О создании механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования на ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда
- Принято
- Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - Росстрой
- В настоящее время ни в одном из муниципальных образований не разработаны механизмы для привлечения инвестиций на постоянной основе при переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В основном привлечение средств инвесторов осуществляется в соответствии с рекомендациями Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 г. N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" федеральной целевой программы "Жилище" на " (далее - подпрограмма).
- Большинство муниципальных образований разрабатывают программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда только с целью привлечения средств из федерального и регионального бюджетов, при этом в затратную часть собственного бюджета средства, необходимые для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, не закладывают.
- Определение доли средств из внебюджетных источников муниципалитеты осуществляют без экономической оценки возможности инвестирования на конкретных территориях.
- Как показывает практика, при привлечении инвестиций в строительство администрация города формирует и предлагает инвестиционный проект инвестору, а инвестор соглашается с предложенными условиями либо нет, причем администрация города при подготовке предложений чаще всего защищает собственный интерес, а не взаимные интересы участников инвестиционного процесса.
- Получение средств от продажи земельных участков и направление их на приобретение жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, на вторичном рынке не решает проблему ветхого и аварийного жилищного фонда, не способствует новому жилищному строительству, т.к. жилье предоставляется в жилых домах, имеющих значительный износ, и в перспективе эти дома попадут в категорию ветхого жилья.
- Приобретение инвестором в собственность земельных участков под строительство приводит к дополнительным затратам, т.к. в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья", Земельным кодексом Российской Федерации и Приказом Минюста России от 27 июня 2003 г. N 152 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах" земельный участок должен передаваться в долевую собственность собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а это ведет к уплате налогов за безвозмездную реализацию. Проект нового Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что оформление земельного участка для передачи его в долевую собственность будет осуществляться за счет собственника земельного участка, что также приведет к дополнительным затратам.
- Разрабатываемые органами местного самоуправления инвестиционные проекты неконкретны, экономически недостаточны и не учитывают дополнительных затрат при строительстве, а также рентабельности при реализации построенного. Нередко объемы инвестиций завышены. Затраты на получение технических условий органами местного самоуправления не регулируются.
- Анализ программ муниципальных образований показал, что обособленно каждый способ привлечения внебюджетных средств имеет существенные недостатки. Поэтому целесообразно решать проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда комплексно, исходя из сложившихся экономических условий.
- Необходимы разработка и внедрение новых механизмов консолидации финансовых средств всех уровней власти и создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций на ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда, а также на реализацию прав граждан на жилище.
- Основным требованием должно стать согласование экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, инвесторов и специализированных организаций, осуществляющих организацию инвестирования в строительство, при реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда". Схема разграничения полномочий при реализации подпрограммы представлена в приложении 1.
- Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций должно осуществляться программным методом с привлечением инвесторов на постоянной, долговременной основе.
- Необходима оптимизация финансовых средств всех уровней бюджетов с целью получения наибольшего экономического эффекта от вложенных средств.
- Плановость и долговременность привлечения инвестиций позволят сформировать новые концептуальные подходы в градостроительном и социально-экономическом развитии районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
- В настоящее время при реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" средства из федерального бюджета распределяются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по субъектам Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
- Помимо критериев распределения федеральных средств, предусмотренных Приказом Госстроя России от 25 декабря 2002 г. N 309 "О реализации в 2003 г. подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на " (приложение 2), вводятся дополнительные требования:
- - наличие заключенных договоров о совместных действиях по организации финансирования между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- - наличие муниципальной программы "Привлечение внебюджетных инвестиций при переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";
- - внесение в расходную часть бюджетов (субъекта Российской Федерации и муниципальных образований) средств на реализацию программ "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";
- - соглашение о намерениях с инвестором о долгосрочном инвестировании;
- - документальное подтверждение субъектом Российской Федерации перечисления в муниципальные образования консолидированных средств (Российской Федерации и субъекта Российской Федерации) за предыдущий год.
- Схема взаимодействия участников Подпрограммы приведена в приложении 3.
