О ходе реализации федеральной целевой программы "Дети России" на оды и эффективности использования финансовых средств за 2004 год
- Принято
- Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Федеральная целевая программа «Дети России» на оды утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 450 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральных целевых программ в области образования» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждено государственным заказчиком- координатором Программы.
- В состав Программы входят подпрограммы «Здоровый ребенок» (государственный заказчик - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию), «Одаренные дети» (государственный заказчик - Федеральное агентство по образованию), «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (государственный заказчик - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию), «Дети-сироты» (государственный заказчик - Федеральное агентство по образованию), «Дети-инвалиды» (государственный заказчик - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию)
- Финансирование мероприятий Программы осуществлялось из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 предусматривались финансовые затраты в 2004 году на реализацию федеральной целевой программы «Дети России» в объеме 4967,100 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 1633,330 бюджетов субъектов Российской Федерации – 3285,57 млн. рублей, внебюджетных источников – 48,2 млн. рублей (цены на год утверждения Программы).
- В целом по федеральной целевой программе «Дети России» Законом о федеральном бюджете на 2004 год (уточненная роспись) предусмотрено выделение средств из федерального бюджета в объеме 1710,64 млн. рублей, в том числе «прочие нужды» - 621,72 млн. рублей, НИОКР –15,83 млн. рублей, «государственные капитальные вложения» –1073,09 млн. рублей.
- За отчетный год профинансировано 1708,89 млн. рублей (99,9% плановых назначений), в том числе «прочие нужды» - 621,72 млн. рублей (100% плановых назначений), НИОКР – 15,83 млн. рублей (100% плановых назначений), «государственные капитальные вложения» -1071,34 млн. рублей (99,84 % плановых назначений).
- Подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети» профинансированы в полном объеме.
- Недофинансированы подпрограммы «Дети-сироты» на 0,06% и «Здоровый ребенок» на 0,29 %.
- По подпрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в рамках финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы было выделено 85,0 млн. рублей. Средства были направлены на целевую поддержку в ресурсном обеспечении вновь создающихся специализированных учреждений, нуждающихся в социальной реабилитации.
- Информация об объемах затрат на реализацию федеральной целевой программы «Дети России» по статьям расходов экономической классификации, структуре финансирования в 2004 году в разрезе подпрограмм представлены в приложениях NN 1 и 2.
- В 2004 году помимо средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Дети России» на оды выделялись средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и внебюджетных источников. За отчетный год из названных источников выделены средства в сумме 7351,0 млн. рублей.
- Из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления было профинансировано 4142,89 млн. рублей, что составляет около 56,35% общих затрат и в 1,3 раза больше планируемых по Программе объемов.
- По статье «Капитальные вложения» из бюджетов субъектов Российской Федерации выделены средства в объеме 264,5 млн. рублей, что в 6,7 раз меньше планируемых по Программе объемов по данной статье.
- Основную часть средств, поступивших из бюджетов субъектов Российской Федерации, в целом и по большинству подпрограмм составили затраты по статье «Прочие нужды», за 2004 год было выделено 3878,4 млн. рублей, что в 2,5 раз больше планируемых по Программе объемов.
- По подпрограммам фактическое финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации составило: «Одаренные дети» - 84,95 млн. рублей (в 8,1 раз больше планируемых показателей), «Дети-сироты» - 304,89 млн. рублей (в 1,75 раз больше планируемых показателей), «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - 1673,8 млн. рублей (в 1,6 раз больше планируемых показателей), «Дети-инвалиды» - 795,9 млн. рублей (в 0,49 раз меньше планируемых показателей), «Здоровый ребенок» - 78,6 млн. рублей (в 6 раз меньше планируемых показателей).
- К реализации мероприятий федеральной программы «Дети России» привлекались средства источников, не запрещенных Законом. В отчетном году из указанных источников было выделено 3208,1 млн. рублей (43,65% от объема общих затрат).
- Объемы финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников и структура расходов подпрограммам представлены в приложении N 3.
