О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей
- Принято
- Министерством образования и науки Российской Федерации
- В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (оды) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе.
- Директор Департамента
- А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
- Нормативно-правовой аспект
- В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
- К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
- Содержание дополнительных образовательных программ
- Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
- Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- - интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
- Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
- Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
- быть направлено на:
- - создание условий для развития личности ребенка;
- - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- - профилактику асоциального поведения;
- - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- - укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
- Структура программы дополнительного образования детей
- Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- 1. Титульный лист.
- 2. Пояснительную записку.
- 3. Учебно-тематический план.
- 4. Содержание изучаемого курса.
- 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- 6. Список литературы.
- Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
- 1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- - наименование образовательного учреждения;
- - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- - название дополнительной образовательной программы;
- - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- - срок реализации дополнительной образовательной программы;
- - ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- - год разработки дополнительной образовательной программы.
- 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
- - направленность дополнительной образовательной программы;
- - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- - цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- - формы и режим занятий;
- - ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
- 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
- - перечень разделов, тем;
- - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
- 4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
- 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- - рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
- 6. Список использованной литературы.