- Средства из федерального бюджета предлагается направлять не на консолидированное финансирование строительства нового жилья или на приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости, а на развитие инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании под конкретный инвестиционный объект.
- Средства федерального бюджета уменьшат общий объем инвестирования при новом строительстве и тем самым создадут инвестиционную привлекательность для инвесторов, а также решат проблему реновации инженерной инфраструктуры.
- Программный метод (муниципальная программа "Привлечение внебюджетных инвестиций при переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" - приложение 4) позволит привлечь к формированию инвестиционных проектов специалистов, осуществляющих организацию инвестирования в строительство, и инвесторов в стадии формирования инвестиционных проектов, решить проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда путем консолидации бюджетных средств различных уровней и средств инвесторов, включая население.
- Источники финансирования при формировании инвестиционных проектов будут определяться в зависимости от экономических условий проекта, объема привлекаемых внебюджетных средств, механизма привлечения внебюджетных средств и возможностей бюджета.
- Органы местного самоуправления смогут уменьшать долю собственных расходов при реализации программы за счет увеличения доли внебюджетных инвестиций. В инвестиционных договорах органы местного самоуправления должны взять на себя обязательства по соблюдению сроков выделения земельных участков, оформления исполнительно-разрешительной документации, а также решение прочих задач.
- Согласование интересов участников реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" позволит увеличить общий объем жилищного строительства и модернизации инженерной инфраструктуры, а также рационально использовать земельные ресурсы муниципальных образований.
- Предлагаемый новый подход к консолидации финансовых ресурсов позволит региональным органам власти:
- - проводить целостную политику по ликвидации ветхого жилищного фонда;
- - снизить расходную часть бюджета;
- - избавиться от разовых решений по реализации программы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- - стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования муниципальных программ ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- - создать прозрачную и понятную процедуру инвестирования;
- - свести к минимуму риски по инвестированию;
- - создать условия для привлечения специализированных организаций, осуществляющих организацию и управление инвестиционными проектами.
- В рамках предлагаемой системы взаимоотношений органы местного самоуправления будут иметь:
- - возможность получать средства на реализацию муниципальных программ ликвидации ветхого жилищного фонда из регионального целевого бюджетного фонда (включая долю федерального бюджета) на основании прозрачных и понятных критериев и процедур;
- - стимулы для привлечения внебюджетных источников финансирования муниципальных программ ликвидации ветхого жилищного фонда;
- - дополнительные источники для реновации инженерной инфраструктуры.
Схема распределения полномочий при реализации подпрограммы
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? Постановление Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33 ? ? ? ? "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и ? ? аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой ? ? программы "Жилище" на оды" ? ? ? ?На федеральном уровне: подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые и? ?финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки? ?субъектам Российской Федерации для переселения граждан из ветхого и аварийного? ?жилищного фонда. ? ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? / ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? Программа субъекта Российской Федерации ? ? ? ?На региональном уровне: региональные программы определяют срок решения проблемы? ?в регионе, формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного? ?законодательства, координируют сроки реализации региональных программ, определяют? ?методы государственной поддержки. ? ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? / / / ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? Программы муниципальных образований ? ? ? ?На уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают? ?план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов? ?для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное? ?управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и? ?внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения? ?граждан, а также средства всех источников финансирования программы переселения. ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
Порядок распределения средств федерального бюджета
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? Софинансирование региональных программ ликвидации ветхого и аварийного жилищного ? ? фонда осуществляется при превышении среднероссийского показателя - 3,2 процента. ? ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ?Наличие разработанной и утвержденной ? ? ?региональной программы переселения граждан ? ? ????????????>?из ветхого и аварийного жилищного фонда, в ? ? ? ?том числе по муниципальным образованиям. ? ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ? ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ? ?Наличие унифицированной региональной и ? ? ? ?местной нормативно-методической базы для ? ? ????????????>?решения проблемы переселения граждан из ? / ? ?ветхого и аварийного жилищного фонда. ? ???????????????????????? ? ????????????????????????????????????????????? ?Критерии распределения? ? ? средств федерального ??? ????????????????????????????????????????????? ? бюджета ? ? ?Возможность привлечения внебюджетных ? ???????????????????????? ????????????>?средств для ликвидации ветхого и аварийного? ? ?жилищного фонда. ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ?Отношение объемов бюджетных и внебюджетных? ? ?средств к их общему объему, необходимому ? ? ?для финансирования региональной программы ? ????????????>?(с учетом увеличения доли средств ? ? ?внебюджетных источников в общем объеме ? ? ?финансирования программы). ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ? ????????????????????????????????????????????? ????????????>?Количество площади в регионе, непригодной ? ? ?для проживания. ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ? ????????????????????????????????????????????? ? ?Участие региона в других федеральных ? ????????????>?программах, предусматривающих переселение ? ?граждан из ветхого и аварийного жилищного ? ?фонда. ? ?????????????????????????????????????????????
