О таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах
- Принято
- Государственным таможенным комитетом Российской Федерации
- В связи с поступающими запросами о таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах, ГТК России разъясняет следующее.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) к категории товаров, подпадающих под действие таможенного режима перемещения припасов, относятся товары:
- - необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топливо- или горюче-смазочные материалы);
- - предназначенные для потребления пассажирами или членами экипажей на борту морских (речных) судов, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
- - предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
- Содержание статьи 265 ТК России корреспондируется с положениями главы 4 "Припасы" Специального приложения J к Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола 1999 года (Киотская конвенция). Так, Киотская конвенция при определении категории товаров, подпадающих под действие этого таможенного режима, относит "припасы для потребления" и "припасы для реализации". При этом согласно положениям названной главы под припасами понимаются не только товары, которые предназначены для потребления пассажирами и членами экипажа на борту морских (речных) судов, но также и те товары, которые необходимы для эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, включая топливо и смазочные материалы, но исключая запасные части и оборудование (F.3 "Определение понятий"). К таким товарам могут относиться, например, кухонные рукавицы и прихватки, ножи кухонные, чашки кофейные, костюмы для технического обслуживания судна, ведра пластмассовые и другие подобные предметы.
- При этом все товары, которые подпадают под признаки припасов, подлежат помещению под таможенный режим перемещения припасов, за исключением запасных частей и оборудования, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (пункт 3 статьи 265 ТК России). Такой подход обусловлен тем, что запасные части и оборудование, находящиеся и предназначенные для использования на судне, являются неотъемлемой частью транспортного средства, в значении подпункта 5 пункта 1 статьи 11 ТК России, и подлежат таможенному оформлению в упрощенном порядке одновременно с морскими (речными) судами. В соответствии со статьей 279 ТК России декларирование запасных частей и оборудования, перемещаемых одновременно с транспортным средством, осуществляется путем указания соответствующих сведений во въездной или выездной декларации.
- При этом следует отметить, что таможенным законодательством предусмотрено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, как припасов, так и временно вывозимого оборудования и запасных частей. В свою очередь, налоговым законодательством не предусмотрено возмещение налога на добавленную стоимость при временном вывозе запасных частей и оборудования либо вывозе припасов (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов).
- Выбор лицами таможенного режима перемещения припасов с точки зрения правовых последствий не наносит ущерба экономическим интересам государства, поскольку при вывозе в режиме экспорта товаров, к которым может быть применен таможенный режим перемещения припасов, вывозных таможенных пошлин и нетарифных ограничений экономического характера действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
- Таможенный кодекс Российской Федерации не содержит специального понятия "судовое снаряжение", употребляемого в Конвенции по облегчению морского судоходства. Предметы, которые могут подпадать под понятие "судовое снаряжение", могут рассматриваться как запасные части и оборудование (например, спасательные шлюпки, мебель), так и как припасы.
- Учитывая одинаковые условия налогового законодательства и таможенного режима, установленные таможенным законодательством при вывозе припасов, запасных частей и оборудования (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов), таможенные органы не должны препятствовать заявлению таможенного режима припасов в отношении тех предметов, которые могут рассматриваться как "судовое снаряжение". В случае указания предметов "судового снаряжения" в выездной декларации (в качестве которой могут использоваться стандартные документы перевозчика) таможенным органам не следует принуждать лиц к повторному декларированию этих предметов в качестве припасов.
- Действие настоящего письма распространяется и на морские (речные) суда, не используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, указанные в статье 280 ТК России.
- Первый заместитель
- председателя Комитета
- Ю.Н.ЖДАНОВ