- В 2004 году реализация мероприятий Программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами, определенными в федеральной целевой программе «Дети России» на оды.
- Продолжено формирование государственной системы социальной защиты и поддержки семьи и детей, способной оказывать действенную как экстренную и оперативную помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, так и долговременную последовательную поддержку детям, нуждающимся в особой заботе государства.
- Создана сеть учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающая помощь детям, позволяющая решать проблемы неблагополучия детей и способствующая снижению социальной напряженности в субъектах Российской Федерации.
- Разработаны и внедрены современные технологии, формы и методы работы с несовершеннолетними, нуждающимися в особой заботе государства.
- В ходе реализации подпрограммы «Здоровый ребенок» осуществлялось строительство и реконструкция 40 учреждений детства и родовспоможения системы здравоохранения, включенных в федеральную инвестиционную программу на 2004 год.
- В рамках подпрограммы разработаны и внедрены в практику передовые технологии, оснащены учреждения родовспоможения и детства современной реабилитационной аппаратурой и лечебно-диагностическим оборудованием, что позволило на новом качественном уровне решать проблемы сохранения и восстановления репродуктивной функции, обеспечить больший процент охвата обследованием новорожденных, повысить качество диагностики наследственных и врожденных заболеваний у плода и новорожденных, использовать эффективные лечебно-диагностические методы.
- Своевременно начатое лечение новорожденных, страдающих фенилкетонурией и врожденным гипотиреозом, позволило предупредить их инвалидизацию. Организована система ранней диагностики недостатков развития ребенка.
- Беременные и кормящие матери (одинокие, многодетные, малообеспеченные, безработные), проживающие в районах Крайнего Севера в полном объеме обеспечены витаминными и минеральными комплексами.
- Разработанные образовательные программы позволяют проводить на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей курс занятий по формированию у подростков представлений о репродуктивной сфере человека, гигиене и профилактике здорового образа жизни.
- На базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних разработаны и внедрены технологии медико-психологической, социально-психологической, социально-медицинской реабилитации, оздоровительных технологий несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Реализация мероприятий подпрограммы в 2004 году способствовала улучшению положения детей, совершенствованию государственной поддержки службы материнства и детства, снижению показателей материнской смертности (по предварительным данным до 31 промилле и 12,0 промилле соответственно), снижению инвалидности среди детей с хронической патологией, укреплению здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
- В ходе реализации подпрограммы «Одаренные дети» достигнуты социально значимые результаты. Успешно реализуется научная концепция «Детская одаренность» и получила дальнейшее развитие психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
- Продолжена хорошо зарекомендовавшая себя деятельность по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в науке, технике, искусстве, спорте.
- В рамках подпрограммы функционирует система всероссийских предметных олимпиад. Всего в олимпиадах приняло участие около 11 тыс. детей из 87 регионов Российской Федерации. Сборные команды школьников (26 детей) Российской Федерации завоевали 8 золотых, 10 серебряных и 6 бронзовых медалей в международных олимпиадах по химии, физике, биологии, математике и информатике. В работе пяти творческих школ и специализированных смен в детских оздоровительных лагерях приняло участие около 1,5 тысяч победителей всероссийских и международных конкурсов, соревнований, олимпиад.
- Продолжена работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в различных областях деятельности через систему всероссийских фестивалей, конкурсов и других мероприятий. Проведено 11 конкурсов и фестивалей.
- Разработана и внедрена система организационных мер по утверждению стипендиатов из числа одаренных детей всех регионов Российской Федерации. В 2004 году 225 детей стали стипендиатами программы «Одаренные дети».
- На федеральном уровне сложилась система поддержки материально-технической и методической базы образовательных учреждений, отрабатывающих новые технологии, методики, формы обучения, воспитания и развития одаренных детей. В течение 2004 года компьютерное оборудование, химические и биологические лаборатории, аудио- видеотехника поставлены в 91 образовательных учреждений, в том числе и школы-интернаты. Поддержаны 2 всероссийские очно-заочные школы, отрабатывающие современные технологии дистанционного обучения одаренных математиков, биологов и художников.
