О налоге на прибыль организаций
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Департамент налогообложения прибыли рассмотрел письмо и сообщает следующее.
- В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000), утвержденного Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н, остатки средств целевого финансирования, полученных из бюджета, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.
- Таким образом, средства целевого финансирования, выраженные в иностранной валюте, подлежат переоценке. При этом в случае использования средств целевого финансирования, полученных в рублях, на покупку иностранной валюты для осуществления расходов в валюте целевое финансирование после конвертации также должно переоцениваться.
- Учитывая вышеизложенное, переоценка валютных средств, полученных в рамках целевого финансирования, до их фактического использования не приведет к увеличению (уменьшению) финансового результата.
- Что касается периода после 01.01.2002, то курсовые разницы начисляются и учитываются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
- Согласно пункту 11 статьи 250 и подпункту 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ положительными (отрицательными) курсовыми разницами называются разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.
- При этом указанные разницы возникают в виде доходов и расходов на дату перехода права собственности по операциям с имуществом в виде валютных ценностей, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
- К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. Следовательно, средства в валюте, полученные в рамках целевого финансирования, приводят к возникновению обязательств получателя средств перед организацией - источником целевого финансирования. Таким образом, подобные средства подлежат переоценке в соответствии с вышеизложенным порядком.
- При этом следует учесть, что перечень средств, полученных в рамках целевого финансирования, предусмотрен статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
- Следовательно, порядок возникновения курсовых разниц и их влияние на налогооблагаемую прибыль в 2002 году по средствам целевого финансирования аналогичен порядку, действовавшему в 2001 году.
- Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования в виде полученных грантов.
- В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
- При получении указанных доходов в иностранной валюте порядок возникновения курсовых разниц и их влияние на налогооблагаемую прибыль с 01.01.2002 аналогичен порядку, действующему для средств целевого финансирования.
- Руководитель Департамента
- действительный государственный
- советник налоговой службы РФ
- III ранга
- К.И.ОГАНЯН