» » » Письмо ЦТУ от 14 апреля 2004 года № 21-18

Письмо ЦТУ от 14 апреля 2004 года № 21-18


Российская Федерация
Письмо ЦТУ от 14 апреля 2004 года № 21-18/8143
О направлении Методических рекомендаций по таможенному оформлению и таможенному контролю бывших в употреблении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации
Принято
Центральным таможенным управлением
  1. В соответствии с пунктом 3.2 решения коллегии Управления от 23.05.2003 "О состоянии работы экономических подразделений Управления и подчиненных таможен и мерах, необходимых для оптимизации экономической деятельности Управления" Центральным таможенным управлением разработаны Методические рекомендации по таможенному оформлению и таможенному контролю бывших в употреблении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
  2. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Центрального таможенного управления при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
  3. Направляем указанные Методические рекомендации для их применения в целях совершенствования процедур таможенного оформления и контроля бывших в употреблении товаров.
  4. Первый заместитель
  5. начальника Управления -
  6. начальник службы федеральных
  7. таможенных доходов
  8. полковник таможенной службы
  9. И.Ю. Костюченко
Приложение
к Письму от 14 апреля 2004 года № 21-18/8143
Методические рекомендации по таможенному оформлению и таможенному контролю бывших в употреблении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации
  1. Настоящие Методические рекомендации по таможенному оформлению и таможенному контролю бывших в употреблении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), разработаны с целью повышения эффективности таможенного контроля, совершенствования таможенного оформления товаров и обеспечения поступления в бюджет Российской Федерации таможенных платежей в полном объеме.
  2. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Центрального таможенного управления при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
  3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 149, 323, 358, 366, 372), Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Законом Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", приказами ГТК России от 21.08.2003 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации", от 20.10.2003 N 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств", от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров", от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации".
  4. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля бывших в употреблении товаров следует учитывать, что формами таможенного контроля являются:
  5. 1) проверка документов и сведений;
  6. 2) устный опрос;
  7. 3) получение пояснений;
  8. 4) таможенное наблюдение;
  9. 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  10. 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  11. 7) личный досмотр;
  12. 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  13. 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  14. 10) таможенная ревизия.
  15. Избрание той или иной формы таможенного контроля является исключительной прерогативой таможенных органов. При выборе той или иной формы контроля таможенный орган, прежде всего, исходит из соображений обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
  16. I. Общие положения

  17. С целью обеспечения системного подхода к вопросу таможенного оформления и контроля бывших в употреблении товаров необходимо, в первую очередь, выработать правильную терминологию, а именно - разработать понятие бывших в употреблении товаров и критерии отнесения к данной категории товаров. Анализ нормативных документов и торговой практики позволяет определить бывший в употреблении товар как товар, который использовался или эксплуатировался в соответствии с его целевым назначением.
  18. Исходя из данного определения следует, что основным критерием для отнесения товара к категории бывшего в употреблении является факт использования, эксплуатации или потребления товара согласно его целевому назначению или функциональной принадлежности. При этом данный факт должен подтверждаться совокупностью признаков бывших в употреблении товаров.
  19. Основными признаками отнесения товаров к бывшим в употреблении являются:
  20. - следы естественной убыли, износа, эксплуатации товара;
  21. - документальное подтверждение факта использования товара по назначению (паспорт транспортного средства, договор купли-продажи и др.).
  22. В качестве вспомогательных признаков для признания товаров бывшими в употреблении могут применяться:
  23. - дата изготовления товара;
  24. - повреждения упаковки;
  25. - истечение гарантийного срока;
  26. - факт перепродажи товара;
  27. - нахождение товара на балансе предприятий и др.
  28. Бывший в употреблении товар должен обязательно обладать основными признаками, а дополнительные признаки могут являться вспомогательным ориентиром и дополнением к основным признакам.
  29. Следует учесть, что таможенная стоимость товаров, бывших в употреблении, ниже таможенной стоимости аналогичных, но новых товаров. Также необходимо обратить внимание на то, что при осуществлении контроля за правильностью отнесения товаров к категории бывших в употреблении в некоторых случаях для них предусмотрены меньшие ставки ввозных таможенных пошлин, и поэтому следует исключить возможность ввоза новых товаров, которые облагаются более высокими ставками таможенных пошлин, под видом бывших в употреблении.
  30. Таким образом, определив критерий и признаки отнесения товара к бывшему в употреблении, следует отметить, что не может быть признанным бывшим в употреблении товар, находившийся на длительном хранении без эксплуатации, или неиспользовавшиеся морально устаревшие товары.
  31. II. Контроль таможенной стоимости

  32. Контроль таможенной стоимости осуществляется в соответствии с Законом "О таможенном тарифе", ст. 323 Таможенного кодекса РФ в порядке, определенном приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399.
  33. Таможенная стоимость принимается, если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость.
  34. В случае если согласно результатам контроля представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными, должностными лицами таможенных органов может быть назначена экспертиза и исследования, регламентированные главой 36 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также Законом РФ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
  35. Декларант вправе представить заключение экспертизы в целях подтверждения или уточнения заявленных в ГТД сведений.
  36. Учитывая индивидуальность и специфику состояния бывшего в употреблении товара, экспертизу целесообразно проводить путем осмотра товара экспертом с указанием в описательной части обнаруженных недостатков, повреждений и т.д.
  37. Акт экспертизы должен содержать подробные сведения о стоимости товара, а также описание методики расчета с указанием принципов применения поправочных коэффициентов, расчета их величин, списка нормативных документов и справочной литературы (указание издательства, названия, страницы), которая использовалась при расчете в качестве базовой стоимости товара.
  38. III. Фактический контроль бывших в употреблении товаров

  39. Фактический контроль является наиболее существенной частью контроля в части отнесения товаров к категории бывших в употреблении, так как данный вид контроля позволяет непосредственно определить физическое состояние товаров. В этих целях необходимо обратить особое внимание как на выдачу поручений на досмотр, так и на акт таможенного досмотра.
  40. В соответствии с приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" при принятии решения о необходимости проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться только следующими основаниями:
  41. а) необходимость проведения таможенного досмотра прямо установлена нормативными правовыми актами ГТК России;
  42. б) при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра;
  43. в) наличие письменной информации, полученной в соответствии с установленным порядком, о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении или административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) (ориентировки) либо при непосредственном обнаружении соответствующих признаков административного правонарушения в области таможенного дела;
  44. г) при выявлении необходимости пересылки таможенной декларации и представленных документов в иной таможенный орган, если декларирование товаров производится таможенному органу, отличному от места доставки;
  45. д) при проведении таможенного осмотра грузовых отделений транспортных средств, осуществляемого до подачи таможенной декларации, было выявлено:
  46. - отсутствие на грузовых отделениях пломб, сведения о которых содержатся в транспортных и таможенных документах, или их нарушение;
  47. - отличие маркировки пломб от маркировки, указанной в представленных перевозчиком документах;
  48. - повреждение целостности грузового отделения транспортного средства;
  49. е) при обнаружении уполномоченным должностным лицом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
  50. В случае наличия вышеуказанных оснований решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости ее проведения.
  51. При заполнении поручения на досмотр необходимо, чтобы задание, установленное в поручении, позволяло направить действия таможенного инспектора, назначенного на проведение таможенного досмотра, на выявление признаков, указывающих, что товары являются бывшими в употреблении, а также степени их износа, наличия либо отсутствия повреждений и других данных, влияющих на заявленную таможенную стоимость.
  52. Таможенным органом должен быть произведен 100% досмотр товара с приложением к акту досмотра фотографий, технического описания, этикеток и других объективных подтверждений фактического износа товара. Рекомендуется во всех случаях осуществлять масштабное фотографирование бывших в употреблении товаров, как самих товаров в общем плане, так и отдельно их частей (деталей), подвергшихся в ходе употребления видимому износу либо повреждению.
  53. В результате досмотра должна быть получена полная, объективная и достоверная информация о товаре и его упаковке. С целью получения такой информации необходимо использовать предусмотренные таможенным законодательством и нормативно-правовыми актами ГТК России полномочия должностных лиц таможенных органов, а именно: проводить устный опрос лиц, присутствующих при досмотре, привлекать в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного досмотра, рекомендуется в необходимых случаях проводить таможенный досмотр с участием должностных лиц функциональных отделов (отделений): нетарифного регулирования и экспортного контроля, товарной номенклатуры и происхождения товаров, контроля таможенной стоимости, контроля за таможенным оформлением.
  54. Акт таможенного досмотра должен содержать как можно более подробные сведения о товаре и его упаковке с тем, чтобы полученная информация содержала необходимые признаки товаров, бывших в употреблении.
  55. Так, например, при заполнении акта таможенного досмотра транспортных средств в соответствии с приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств" факт употребления может быть отражен в акте таможенного досмотра - в графах "Видимые повреждения" или "Прочее".
  56. В акте досмотра необходимо указывать сведения о маркировке товара с обязательным отражением года выпуска, серийного номера, наименования производителя, что позволяет определить страну происхождения товара. При отсутствии маркировки необходимо сделать соответствующую отметку об этом, так как данный факт дает основания требовать соответствующее заключение независимых и полномочных экспертов. Кроме того, в акте досмотра должно быть описано, каким образом проводился досмотр, способы выявления признаков отнесения товаров к бывшим в употреблении, какие технические средства таможенного контроля применялись и другая информация, детально раскрывающая процедуру проведения досмотра.
  57. IV. Выпуск товара

  58. При выпуске товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет проведение анализа всех представленных для таможенных целей документов путем сопоставления данных, заявленных в таможенной декларации, сведениям:
  59. - указанным в документах, оформленных при помещении товаров на временное хранение;
  60. - содержащимся в стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
  61. - содержащимся в таможенных документах, оформленных при перевозке товаров под таможенным контролем;
  62. - содержащимся в акте таможенного досмотра (осмотра);
  63. - полученным в результате применения в соответствии с нормативными актами ГТК России иных форм таможенного контроля, в том числе установленных в конкретном профиле риска;
  64. - содержащимся в электронных копиях таможенных документов;
  65. - имеющимся в иных документах, содержащих сведения о декларируемых товарах.
  66. В результате сопоставления и анализа полученных данных должна быть получена непротиворечивая, достоверная и полная информация о товаре, позволяющая однозначно определить необходимые признаки отнесения товаров к категории бывших в употреблении, степень износа и физического состояния товара и другие существенные данные, влияющие на правильную классификацию по ТН ВЭД России, применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также на таможенную стоимость товара.
  67. Согласно приказу ГТК России от 28.11.2003 N 1356 уполномоченное должностное лицо осуществляет выпуск товаров при соблюдении следующих условий (ст. 149 Таможенного кодекса РФ):
  68. а) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 Таможенного кодекса РФ;
  69. б) если представлены все необходимые лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России могут быть представлены после выпуска товаров;
  70. в) если соблюдены все необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Кодексом;
  71. г) если в отношении товаров в полном объеме уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
  72. Если представленные декларантом сведения не содержатся в приложенных к таможенной декларации документах или не вытекают из них, после проведения анализа всех представленных в таможенный орган документов уполномоченное должностное лицо таможенного органа вправе направить декларанту запрос о представлении дополнительных документов и сведений.
  73. Выпуск товаров, бывших в употреблении, осуществляется с письменного разрешения начальника таможенного поста, производившего оформление данного товара.
  74. Врио начальника службы организации
  75. таможенного контроля Управления
  76. полковник таможенной службы
  77. М.В. Семенихин

Предыдущая новость - Об изготовлении бланков защищенной от подделок полиграфической продукции

Следующая новость - О проверке правильности классификации товаров в подсубпозиции 9019 10 900 1 ТН ВЭД России