» » » Ответы на вопросы, возникающие при назначении страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве

Ответы на вопросы, возникающие при назначении страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве


Российская Федерация
Письмо ФСС РФ от 29 сентября 2004 года № 02-18/06-6549
Ответы на вопросы, возникающие при назначении страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве
Принято
Фондом социального страхования Российской Федерации
  1. Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практической работе ответы на вопросы, наиболее часто поступающие из исполнительных органов Фонда.
  2. Л.Н. PAУ
Приложение
к Письму от 29 сентября 2004 года № 02-18/06-6549
Приложение
к Письму от 29 сентября 2004 года № 02-18/06-6549
  1. 1. Возможна ли передача личного (учетного) дела пострадавшего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по месту постоянного жительства без его согласия?
  2. 23 сентября 2003 года вступило в силу Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 августа 2003 года N 97 "О внесении изменений в Порядок передачи личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту их постоянного жительства, утвержденный Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 января 2003 года N 6" (зарегистрировано в Минюсте России 10 сентября 2003 года). В данном Постановлении не предусматривается получение согласия пострадавших при передаче их личных (учетных) дел по месту постоянного жительства. Указанная норма применяется с 23 сентября 2003 года (опубликована в "Российской газете" 23 сентября 2003 года N 189).
  3. 2. Применяются ли районные коэффициенты при определении расходов на постоянный посторонний уход при передаче личного (учетного) дела пострадавшего в регион, где установлен такой коэффициент?
  4. В соответствии с п. 6.5 Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на его проведение, разработанного Фондом социального страхования Российской Федерации (от 18.04.2000 N 02-08/10-943П) совместно с Минздравом России (от 18.04.2000 N 2510/4245-23) и Минтрудом России (от 19.04.2000 N 2726-АО), в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты, размер оплаты (возмещения) расходов на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой) определяется с учетом этих коэффициентов.
  5. Кроме этого, согласно совместному письму Минтруда России (от 16.01.2001 N 305-АО), Минздрава России (от 18.01.2001 N 2510/562-01-32) и Фонда социального страхования Российской Федерации (от 18.01.2001 N 02-08/10-133П) оплата исполнительным органом Фонда посторонних видов ухода с учетом районных коэффициентов осуществляется пострадавшим, постоянно проживающим в местностях, где установлены подобные надбавки.
  6. При этом, если в регионе действуют несколько районных коэффициентов, следует учитывать районный коэффициент к заработной плате, установленный федеральным законодательством для данной местности по непроизводственным отраслям промышленности.
  7. Таким образом, районный коэффициент к расходам на посторонний уход применяется с момента переезда пострадавшего на постоянное место жительства в регион, где установлен районный коэффициент.
  8. 3. Что считать датой установления острого или хронического профессионального заболевания?
  9. В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (приложение N 6 к Приказу Минздрава России от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации"), датой установления острого или хронического профессионального заболевания следует считать дату установления заключительного диагноза учреждением здравоохранения.
  10. 4. Каким образом расследуется профзаболевание, если пострадавший работал во вредных условиях на разных предприятиях, где могло возникнуть профзаболевание?
  11. В соответствии с п. 5.2 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (утверждена Приказом Минздрава России от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации"), если профзаболевание возникло или могло возникнуть на предприятиях, подконтрольных разным центрам госсанэпиднадзора, то расследование и составление акта о случае профзаболевания осуществляется по последнему месту работы пострадавшего в контакте с вредным производственным фактором, вызвавшим профессиональное заболевание.
  12. 5. Как осуществляется возврат страховых выплат, излишне перечисленных на счета получателей этих выплат в случае их смерти?
  13. В соответствии с ч. 2 ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
  14. Действующими нормативными правовыми актами возможность списания банком излишне перечисленных страховых выплат без распоряжения клиента не предусмотрена.
  15. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на органы ЗАГС возложена обязанность в 10-дневный срок направлять органам Фонда по своему месту нахождения сведения о государственной регистрации смерти граждан.
  16. Эта обязанность возлагается на органы ЗАГС также и Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
  17. После получения информации о государственной регистрации факта смерти застрахованного лица от органов ЗАГС региональное отделение Фонда должно прекратить перечисление страховых выплат на лицевой счет умершего лица.
  18. Что касается излишне перечисленных сумм страховых выплат, то в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации их следует взыскивать с наследников получателя как суммы неосновательного обогащения через суды общей юрисдикции.
  19. 6. На основании каких документов назначаются страховые выплаты в случае смерти застрахованного иждивенцам и лицам, имеющим право на их получение?
  20. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) при назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного, необходимо представить документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания.
  21. Согласно п. 2 ст. 7 Закона право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
  22. Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются учащимся старше 18 лет до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет. Для назначения обеспечения по страхованию указанным лицам необходимо представить справку учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения.