- Во многих регионах России по модели подпрограммы «Одаренные дети» разработаны аналогичные региональные программы по поддержке и развитию юных талантов, ежегодно выплачиваются губернаторские стипендии наиболее одаренным в разных областях знаний, культуры и спорта детям; проводятся региональные мероприятия по выявлению и развитию одаренных детей; создаются интернет-страницы и региональные банки данных программ «Одаренные дети» в субъектах Российской Федерации.
- Реализация мероприятий подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволила значительно укрепить созданную в предшествующие годы систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; активизировать работу органов и учреждений системы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
- В ходе реализации конкретных мероприятий подпрограммы осуществлены практические меры по созданию условий для эффективной реабилитации и адаптации, для духовного и физического развития, гражданского воспитания детей, находящихся в социально опасном положении.
- Результатом развития и укрепления системы учреждений профилактики детской беспризорности и безнадзорности является снижение численности беспризорных несовершеннолетних.
- По сравнению с 2003 годом число беспризорных детей сократилось на 1,75 тысяч (5,75 тысяч против 7,5 тысяч), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации – на 182 тысячи (768 тысяч против 950 тысяч).
- Выделение средств федерального бюджета на укрепление материально-технической базы учреждений позволило стимулировать работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создать дополнительные места для размещения детей, изъятых «с улиц», улучшить, приблизить к «домашним» условия проживания воспитанников.
- Число специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, составило более 1300 (на 1 января 2003 года – 1200).
- Реализация мероприятий подпрограммы позволила укрепить материально-техническую базу 379 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 85 субъектах Российской Федерации, 165 центров помощи семье и детям, 3 кризисных центров помощи женщинам; 96 образовательных учреждений; 100 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; 31 воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Минюста России.
- Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних способствовало увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Целенаправленное развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, позволило увеличить в 2004 году число детей, прошедших социальную реабилитацию в указанных учреждениях до 430 тысяч человек (увеличение с предыдущим годом на 9,8%), число семей с детьми – более 300 тысяч (увеличение с предыдущим годом на 21%).
- В 2004 году в специализированных учреждениях для несовершеннолетних было оказано 57,7 млн. различных видов услуг, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году.
- Большое значение для развития системы профилактики безнадзорности детей имеет научно-методическое обеспечение её деятельности, повышение квалификации специалистов, работающих в специализированных учреждениях; внедрение новых технологий работы с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации.
- Для организации отдыха, оздоровления, творческого развития детей, находящихся в социально опасном положении осуществляется проведение профильных смен и профильных лагерей, на базе которых также организуются стажировки педагогов, психологов, других специалистов, отрабатываются перспективные методики работы с трудными подростками во внеучебное время.
- В целом по Российской Федерации за 2004 год увеличилось число профильных лагерей (с 3,44 тыс. до 3,62 тыс.) и численность детей, побывавших в них, составила 209,7 тыс. (216,8 тыс. – 2003 год), а также численность детей, побывавших в оборонно-спортивных лагерях – составила 32,55 тыс. (33 тыс.-2003 год).
- В результате реализации программных мероприятий в 2004 году повысилась эффективность функционирования и координации деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укреплен кадровый и научно-методический потенциал учреждений системы.
- Подпрограмма «Дети-сироты», способствовала формированию эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей-сирот.
- В ходе реализации подпрограммы, благодаря развитию новых форм устройства детей-сирот, все больше детей из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находят семью.
- По данным статистики в 2003 году на 8% увеличилась доля детей, возвращенных родителям и на 5% доля детей, переданных на воспитание гражданам.
- В ходе реализации подпрограммы разработаны новые методики по работе с детьми из неблагополучных семей. Происходит дальнейшее усиление акцента в работе специалистов на развитие детско-родительских отношений, снижение риска изъятия ребенка из семьи.
