О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- В соответствии с пунктом 28 Плана оказания методической помощи территориальным органам в 2013 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.03.2013 N 169/13, а также в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ФАС России сообщает.
- 1. 14 мая 2013 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 19 Федерального закона "О рекламе", в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- Из перечня внесенных изменений целесообразно выделить следующие.
- Указанным законом в перечень технических средств стабильного территориального размещения, с использованием которых возможно распространение наружной рекламы, включено проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование.
- В части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" исключается положение о том, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. И вводится норма, устанавливающая, что предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, определяются субъектом Российской Федерации, однако они могут быть не менее чем пять лет и не более чем десять лет.
- При этом конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.
- Кроме того статья 19 Федерального закона "О рекламе" дополняется частью 5.8, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
- Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
- Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" после утверждения схем размещения рекламных конструкций, торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
- В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций до 01.01.2014. Соответственно, с 1 января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут выдаваться только на те места, которые указаны в схеме.
- Кроме того, разрешение на установку рекламной конструкции, предусмотренное статьей 19 Федерального закона "О рекламе", в новой редакции указанной статьи имеет наименование "разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции".
- Также пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", содержащей перечень оснований, по которым орган местного самоуправления принимает решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, дополнен положением, устанавливающим, что органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
- Часть 17 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" закрепила порядок выдачи органом местного самоуправления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
- Также статья 19 Федерального закона "О рекламе" дополнена частью 20.1, предусматривающей порядок выплаты компенсации владельцу рекламной конструкции в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
- Изменена редакция статьи 21 Федерального закона "О рекламе", новая редакция указанной части предусматривает, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
- Также статья 19 Федерального закона "О рекламе" дополнена частями 21.1 - 21.3, устанавливающими порядок демонтажа рекламной конструкции в случаях, если владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции в установленный срок или владелец рекламной конструкции неизвестен; если собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил в установленный срок указанную в части 21 цитируемой статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен.
- В новой редакции части 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.
- Положение части 23 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", устанавливающее, на какие объекты не распространяются требования данной статьи в части получения разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, дополнительно уточнено. Так, указанные требования не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).
- Также обращаем внимание территориальных органов, что Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе", регулирующей порядок распространения рекламы на транспортных средствах и с их использованием. Так, в новой редакции части 2 данной статьи приведен один из видов использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций - переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
- Часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" дополнена нормами, возлагающими ответственность на рекламодателя за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 (распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения), частями 2 и 6 статьи 20 (использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций и распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств соответственно).
- Также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях, в частности:
- - в статьи 14.37, 14.38 в том числе в части повышения административного штрафа за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции и использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции;
- - полномочие по рассмотрению дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.38, передано в ведение судов, арбитражных судов и, соответственно, исключено из полномочий ФАС России.
- 2. 9 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в часть 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Новая редакция указанной статьи устанавливает, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного Кодекса.
- А.Б.КАШЕВАРОВ