной организации
    3.Привлечение средств (в т.ч. во вклады, в виде межбанковских кредитов и т.п.) на условиях, существенно отличающихся от рыночных
    4.Количественное значение хотя бы одной ситуации (одного обстоятельства), содержание которого определено пунктами 1 - 8 приложения 1 к настоящему письму, составляет не менее 70% от порогового значения, установленного соответствующими пунктами указанного выше приложения
    5.Соотношение суммарных оборотов за месяц по кассе (счет 20202) и по счетам по учету денежных средств в пути (счет 20209) к сумме оборотов по счетам, которые превышают величину активов-неттоболее 10%
    6.Соотношение общего объема дебетовых оборотов по счетам выданных кредитов (учтенных векселей) за месяц к общему объему денежных средств, списанных с корреспондентских счетов кредитной организации (кредитовые обороты за месяц по счетам НОСТРО)более 25%
    7.Соотношение общего объема кредитовых оборотов за месяц по счетам погашенных кредитов (учтенных векселей) к общему объему денежных средств, поступивших на корреспондентские счета кредитной организации (дебетовые обороты за месяц по счетам НОСТРО)более 25%
    8.Обороты за месяц по выпуску векселей и банковских акцептов в процентах от общего объема пассивовболее 10%
    9.Существенное увеличение остатков на счетах и во вкладах физических лиц отдельно по головному офису или филиалу кредитной организацииболее 50% за месяц
    10.Существенный рост объема ссудной задолженности по кредитной организации в целомболее 10% за месяц
    11.Существенное изменение по данным отчетности по форме 0409117 "Данные о крупных ссудах" и по форме 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" состава крупных заемщиков, а также такое изменение состава заемщиков, при котором произошло существенное изменение объема крупных ссуд кредитной организацииновые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные заемщики в общем количестве крупных заемщиков на отчетную дату составляют более 30% и (или) более 50% остатка на отчетную дату ссудной задолженности составляют новые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные заемщики
    12.Существенное изменение по данным отчетности по форме 0409157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации" состава крупных кредиторов (вкладчиков), а также такое изменение состава крупных кредиторов (вкладчиков), при котором произошло изменение объема средств крупных кредиторов (вкладчиков) кредитной организацииновые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные кредиторы (вкладчики) в общем количестве крупных кредиторов (вкладчиков) на отчетную дату составляют более 30% и (или) более 50% остатка на отчетную дату составляют новые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные кредиторы (вкладчики)
Приложение
к Письму от 15 апреля 2013 года № 69-Т
Приложение
к Письму от 15 апреля 2013 года № 69-Т
  1. К признакам ситуаций, свидетельствующих о том, что акционеры (участники), реальные (бенефициарные) собственники кредитной организации, информация о которых раскрывается Банку России, действуют в интересах третьих лиц, в том числе можно отнести:
  2. - наличие информации в СМИ о собственниках кредитной организации, не соответствующей информации, официально раскрываемой кредитной организацией;
  3. - представление интересов кредитной организации, ее акционеров (участников), в т.ч. на совещаниях в территориальном учреждении Банка России, лицом (лицами), не являющимся ее руководителем или акционером (участником);
  4. - представление интересов акционеров (участников) кредитной организации, в т.ч. не оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации и формально не связанных между собой, одним лицом;
  5. - одновременное приобретение на вторичном рынке акций (долей) кредитной организации несколькими лицами в размерах, не требующих предварительного согласия Банка России, при условии что в случае объединения лиц в группу они будут оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
  6. - представление физическим лицом (группой лиц), приобретающим акции (доли) кредитной организации, в т.ч. на вторичном рынке, информации о достаточности доходов, которые могут рассматриваться как источник средств для приобретения акций (долей) кредитной организации, формирование которых преимущественно произошло в результате операций (сделок), носящих необычный (нерыночный) характер (в т.ч. дарения, возврата долга, реализации предметов искусства и старины и т.п.), а также если эти доходы представлены средствами, конечные источники формирования которых непрозрачны (например, реализация имущества офшорным компаниям);
  7. - назначение в коллегиальные органы управления лиц, представляющих интересы основных кредиторов кредитной организации и (или) компаний (групп компаний), в отношении которых кредитной организацией приняты повышенные риски, при условии отсутствия информации о наличии у них прямых или косвенных связей с собственниками кредитной организации;
  8. - проводимые в кредитной организации проверки ее финансово-хозяйственной деятельности в целях формирования представления о ней как об объекте инвестирования, в т.ч. осуществляемые представителями других кредитных организаций;
  9. - изменение места регистрации кредитной организации (начало осуществления соответствующих процедур) в условиях отсутствия достаточных оснований такого перемещения бизнеса;
  10. - изменение структуры собственности компаний - акционеров (участников) кредитной организации, в т.ч. усложняющее доступ к информации о ее реальных владельцах.

Предыдущая новость - Письмо ЦБ РФ от 18 апреля 2013 года № 77-Т

Следующая новость - О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования