О направлении Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.08.2004 по делу N 2870/04.
- Одновременно МНС России поручает сообщать в Юридический департамент обо всех случаях обращения указанных в Постановлении налогоплательщиков в налоговые органы с заявлением о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, а также обо всех случаях, когда указанные в Постановлении организации являлись контрагентами налогоплательщиков, заявляющих к возмещению суммы налога на добавленную стоимость.
- Действительный
- государственный советник
- налоговой службы
- Российской Федерации
- II ранга
- С.Н.ШУЛЬГИН
Президиум высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление от 3 августа 2004 г. № 2870/04
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Арифулина А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Козловой О.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
- рассмотрел заявление Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алтайскому краю о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2003 по делу N А03-5691/03-33 и Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.12.2003 по тому же делу.
- В заседании приняли участие представители:
- от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алтайскому краю - Нагорная А.Н., Пономарев Н.А., Фомина О.Е.;
- от общества с ограниченной ответственностью "Третье тысячелетие" - Коренной С.С.
- Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
- Общество с ограниченной ответственностью "Третье тысячелетие" (далее - экспортер) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алтайскому краю (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения налогового органа от 18.04.2003 N 3 об отказе в возмещении 6 436 667 рублей налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, об обязании налогового органа возместить указанную сумму налога из бюджета, а также о взыскании 96 550 рублей процентов за нарушение сроков возврата денежных средств и 45 267 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
- До принятия решения по делу экспортер уточнил заявленные требования: увеличил сумму процентов до 436 978 рублей и отказался от требования по возмещению расходов на уплату государственной пошлины, которые им не производились.
- К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек общество с ограниченной ответственностью "Барнаульская стальная компания" (далее - ООО "БСК") и Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Барнаула.
- Налоговый орган со ссылкой на статью 169 Гражданского кодекса Российской Федерации заявил встречный иск о признании недействительным договора от 03.01.2002 N 001-п, заключенного экспортером и ООО "БСК", поставившим ему товар, и применении последствий недействительности ничтожной сделки как совершенной с заведомо противной основам правопорядка и нравственности целью, а именно: незаконного возмещения денежных средств из федерального бюджета.
- Решением суда первой инстанции от 01.09.2003 требования экспортера удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа, обязания последнего возместить экспортеру из федерального бюджета 6 436 667 рублей налога на добавленную стоимость и уплатить 383 339 рублей процентов. В части требований, от которых экспортер отказался, производство по делу прекращено. Требования о взыскании процентов в большей сумме отклонены.
- В удовлетворении встречного иска о признании договора недействительным отказано.
- При этом суд указал, что налоговый орган не доказал недобросовестности экспортера и сокрытия им доходов через ценообразование по финансовым схемам с взаимозависимыми лицами, а ответственности за действия третьих лиц экспортер не несет.
- Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 15.12.2003 отменил решение в отношении процентов и в их взыскании полностью отказал на том основании, что с заявлением о возврате денежных средств экспортер не обращался. В остальной части решение оставил без изменения, согласившись с выводами суда первой инстанции.
- В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов налоговый орган просит отменить их в части удовлетворения требований экспортера, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
- Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что судебные акты в части удовлетворения требований экспортера о признании недействительным решения налогового органа и об обязании его возместить налог из бюджета подлежат отмене, дело в этой части -направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
- По результатам проверки уточненной налоговой декларации экспортера за октябрь 2002 года по операциям, связанным с отправкой на экспорт сплавов алюминия вторичного, налоговый орган решением от 18.04.2003 N 3 отказал в возмещении из бюджета 6 436 667 рублей налога на добавленную стоимость в связи с нарушением пунктов 2, 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс): указанием недостоверной информации в счетах-фактурах о суммах налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных экспортером своему поставщику.
- Порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Кодекса, предусматривающей, что разница, образующаяся в связи с превышением сумм налоговых вычетов, к которым относится налог, уплаченный экспортером продавцу, над суммой налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета в счет иных налоговых обязательств или возврату налогоплательщику по его заявлению.
- Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им продавцу налога на добавленную стоимость производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения (пункт 3 статьи 173 Кодекса), налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.
- Положения этой статьи находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
- Право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, проводить встречные проверки предоставлено налоговым органам Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и статьями 88, 93 части первой Кодекса.
- В ходе камеральной проверки налоговой декларации экспортера налоговый орган выяснил, что договорная схема движения сырья и полученного из него товара, отправленного впоследствии на экспорт, выглядела следующим образом.
- Первоначально лом цветных металлов закупался ООО "Компания "Старлинг" (г. Москва) у ООО "Илия" и ООО "Деларис" (оба - г. Горно-Алтайск) с доставкой на склад покупателя. Затем ООО "Компания "Старлинг" передавало лом на переработку в алюминиевый сплав ООО "Алтайский алюминий" (г. Барнаул, ул. Попова, 248а) по договору от 10.05.2001, после чего продавало сплав ООО "БСК" (г. Барнаул, ул. Попова, 248а) по договору от 03.01.2002 N 002-п. Последнее по договору от 03.01.2002 N 001-п реализовывало сплав экспортеру (г. Барнаул, ул. Гоголя, 58а), который вывозил данный товар из Российской Федерации на экспорт.
- В результате проведенных налоговым органом встречных проверок было установлено, что ООО "Илия" и ООО "Деларис" зарегистрированы на физических лиц, которые к деятельности этих организаций отношения не имеют, продажей лома цветных металлов не занимались и не подписывали договоры с ООО "Компания "Старлинг", а также прочей документации, оформленной от их имени. Надлежащими лицензиями на операции с цветными металлами все названные юридические лица не располагают.
- Доставку лома цветных металлов в Москву и из Москвы ООО "Компания "Старлинг" не производило. Договор от 03.01.2002 N 002-п между руководителями ООО "Компания "Старлинг" и ООО "БСК" подписан в виде одного документа в Барнауле, хотя по другим материалам дела эти руководители лично не встречались и вели переговоры только по телефону. Главный бухгалтер ООО "Компания "Старлинг" проживал не в Москве, а в Новосибирске и все финансовые документы оформлял по месту жительства, пересылая их вместе с печатью экспресс-почтой или передавая с различными физическими лицами.
- По товарным накладным ООО "Компания "Старлинг", подписанным директором и бухгалтером, это общество выступало не только продавцом, но и грузоотправителем лома алюминия из Москвы в Барнаул в адрес грузополучателя - ООО "Алтайский алюминий". Приемосдаточные акты на отправленные по этим накладным партии товара оформлены в день выписки накладных, несмотря на территориальную удаленность городов Москвы, Барнаула и Новосибирска.
- Одновременно в деле имеются счета-фактуры ООО "Компания "Старлинг" на поставку им лома алюминия в адрес ООО "Алтайский алюминий" для переработки, где в качестве грузоотправителя указано уже другое лицо - ООО "Томская стальная компания". Однако по железнодорожным накладным и сопроводительным документам, оформленным различными контролирующими органами на совпадающие по весу партии металла, в контейнерах за теми же номерами доставлялись пакеты стальных отходов.
- Налоговым органом представлен также ряд письменных доказательств того, что фактически металл для переработки в сплав алюминия закупался у различных лиц в Барнауле и лишь проводился по документам как поставляемый обществом "Компания "Старлинг" из Москвы.
- Тем не менее доводы налогового органа о недостоверности документов, фиксирующих движение алюминиевого лома, и о невозможности переработать пакеты стальных отходов в алюминиевый сплав арбитражный суд во внимание не принял и оценки им не дал, сославшись на то, что указанные действия осуществлялись третьими лицами и не могут служить доказательством недобросовестности экспортера.
- Следовательно, суд не изучил, мог ли быть получен экспортером предмет экспорта - вторичный алюминиевый сплав - по той схеме последовательных поставок, документы о которых предъявлены экспортером в обоснование наличия и размера налоговых вычетов.
- Кроме того, в подтверждение доводов о взаимозависимости экспортера, поставщика, предыдущего продавца и переработчика металла налоговый орган представил суду документы: об уплате экспортных пошлин, таможенных платежей и расходов по хранению металла за экспортера его поставщиком и предыдущим продавцом товара (ООО "БСК" и ООО "Компания "Старлинг"); о подготовке всех документов по движению товара от имени ООО "Компания "Старлинг" другим юридическим лицом - ООО "Алтайский алюминий", которое не только перерабатывало металл, но и хранило его после приобретения экспортером; о местонахождении ООО "БСК" и ООО "Алтайский алюминий" по одному адресу; об учреждении экспортера ООО "БСК" и ООО "Алтайский алюминий" одним физическим лицом - Колганковым В.И.
- По сведениям налогового органа, основанным на представленных в деле документах, Колганков В.И. организовал схему движения металла, реализуемого после переработки на экспорт. Он был заинтересован во взаимодействии созданных им организаций, совершении между ними сделок на определенных условиях и оказывал непосредственное влияние на экономические результаты этих сделок. Как полагал налоговый орган, перечисленные обстоятельства очевидно указывали на взаимозависимость названных организаций и невозможность сделать вывод о добросовестности экспортера без учета сложившихся между ними взаимоотношений.
- В силу пункта 2 статьи 20 Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 названной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.
- В данном же случае суд не рассматривал доводы и документы налогового органа о взаимозависимости указанных лиц, в связи с чем необоснованно исключил возможность применения правил статьи 40 Кодекса о контроле цен по совершенным между ними сделкам. Помимо этого суд не учел, что на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 40 Кодекса при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам не только между взаимозависимыми лицами, но и при совершении внешнеторговых сделок.
- В результате такого ошибочного подхода суд не принял во внимание представленные налоговым органом документы о значительном завышении цены приобретения экспортером сплава алюминия вторичного (включая экспертное заключение оценщика), о реализации товара на экспорт ниже цены его покупки на внутреннем рынке по всем внешнеэкономическим контрактам и об обеспечении экспортером прибыльности своей деятельности исключительно за счет возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета, что противоречит положениям пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющего предпринимательскую деятельность как направленную на систематическое получение прибыли, в том числе от продажи товаров, в процессе взаимоотношений между участниками гражданского оборота. Иной деятельностью, кроме экспорта алюминиевого сплава, экспортер с момента создания не занимался, что выяснено налоговым органом в ходе проверки, отражено в акте, составленном по ее результатам, и экспортером не опровергнуто.
- Таким образом, суд, неправильно истолковав положения статьи 20 и статьи 40 Кодекса и сославшись в целом на недоказанность недобросовестности экспортера, не исследовал доводы налогового органа о наличии признаков взаимозависимости юридических лиц, причастных к операциям с ломом алюминия и вторичным алюминиевым сплавом, и завышении этими юридическими лицами цен при совершении операций с указанными товарами.
- В нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах не приведены мотивы, по которым были отвергнуты доказательства налогового органа: не дана оценка ни одному конкретному документу, представленному налоговым органом в обоснование его доводов и возражений.
- Все перечисленные фактические обстоятельства относятся к вопросам реального осуществления хозяйственных операций и наличия правовых оснований применения налоговых вычетов, поскольку указание в счетах-фактурах искусственно завышенных цен приобретения товара в силу пункта 2 статьи 169 Кодекса препятствует возмещению экспортеру из федерального бюджета убытков, возникших вследствие его собственных неправомерных действий, под видом налога на добавленную стоимость, уплаченного продавцам за реализованный на экспорт товар.
- При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений Налогового кодекса Российской Федерации.
- Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, 304, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Постановил:
- решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2003 по делу N А03-5691/03-33 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.12.2003 по тому же делу в части признания незаконным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алтайскому краю от 18.04.2003 N 3 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Третье тысячелетие" в возмещении 6 436 667 рублей налога на добавленную стоимость по экспортным операциям и обязания налогового органа возместить указанную сумму налога из бюджета отменить.
- Дело в отмененной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Алтайского края.
- В остальной части названные решение и Постановление оставить без изменения.
- Председательствующий
- А.А.АРИФУЛИН