- Созданы условия для развития и получения всех видов образования, гарантировано семейное воспитание в различных формах для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыты новые формы учреждений, обеспечивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу, разработан ряд новых технологий образования и воспитания детей-сирот, стимулирующих создание наиболее эффективных условий для их развития и социализации.
- Продолжается оснащение экспериментальных центров содействия помещения ребенка в семью (в 4 субъектах Российской Федерации) и внедрение в них системы организационных и информационных технологий по подбору потенциальных родителей.
- Укрепляется материальная база центров по работе с выпускниками детских домов и школ-интернатов по предоставлению первичных рабочих мест (в 5 субъектах Российской Федерации).
- Реализация подпрограммы «Дети-сироты» позволила оказать помощь в обеспечении оборудованием, автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, медицинским оборудованием значительному количеству образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- В 2004 году в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществлена поставка 41 автомашины, 36 тракторов, 60 комплектов оборудования для столярных мастерских, 64 комплектов для швейных мастерских, 51 комплект лечебно-профилактического оборудования.
- В рамках подпрограммы в 2004 году было запланировано проведение работ по реконструкции и строительству 77 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Удалось достигнуть планируемых показателей по вводу в эксплуатацию объектов образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- В рамках реализации подпрограммы «Дети-инвалиды» продолжено расширение сети реабилитационных учреждений для детей-инвалидов. На начало 2005 года функционирует 322 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (увеличение на 5,3% по сравнению с предыдущим годам). Кроме того, в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи и детей действует 1019 отделений реабилитации детей-инвалидов.
- Реализация мероприятий подпрограммы в части государственной поддержки специализированных учреждений для детей-инвалидов позволила укрепить их материально-техническую базу и поддержать развитие 275 специализированных учреждений для детей-инвалидов 86 субъектов Российской (оснащение автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным реабилитационным оборудованием).
- Укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов создает предпосылки в субъектах Российской Федерации для открытия новых реабилитационных учреждений для детей-инвалидов, внедрение современных реабилитационных технологий способствуют повышению эффективности реабилитационных мероприятий и увеличения спектра социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам.
- В 2004 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили 401 тысяча семей с детьми-инвалидами (увеличение по сравнению с 2003 годом на 12,7%).
- В реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями получили разные виды социальных услуг 199 тысяч детей (увеличение на 19,1% с предыдущим годом).
- В ходе реализации подпрограмме «Дети-инвалиды» из федерального бюджета были выделены средства на строительство и ремонт 45 специализированных учреждений для детей-инвалидов, включенных в федеральную инвестиционную программу на 2004 год.
- Федеральная целевая программа «Дети России» позволила на всех этапах аккумулировать и мобилизовать дополнительные финансовые средства на решение проблем детства. На один рубль финансовых затрат из федерального бюджета в среднем привлекается 2,3 рубля из бюджета субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, 1,8 рубля из внебюджетных источников.
- В развитие федеральной целевой программы «Дети России» в субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные комплексные и целевые программы.
- Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Дети России» позволяет ежегодно улучшать качественные показатели здоровья и социального положения около 4,0 млн. детей, в том числе каждого четвертого из числа детей-инвалидов, каждого десятого ребенка попавшего в сложную жизненную ситуацию, каждого двенадцатого из числа детей-сирот.
- За отчетный период решены вопросы неблагополучия детей и подростков во многих аспектах их жизнедеятельности.
- Оценивая результаты выполненных мероприятий каждой подпрограммы и всей программы в целом можно сделать следующие выводы.
- Реализация подпрограммы «Здоровый» ребенок» способствовала совершенствованию государственной поддержки службы материнства и детства, созданию условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
- Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков активизировала деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов управления, направленную на поиск новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости, укрепления и сохранение здоровья детей.
- Положительные результаты, достигнутые в ходе реализации подпрограммы «Одаренные дети» в 2004 году убеждают в том, что данная деятельность востребована обществом, значима для происходящих в стране изменений, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала России.
