О дополнительном профессиональном образовании
- Принято
- Министерством образования и науки Российской Федерации
- В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.
- Директор департамента
- Н.М.ЗОЛОТАРЕВА
Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования
- Используемые сокращения:
- Федеральный закон N 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядок - приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444);
- ДПО - дополнительное профессиональное образование;
- ДПП - дополнительные профессиональные программы.
- Вопрос 1. В определениях основных понятий (статья 2 Федерального закона) подпункт 3 - обучение, подпункт 5 - квалификация, подпункт 12 - профессиональное образование появилось новое понятие "компетенция". Каково его содержание?
- Через понятие "компетенция" Федеральный закон N 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.
- Система высшего образования уже накопила определенный опыт разработки и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода, и теперь Федеральный закон N 273-ФЗ распространяет эту практику и на дополнительное профессиональное образование.
- Ознакомиться с основными аспектами компетентностного подхода в образовании можно, в том числе в сети Интернет, на сайтах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, ФГАУ "Федеральный институт развития образования" и другие.
- Вопрос 2. Каким образом реализация дополнительных образовательных программ должна ориентироваться на компетентностный подход, и обязательно ли это для краткосрочных программ?
- В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
- В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
- В структуре программ должен быть указан планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ), который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДПП, включая краткосрочные программы.
- Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценку уровня формирования компетенций у выпускников и т.д.
- Вопрос 3. В основных понятиях (статья 2 Федерального закона N 273-ФЗ) дано определение примерной основной образовательной программы. Будут ли разработаны примерные, типовые дополнительные профессиональные программы для использования в учебном процессе?
- Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, организовывается разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (часть 14 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Типовые и примерные программы будут разрабатываться для следующих случаев, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ:
- Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 7 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (часть 3 статьи 81 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 85 Федерального закона N 273-ФЗ).
- В целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ и Порядка Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный.
- Вопрос 4. Применимо ли в системе дополнительного профессионального образования понятие "обучающийся", наряду с понятием "слушатель"?
- Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования (пункт 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Таким образом, в дополнительном профессиональном образовании могут использоваться оба понятия.
- Вопрос 5. Появилось понятие "индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность". Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?
- Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона N 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом N 273-ФЗ не предусматривается.
- При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.
- Вопрос 6. Применимо ли понятие "педагогический работник" к преподавателям дополнительного профессионального образования?
- Понятие "педагогический работник" применимо к преподавателям ДПО. В соответствии с частью 21 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
- В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона N 273-ФЗ).
- На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 687 утверждена номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
- Вопрос 7. Федеральный закон N 273-ФЗ не предполагает в сфере ДПО ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни федеральные государственные требования (ФГТ). Пункт 29 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ дает определение качества образования через соответствие ФГОС и ФГТ. Значит ли это, что в ДПО качество образования не определяется?
- В соответствии с пунктами 21 - 22 Порядка оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:
- соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
- соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
- способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
- Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
- внутренний мониторинг качества образования;
- внешняя независимая оценка качества образования.
- Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
- Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.
- Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.
- Вопрос 8. Является ли дополнительное профессиональное образование составной частью непрерывного образования?
- Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
- Часть 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
- При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
- Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 237-ФЗ).
- Вопрос 9. Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Является ли дополнительное профессиональное образование дополнительным образованием взрослых?
- Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования.
- Вопрос 10. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон N 273-ФЗ объем для данных видов программ?
- Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
- Вопрос 11. В Федеральном законе N 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?
- В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
- Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности - это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.
- В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
- Вопрос 12. Часть 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?
- Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.
- Вопрос 13. Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования?
- Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.
- При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
- Вопрос 14. Может ли библиотечный фонд образовательной организации дополнительного профессионального образования укомплектован только электронными учебными изданиями?
- В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
- В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).
- Вопрос 15. Если дополнительное профессиональное образование является составной частью дополнительного образования, то может ли организация дополнительного образования вести образовательную деятельность по ДПП, а организация дополнительного профессионального образования - по дополнительным общеобразовательным программам?
- В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
- 1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- 2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
- Образовательные организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является их основной целью: образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения (статья 23, часть 4, пункт 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Образовательные организации дополнительного профессионального образования в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ могут осуществлять также программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
- Вопрос 16. Можно ли привлекать к учебному процессу в организациях дополнительного профессионального образования лиц, не имеющих ученых степеней и званий?
- В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования.
- Для должности "преподаватель" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.
- Вопрос 17. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?
- Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.
- Вопрос 18. Каковы особенности лицензирования программ ДПО в связи с введением в действие Федерального закона N 273-ФЗ?
- В связи с введением в действие Федерального закона N 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Закона (Часть 1 статьи 91; подпункт 5 части 5 статьи 108, часть 7 статьи 108 ) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Закона.
- Частью 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. Также для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности.
- Вопрос 19. Каким образом будет определяться содержание дополнительных профессиональных программ?
- Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).
- При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны руководствоваться при их разработке следующим.
- Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
- Кроме того, частью 10 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривается, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
- Вопрос 20. Какие требования предъявляются к структуре ДПП?
- Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом N 273-ФЗ и Порядком. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п. 9 Порядка).
- В соответствии с пунктом 6 Порядка в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
- В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
- характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
- характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
- Вопрос 21. Каков статус стажировки в сфере ДПО?
- В Федеральном законе N 273-ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.
- Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки.
- Пункт 13 Порядка дает описание данной формы реализации ДПП, содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
- Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
- Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:
- самостоятельную работу с учебными изданиями;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков;
- изучение организации и технологии производства, работ;
- непосредственное участие в планировании работы организации;
- работу с технической, нормативной и другой документацией;
- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
- участие в совещаниях, деловых встречах.
