Развитие рынка страховых услуг. Расширение страхования ответственности как фактор повышения эффективности системы контроля и надзора
- Принято
- Дальневосточным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
- В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене информацией направляем для размещения в ИПС "КонсультантПлюс:ХабаровскийВыпуск" протокол заседания подкомиссии по поддержке предпринимательства Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики в Дальневосточном федеральном округе от 26 января 2004 г. "Развитие рынка страховых услуг. Расширение страхования ответственности как фактор повышения эффективности системы контроля и надзора".
- Приложение: на 2 л. в 1 экз.
- Руководитель
- территориального управления
- В.А.Бодров
Протокол заседания подкомиссии по поддержке предпринимательства межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики в дальневосточном федеральном округе от 26 января 2004 года
- ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ - Бодров В.А.
- ПРИСУТСТВОВАЛИ: см. приложение
- 1. Развитие рынка страховых услуг.
- Расширение страхования ответственности как фактор
- повышения эффективности системы контроля и надзора
- ВЫСТУПИЛИ: Воробьев Е.П., Постников В.М. и др.
- Участники совещания отмечают, что на сегодняшний день наблюдается определенная динамика в развитии страхового рынка в большинстве субъектов РФ ДФО. Сдерживающими факторами при этом остаются невысокий уровень социально-экономического развития, низкий уровень оценки потребителями надежности страховых компаний, действующих на территории Дальневосточного федерального округа, а также несформированность у населения округа культуры страхования. Существенным фактором недостаточного развития рынка страхования на территории Дальневосточного федерального округа является низкий уровень платежеспособности предприятий, организаций и населения, отсутствие концепции развития регионального страхования.
- Негативное воздействие на состояние страхового рынка также оказывают имеющие место факты несоблюдения органами власти всех уровней Федерального закона от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
- Среди проблем, возникающих на рынке страховых услуг, имеющих отношение к развитию предпринимательства на территории ДФО, необходимо отметить следующие.
- Продолжает иметь место навязывание арендаторам государственного и муниципального имущества услуг уполномоченных или аккредитованных администрациями субъектов Российской Федерации страховых компаний, а также компаний, отобранных администрациями по конкурсу.
- Имеют место случаи создания благоприятных условий для деятельности (лоббирование интересов) отдельных страховых организаций со стороны территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ ДФО и органов местного самоуправления.
- Существуют проблемы и в сфере обязательного медицинского страхования. В большинстве регионов ДФО рынок услуг обязательного медицинского страхования развит достаточно слабо и является высококонцентрированным. При этом страховые организации, имеющие соответствующие лицензии и работающие в системе ОМС, являются лишь посредниками, выдающими полисы и поддерживающими информационную базу.
- В ряде субъектов РФ ДФО (Хабаровский край и ЕАО) территориальные фонды обязательного медицинского страхования неправомерно берут на себя функции страховых медицинских организаций, несмотря на то, что они образованы для аккумулирования финансовых средств на ОМС и обеспечения его финансовой стабильности. На сегодняшний день в этих субъектах РФ начался процесс привлечения страховых организаций к осуществлению обязательного медицинского страхования, рынок данных услуг находится в стадии становления.
- В большинстве регионов ДФО в настоящее время отсутствует стратегия развития и использования возможностей добровольного медицинского страхования.
- На состоянии конкуренции на данном рынке может отрицательно сказаться и привлечение страховых организаций к осуществлению страхования за счет бюджетных средств без проведения открытых конкурсов.
- Не используются возможности развития страхования ответственности хозяйствующих субъектов как фактор снижения государственного контрольно-надзорного давления на субъекты предпринимательства (сокращения перечня лицензируемых видов деятельности, надзорных функций государства, повышения качества товаров, работ и услуг) и преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства.
- По мнению участников совещания, расширение страхования ответственности предпринимателей по организации и осуществлению их деятельности, привлечение страховых компаний к системе ОМС и развитие на территории округа ДМС позволит не только повысить уровень развития рынка страховых услуг ДФО, но и сократить количество административных барьеров, возникающих в сфере контроля и надзора.
Решили:
- 1. Принять к сведению информацию руководителя Хабаровской межрегиональной инспекции Департамента страхового надзора Минфина РФ Е.П.Воробьева и директора Хабаровского филиала ЗАО "Промышленно-страховая компания" В.М.Постникова по вопросу развития рынка страховых услуг на территории Дальневосточного федерального округа.
- РЕКОМЕНДОВАТЬ:
- 2. Министерству финансов РФ рассмотреть возможность создания на территории ДФО окружной межрегиональной инспекции Департамента страхового надзора Минфина РФ.
- 3. Органам исполнительной власти субъектов ДФО и органам местного самоуправления:
- 3.1. Обеспечить объективность и доступность в проведении открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета.
- 3.2. Рассмотреть возможность более активного участия в реализации инвестиционных проектов субъектов РФ ДФО страховых организаций, действующих на территории округа.
- 3.3. Организовать работу по разработке концепции развития добровольного медицинского страхования населения с участием представителей Всероссийского союза страховщиков, региональных союзов страховщиков ДФО и иных заинтересованных лиц.
- 4. Российскому Союзу Автостраховщиков рассмотреть вопрос о создании окружного представительства РСА на территории Дальневосточного федерального округа.
- 5. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов ДФО и органам местного самоуправления в целях развития конкуренции на региональных страховых рынках принять меры по прекращению практики предоставления необоснованно благоприятных условий отдельным страховым организациям, что ставит их в преимущественное положение по отношению к другим участникам рынка.
- 6. Органам исполнительной власти Хабаровского края и ЕАО активизировать действия по привлечению страховых организаций к осуществлению обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" и Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ".
- 7. Территориальным управлениям МАП России ДФО активизировать взаимодействие по вопросам соблюдения требований антимонопольного законодательства на рынке страховых услуг ДФО с представителями Всероссийского союза страховщиков и других саморегулируемых организаций в ДФО, региональными союзами страховщиков, ТПП, СМИ для решения проблем, препятствующих развитию добросовестной конкуренции на страховом рынке ДФО.
- 8. Органам исполнительной власти субъектов РФ ДФО, органам местного самоуправления, Всероссийскому союзу страховщиков, региональным союзам страховщиков ДФО с привлечением заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти организовать и провести информационную работу по вопросу активизации страхования ответственности как фактора снижения административного давления на развитие предпринимательства ДФО.
- 9. Органам местного самоуправления ДФО, Всероссийскому союзу страховщиков, региональным союзам страховщиков ДФО с привлечением заинтересованных лиц провести на подведомственной территории информационно-просветительскую работу по вопросу перспективы обязательного страхования жилья.
- 2. О внесении изменений в перспективный план работы
- подкомиссии на 2004 год
- ВЫСТУПИЛИ: Бодров В.А.
Решили:
- 1. Утвердить перспективный План работы подкомиссии по поддержке предпринимательства на 2004 год с учетом внесенных изменений.
- 2. Закрепить ответственных членов подкомиссии по подготовке вопросов на очередные заседания подкомиссии в соответствии с утвержденным Планом работы подкомиссии на 2004 год.
- Председатель подкомиссии
- по поддержке предпринимательства
- Межведомственной комиссии по
- безопасности в сфере экономики в
- Дальневосточном федеральном округе
- В.А.Бодров