- Эта работа требует своего продолжения на государственном межотраслевом уровне с соответствующим финансированием.
- Одной из задач формирования будущего интеллектуального и творческого потенциала нации является формирование высокопрофессиональной элиты страны. Выполнение поставленных задач невозможно без выявления, поддержки, адресной помощи и развития наиболее одаренных и талантливых в различных областях знаний и творчества детей, «золотого запаса» России. Каждый талантливый ребенок должен быть не только замечен, но и поддержан на государственном уровне.
- Последствия реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» имеют долговременный характер, что в перспективе скажется на показателях снижения социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, противоправного поведения несовершеннолетних. Улучшение вышеназванных социальных характеристик российского общества позволит способствовать его стабилизации, последовательному продвижению по пути к правовому государству и гражданскому обществу в России.
- Решение всего комплекса задач, обусловленного наличием безнадзорности и беспризорности относится к числу наиболее важных функций современного государства.
- Задача профилактики роста безнадзорности и беспризорности решаема при условии дальнейшего усиления профилактической направленности социального обслуживания семьи и детей, политической воли государства и мобилизации необходимых ресурсов и объединения всех заинтересованных организаций и ведомств
- В ходе реализации подпрограммы «Дети-сироты» продолжено реформирование обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечено развитие новых семейных форм устройства детей данной категории; осуществлено укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Реализация мероприятий подпрограммы способствовала улучшению положения детей, созданию системного подхода к выявлению и дальнейшему развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; созданию условий для отдыха и оздоровления детей, социальной реабилитации, адаптации и интеграции с обществом детей, нуждающихся в заботе и поддержке со стороны государства.
- Результативность государственной политики в сфере решения проблем социального сиротства напрямую зависит от объема и качества работы по профилактике и предупреждению социального сиротства, социально-психологической реабилитации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- В целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала страны необходимо продолжить на государственном уровне решение проблем, обуславливающих создание равных стартовых возможностей для развития и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации их потенциальных и выявленных способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования.
- Выполнение мероприятий подпрограммы «Дети-инвалиды» в 2004 году позволило продолжить развитие сети специализированных учреждений для семей с детьми-инвалидами и укрепить их материально-техническую базу. Однако, несмотря на положительную динамику развития названных учреждений, их сеть на сегодняшний день развита недостаточно и не может в полной мере обеспечить потребность детей-инвалидов в реабилитационных услугах.
- Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов, остаются нерешенные вопросы в сфере обеспечения их полноценной жизнедеятельности, которые требуют решения на государственном уровне.
- Необходимо продолжить на государственном уровне решение проблем, обуславливающих создание равных стартовых возможностей для выявления, развития, социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации их потенциальных и выявленных способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования.
- Эффективность затрат на реализацию программных мероприятий имеет долговременный характер, в перспективе будет оцениваться по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни детей-инвалидов, их социальную интеграцию с обществом
- Программно-целевой метод в решении проблем детства позволил обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации, укрепить механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и обеспечения прав и интересов детей, их выживания и развития.
- В одах в рамках федеральной целевой программы «Дети России» будет продолжена работа по дальнейшему развитию эффективной комплексной системы государственной поддержки детей.
- Для оценки эффективности выполняемых программных мероприятий рассматривается возможность использования годовых показателей, необходимых для отражения ежегодного хода реализации Программы.
- Стабильность достигнутых показателей по улучшению положения детей возможна при сохранении программно-целевого метода, продления действия федеральной целевой программы «Дети России», при финансировании мероприятий Программы в полном объеме в полном объеме с увеличением объемов финансирования за счет бюджетов Российской Федерации.
- Накопленный опыт в решении вопросов по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий федеральной целевой программы, наличие проблем, а также социально-демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках федеральной целевой программы «Дети России».
- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2004 года N 842 в 2005 году будет начата разработка проекта федеральной целевой программы «Дети России» на оды.