- По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
- Вопрос 22. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения дополнительных профессиональных программ?
- Общие требования к документам о квалификации установлены в пункте 2 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.
- Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
- По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
- Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).
- В соответствии с пунктом 19 Порядка документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.
- Вопрос 23. Кем устанавливается процедура утверждения форм документов о квалификации?
- Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.
- Вопрос 24. Останется ли возможность выдачи сертификатов после 1 сентября 2013 года?
- В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
- Вопрос 25. Имеет ли право организация зачислить на повышение квалификации и выдать удостоверение о повышении квалификации слушателям со средним общим или начальным профессиональным образованием с 1 сентября 2013 г.?
- В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
- 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
- Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
- Вопрос 26. Есть ли программы повышения квалификации, которые с 1 сентября 2013 года будут требовать согласования с Министерствами и ведомствами? Будет ли реестр таких программ?
- Согласования с Министерствами и ведомствами будут требовать дополнительные профессиональные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности.
- Согласно части 8 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
- Вопрос 27. Какие документы необходимо требовать для приема на обучение по программам ДПО у лиц из ближнего и дальнего зарубежья?
- В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона N 273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом N 273-ФЗ.
- 1) Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства N 1624-р от 19 сентября 2013 года, то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.
- 2) Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (часть 4 статьи 78 Федерального закона N 273-ФЗ).
- 3) Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.
- Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Вопрос 28. Какой печатью заверяются документы по итогам освоения ДПП?
- С 1 сентября 2013 года лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 16 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).
- Документ, который выдается по итогам освоения ДПП, заверяется печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе организации.
- Вопрос 29. Предполагается ли различие в документах, которые выдаются по итогам освоения программ профессиональной переподготовки, которые позволяют осуществлять новый вид профессиональной деятельности и подтверждают присвоение новой квалификации?
- В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
- Учитывая, что форма документа о квалификации (диплома о профессиональной переподготовке) определяется организацией самостоятельно, то могут быть определены и различные варианты образцов документов, в которых используются различные варианты записей:
- присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации);
- присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации) и выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности);
- выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности) в рамках имеющейся ранее квалификации.
- Организация самостоятельно принимает решение о формализации записей в дипломах профессиональной переподготовки.
- Вопрос 30. По какому признаку или принципу можно определить, что программа профессиональной переподготовки реализуется или разработана в рамках основной образовательной программы?
- Таким признаком являются наличие результатов обучения по программам профессиональной переподготовки, которые соотносятся с результатами обучения (компетенциями), сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования и (или) основных образовательных программах профессионального образования и направлены на приобретение новой квалификации.
- Вопрос 31. В чем разница между "электронным обучением" и "дистанционными образовательными технологиями"?
- Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
- Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
- Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
- Вопрос 32. Как в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы на основе сетевого взаимодействия по заказу государственных и муниципальных заказчиков?
- Заказчик может указать в техническом задании, что программа реализуется в сетевой форме. К заявке исполнитель прилагает договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
- 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
- 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
- 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
- 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
- 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
- Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым утрачивает силу Федеральный закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
- Вопрос 33. Каков механизм создания организаций, осуществляющих профессионально-общественную и общественную аккредитацию?
- В постановлении Правительства Российской Федерации N 286 от 30 марта 2013 года "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" создана правовая основа для организации общественно-государственных советов, которые будут иметь полномочия для создания аккредитационных агентств по различным направлениям.
- Правила, утвержденные данным постановлением Правительства, определяют порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов в целях повышения качества работы этих организаций.
- Вопрос 34. Предполагается ли разработка профессиональных стандартов в сфере образования?
- Поручение об утверждении не менее 800 профессиональных стандартов дано в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2204-р утвержден план разработки профессиональных стандартов на оды.
- Минобрнауки России утвержден График разработки профессиональных стандартов на оды (от 9 июля 2013 г. N ДЛ-14/06), включающий 7 профессиональных стандартов в сфере образования и науки:
- педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);
- специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);
- преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании);
- специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся);
- руководитель образовательной организации (управление в сфере образовании);
- руководитель научной организации (управление научными исследованиями);
- научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность).
- Вопрос 35. Каков механизм возмещения затрат образовательным организациям на обучение увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в одах?
- Положение о проведении в одах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.
- Частью 9 Положения установлено, что возмещение расходов образовательных учреждений в рамках эксперимента осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации в объеме нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетным и автономным учреждениям на указанные цели в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленном порядке.
- В случае если стоимость обучения по программе профессиональной переподготовки превышает величину нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования, стоимость обучения сверх величины нормативных затрат возмещается за счет средств владельца сертификата и (или) иного физического (юридического) лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 Положения).
- Вопрос 36: Как происходит отбор увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в одах?
- Положение о проведении в одах эксперимента утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.
- Отбор увольняемых военнослужащих для участия в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов проводится в порядке и в соответствии с критериями, которые устанавливаются Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России, из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования:
- общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 5 лет и более, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего профессионального и (или) среднего профессионального образования;
- наличие у увольняемого военнослужащего высшего профессионального или среднего профессионального образования;
- увольнение с военной службы по основаниям, предусматривающим достижение предельного возраста пребывания на военной службе, истечение срока контракта, а также по состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям.
- В соответствии с частью 2 Положения под сертификатом понимается именной документ, подтверждающий право его владельца на дополнительные меры государственной поддержки в части оплаты его обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки (далее - программа профессиональной переподготовки).
- Сертификат выдается увольняемому военнослужащему при исключении его из списков личного состава органа управления, воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в порядке, установленном Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России соответственно (часть 3 Положения).