Информационное письмо ЦБ РФ от 21 февраля 2005 года № 7
- Принято
- Центральным банком Российской Федерации
- 1. Следует ли кредитной организации в целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю, запрашивать у клиента дополнительные документы при осуществлении платежа на основании расчетного документа, в котором в поле "Назначение платежа" указано "по договору займа" и при этом не содержится информации о размере взимаемого по договору займа процента?
- В соответствии с абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) операция, связанная с предоставлением юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получением такого займа, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте), подлежит обязательному контролю и сведения о ней должны быть представлены в уполномоченный орган.
- Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе вид операции и основания ее совершения.
- С учетом того, что по общему правилу операции по предоставлению юридическим лицом займов другим лицам осуществляются с использованием банковского счета юридического лица, кредитной организации при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа в целях выявления операции, подлежащей обязательному контролю, следует запросить у юридического лица (займодавца) документы, на основании которых кредитная организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет (то есть документы, в частности договор займа, в которых содержится информация об условиях, на которых заем предоставляется).
- В случае непредставления клиентом запрошенных документов кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
- Кроме того, согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если кредитная организация на основании реализации программ осуществления внутреннего "противолегализационного" контроля приходит к выводу, что какая-либо операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган сведения о такой операции независимо от того, относится или не относится она к операциям, указанным в статье 6 Федерального закона.
- 2. Обязаны ли кредитные организации выявлять в качестве операций, подлежащих обязательному контролю, сделки с недвижимым имуществом, указанные в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона, принимая во внимание, что Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" расширен перечень лиц, обязанных осуществлять контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества за счет включения в статью 5 Федерального закона организаций, осуществляющих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества?
- Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
- В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом буквальное толкование Федерального закона не позволяет сделать вывод о том, что лица, указанные в статье 5 Федерального закона, должны направлять в уполномоченный орган информацию только об операциях по своей основной деятельности. Норму пункта 4 статьи 6 Федерального закона следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.
- Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.
- Такой порядок установлен Банком России в Положении от 20 декабря 2002 года N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 17.08.2004 N 1490-У (далее - Положение N 207-П).
- Положением N 207-П установлен код вида такой операции, подлежащей обязательному контролю, как сделка с недвижимым имуществом (код 8001).
- Таким образом, кредитная организация должна сообщать в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.
- 3. Должны ли кредитные организации направлять в уполномоченный орган информацию по операциям и сделкам, указанным в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, совершаемым его клиентами, являющимися адвокатами, нотариусами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг?
- Согласно статье 5 Федерального закона кредитные организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
- При этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона (подпункт 4 пункта 1) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, то есть по операциям, указанным в статье 6 Федерального закона.
- Статья 7.1 Федерального закона устанавливает права и обязанности иных лиц, не являющихся организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
- При этом статья 7.1 Федерального закона содержит перечень операций, сведения о которых указанные лица при наличии оснований полагать, что указанные операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны направлять в уполномоченный орган.
- Таким образом, кредитные организации не обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, указанных в статье 7.1 Федерального закона.
- В то же время следует отметить, что такая обязанность у кредитных организаций возникает, когда в результате применения правил внутреннего "противолегализационного" контроля кредитная организация приходит к выводу, что проводимая операция является подозрительной и принимает решение о направлении сведений о ней в уполномоченный орган.
- 4. Что следует считать датой выявления операции, в отношении которой у работников кредитной организации возникает подозрение, что эта операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма?
- В соответствии с Федеральным законом кредитные организации осуществляют внутренний контроль - деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Федерального закона).
- Полагаем, что днем выявления подозрительной операции следует считать день, в который в результате применения правил внутреннего "противолегализационного" контроля кредитной организацией принято окончательное решение о признании операции клиента подозрительной.
- В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, кредитная организация обязана представить соответствующие сведения в уполномоченный орган.
- 5. Возможно ли открытие счета (вклада) без личного присутствия физического лица, в пользу которого открывается счет (вклад), предназначенный для осуществления операций, связанных с выплатой заработной платы, алиментов, социальных пособий?
- В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.
- При этом из указанной нормы Федерального закона не следует, что при открытии счета (вклада) в кредитную организацию должен явиться потенциальный владелец счета либо его представитель.
- Вместе с тем статья 842 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает возможность внесения вклада в банк на имя третьего лица без личного присутствия лица, в пользу которого вносится вклад, а также без представления соответствующего документа (доверенности, договора поручения), подтверждающего полномочия лица, вносящего вклад, на совершение указанных действий.
- Следует отметить, что лицу, открывающему счет (вклад) в пользу третьего лица, при совершении указанных действий не требуется представления доверенности или иного документа, выданного этим третьим лицом.
- Таким образом, анализ пункта 5 статьи 7 Федерального закона и статьи 842 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что счет (вклад) может быть открыт в кредитной организации без личного присутствия физического лица, в пользу которого открывается счет (вклад), при условии, что открытие счета осуществляется при личном присутствии лица, непосредственно открывающего счет (вклад), или его представителя.
- 6. В соответствии с Федеральным законом при идентификации физических лиц - нерезидентов (иностранных граждан и лиц без гражданства) помимо документов, удостоверяющих личность, клиент должен представить в кредитную организацию данные миграционной карты и документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Обязана ли кредитная организация отказать лицам, не представившим указанные документы, либо представившим документы, срок действия которых истек, в совершении банковской операции?
- Федеральный закон не содержит правовых норм, предусматривающих обязанность кредитной организации отказать иностранному гражданину или лицу без гражданства в совершении банковской операции, если кроме документа, удостоверяющего личность, клиентом не будут представлены миграционная карта и документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
- Вместе с тем при непредставлении клиентом вышеуказанных документов, либо в случае, если срок действия указанных документов истек (при этом физическое лицо - нерезидент продолжает пребывать на территории Российской Федерации), кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
- Кроме того, согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если кредитная организация на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма приходит к выводу, что какая-либо операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган сведения о такой операции независимо от того, относится или не относится она к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона.
- Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.