О применении Соглашения между РФ и США от 17.06.1992
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, обобщив информацию о применении Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года (далее - Соглашение), сообщает следующее.
- Статьей X Соглашения предусматривается, что Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Соглашением.
- Таким образом, нормы статьи X Соглашения распространяются на США (в том числе дипломатические представительства США и государственные органы США), их персонал, подрядчиков США (то есть лиц, заключивших с США, государственными органами или дипломатическими представительствами США договоры подряда и являющихся подрядчиками или генеральными подрядчиками США) и их персонал, которые освобождаются от обязанностей по уплате всех налогов на территории Российской Федерации в связи с реализацией проектов в рамках Соглашения.
- Порядок применения норм статьи X Соглашения разъяснен письмом МНС России от 13 сентября 2002 года N РД-6-23/1408, а также письмом МНС России от 19 августа 2003 года N РД-6-23/896@ (в отношении налога на доходы физических лиц). Письмом МНС России от 13 сентября 2002 года N РД-6-23/1408 установлено, что информация о персонале США, подрядчиках и персонале подрядчиков направляется в МНС России Исполнительными органами, указанными в Протоколе к Соглашению, либо иными органами, назначаемыми Правительством Российской Федерации или Правительством Соединенных Штатов Америки. МНС России доводит полученную информацию до своих территориальных органов.
- Вместе с тем статьей 15 Конституции Российской Федерации, а также статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлен принцип приоритета норм международных договоров Российской Федерации над нормами нормативных актов Российской Федерации.
- Таким образом, невыполнение вышеназванных процедурных положений, установленных указанным письмом МНС России, не будет являться основанием для отказа в предоставлении налоговых льгот персоналу США, подрядчикам (контрагентам) США и их персоналу.
- Что касается уплаты США и подрядчиками США налога на добавленную стоимость, следует учитывать следующее.
- В соответствии со статьей 31 Федерального закона Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Таким образом, положения международных договоров Российской Федерации, порядок применения которых не устанавливается в них самих или иных источниках международного права, реализуются в порядке, определенном положениями законодательства Российской Федерации.
- В соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
- Таким образом, реализация Соединенными Штатами Америки или подрядчиками США товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
- Вместе с тем генеральный подрядчик по договору подряда имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору других лиц (субподрядчиков). Статьей X Соглашения не предусмотрены какие-либо налоговые льготы в отношении субподрядчиков, и они в рамках проектов оказания Российской Федерации международной технической помощи могут получить освобождение от налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса).
- Д.А.ЧУШКИН