О Федеральном законе «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
- Принято
- Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
- Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 октября 2004 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон).
- Закон подписан Президентом Российской Федерации 2 ноября 2004 года (N 127-ФЗ) и опубликован в "Российской газете" 5 ноября 2004 года (N 246). Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
- Предлагается обратить внимание на отдельные положения Закона.
- 1. Согласно пункту 5 статьи 2 Закона раздел VIII части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина" (статьи 333.16 - 333.42).
- Статьей 18 Закона внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в частности, статьи 102, 104 и 105 изложены в новой редакции.
- 2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса, либо 2) выступают ответчиками в судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса. При этом названные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 плательщики уплачивают государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18).
- 3. Статьей 333.21 Налогового кодекса установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в том числе размеры государственной пошлины при подаче заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа, копий протоколов судебного заседания и в других случаях.
- При этом в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса предусмотрено, что при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
- 4. Статьей 333.22 Налогового кодекса предусматриваются особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
- В частности, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.22 установлено, что при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18, т.е. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.
- При применении названных положений необходимо иметь в виду, что статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины, с 1 января 2005 года действует в новой редакции.
- 5. Пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса арбитражным судам предоставлено право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41.
- 6. Арбитражные суды освобождаются от уплаты государственной пошлины при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации и при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 333.35).
- 7. Статьей 333.37 Налогового кодекса установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. От уплаты государственной пошлины освобождаются, в частности, прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
- Освобождаются от уплаты государственной пошлины также общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и истцы - инвалиды I и II групп, когда они подают в арбитражные суды исковые заявления имущественного характера и (или) исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, если при этом цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса, и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
- 8. Статья 333.37 Налогового кодекса не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
- Однако следует иметь в виду, что часть 2 статьи 329 и часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащие соответствующие положения, названным Законом не отменены (статья 18).
- 9. Статья 333.40 Налогового кодекса определяет основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
- В частности, предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае, если уплата государственной пошлины произведена в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса; возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. В случае невозвращения государственной пошлины ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
- Государственная пошлина также подлежит возврату при прекращении производства по делу или оставлении судом заявления без рассмотрения.
- Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
- При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.
- 10. Согласно пункту 3 статьи 333.40 возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
- К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
- При применении этого положения необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривавшая, что обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, указываются в судебных актах арбитражного суда, отменена Законом, изложившим указанную статью в новой редакции.
- 11. Статья 333.41 посвящена особенностям предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.
- 12. В соответствии со статьей 22 Закона со дня вступления Закона в силу признается утратившим силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине".
- Информация направляется для сведения и применения в работе.
- О.В.БОЙКОВ