Схема взаимодействия участников подпрограммы
??????????????????????????? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?? Органы ? ? ? местного самоуправления ? ? ? ? ??????????????????????????? ? / / ??????????????????????? ??????????????????????????? ? ? ? Муниципальная ? ?Договор о совместных ? ? подпрограмма ? ? действиях по ? ?"Привлечение внебюджетных? ? организации ? ? инвестиций при ? ? финансирования ? ? переселении граждан из ? ? ? ? ветхого и аварийного ? ??????????????????????? ? жилищного фонда" ? / ??????????????????????????? ? ? / ??????????????????????????? ? ? Инвестиционный проект ? ??????????????????????????? ? ? / ????????????????????????? ??????????????????????? ??????????????????????????? ? Федеральное агентство ? ? Субъект ? ? ? ? по строительству и ? ?Российской Федерации ??????? Согласование ????? жилищно-коммунальному ? ? ? ? ? ? хозяйству ? ??????????????????????? ??????????????????????????? ????????????????????????? ? / ? ? ? ??????????????????????????? ? ? Инвестор ? ? ??????????????????????????? ? ? ??????????????????????????? ? ? Договор о совместных ? ? ? ? ? ? ? ? ? ??действиях по организации ?? ? ? ? ? ? ? ?? ? финансирования ? ???????????????????????????
Реализация муниципальной подпрограммы «Привлечение внебюджетных инвестиций при переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»
?????????????????????????????????? ??????????????????????????????????? ? Структурные подразделения ? ? Специализированная организация, ? ?органов местного самоуправления,? ? осуществляющая организацию ? ?назначенные главой администрации? ? инвестирования (девелоперская ? ? ? ? компания) ? ?????????????????????????????????? ??????????????????????????????????? ? ? ? ? ? ????????????????????????? ? ?????????????? Сбор исходных данных ??????????????? ????????????????????????? ? ????????????????????? ????????????????????? / ?Технические условия? ? Управление ? ????????????????????????? ?подключения объек- ? ? архитектуры и ? ? Предварительные ? ?тов к сетям инже- ? ?градостроительства.???????? согласования ????????????нерно-технического ? ? Управление ? ????????????????????????? ?обеспечения ? ?земельных отношений? ? ????????????????????? ????????????????????? ? ? ? / ? ? ???????????????????????????????????? ? ? ?Разработка инвестиционного проекта? ? ? ???????????????????????????????????? ? ? ? ? ? / ? ? ???????????????????????????????????? ? ? ?Согласование с органами государст-? ? ? ?венной власти и инвестором. Приня-? ? ? ?тие решения о софинансировании ? ? ? ???????????????????????????????????? ? ? ? ? ? / ? ? ???????????????????????????????????? ? ? ?Заключение инвестиционного конт- ? ? ? ?ракта между администрацией города ? ? ? ?и инвестором ? ? ? ???????????????????????????????????? ? ? ? ? ? / ? ? ???????????????????????????????????? ? ? ?Выбор земельных участков для стро-? ? ? ?ительства. Принятие решения о пре-? ? ???????????????доставлении земельного участка для?????????????? ?строительства ? ????????????????????????????????????