  23. Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются также инвалидам - на срок инвалидности, а также женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно. В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, в частности факт нахождения лица на иждивении, что влечет возникновение права данного лица на получение обеспечения по страхованию в соответствии с Законом. Установление юридического факта нахождения на иждивении имеет значение, если часть заработка застрахованного была постоянным и основным источником дохода.
  24. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона для назначения обеспечения по страхованию инвалидам, а также женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, необходимо представлять документ, подтверждающий факт их нахождения на иждивении. Таким документом будет являться судебное решение об установлении юридического факта.
  25. 7. Следует ли руководствоваться при расчете капитализируемых платежей Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 72?
  26. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фондом социального страхования Российской Федерации разработана Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей. Данный документ утвержден Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 72.
  27. Методика была согласована без замечаний с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и направлена на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
  28. По заключению Минюста России от 20 августа 2001 года N 07/8410-ЮД Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 72 в государственной регистрации не нуждается.
  29. Таким образом, Методика разработана на основании и в строгом соответствии с действующим законодательством о возмещении вреда и призвана своей целью защищать законные интересы пострадавших, получивших трудовое увечье при исполнении профессиональных обязанностей, что согласуется с требованиями п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
  30. Методика разработана не только в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", но и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
  31. В соответствии со статьей 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица соответствующие повременные платежи должны быть капитализированы для выплаты потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
  32. Действующий закон о банкротстве так же, как и предыдущий, не содержит правил капитализации сумм в возмещение вреда, причиненного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Такие нормы содержатся в специальном Законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863.
  33. Расчет размера капитализируемых платежей проводится на момент принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и открытии конкурсного производства (на дату принятия решения о ликвидации страхователя). С этой даты и до внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц факторы, которые приводят к изменению размера капитализируемых повременных платежей в период конкурсного производства, остаются постоянными. Такими факторами при исчислении указанных платежей являются: изменение фактического возраста; изменение нуждаемости пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, изменение степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего; изменение в связи с индексацией ежемесячной страховой выплаты.
  34. Коэффициенты капитализации базируются на вероятностно-статистической модели, которая использует демографическую статистику населения, рассчитаны для получателей в зависимости от их пола и возраста (для мужчин и женщин). Коэффициенты капитализации, используемые в Методике, научно обоснованы методами актуарной математики и характеризуют показатель дожития мужчин и женщин. Коэффициенты капитализации разнятся из-за неодинаковой средней продолжительности жизни мужчин и женщин.
  35. Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязывает конкурсного управляющего рассчитать размер капитализированных платежей согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей и внести капитализированные платежи на счет страховщика.
  36. 8. Следует ли назначать обеспечение по страхованию членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, принимающим личное трудовое участие в деятельности кооператива?
  37. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональном заболевании" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
  38. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" для осуществления своей деятельности сельскохозяйственные потребительские кооперативы вправе нанимать работников и из числа своих членов. Трудовые отношения работников в кооперативе регулируются законодательством о труде Российской Федерации. Время работы в кооперативе работников и членов производственного кооператива засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж на основании записей в трудовых книжках, которые производственный кооператив обязан вести на каждого члена кооператива, а также на каждого работника кооператива. Не допускается установление условий, ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации. В соответствии с указанным Законом кооператив обязан вносить в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы. Кроме того, кооператив производит оплату труда своих членов как в денежной, так и в натуральной форме. Размер оплаты труда зависит от личного трудового участия члена производственного кооператива и доходов кооператива.
  39. Таким образом, члены сельскохозяйственного производственного кооператива, как и члены сельскохозяйственного потребительского кооператива, могут состоять в трудовых отношениях с кооперативом и с ними могут заключаться трудовые договоры в соответствии с действующим законодательством о труде. В данном случае члены сельскохозяйственных производственных кооперативов будут являться застрахованными в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предыдущая новость - Информационное письмо МНС РФ от 24 сентября 2004 года № 21-2-05

Следующая новость - Об опубликовании в официальных изданиях СанПиН 2.2.1