Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
- В целях научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации и контроля качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2008 году, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 и подпунктом 22.1 статьи 28, а также с учетом пункта 8.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет рекомендации по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
- Руководитель
- В.А.БОЛОТОВ
Рекомендации по видам работ по подготовке и проведению в 2008 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий
- Настоящие рекомендации разработаны на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования (далее - государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий).
- Рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при разработке и издании нормативных правовых и распорядительных актов, инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
- В целях реализации полномочий в сфере образования, установленных законодательством Российской Федерации, на различных уровнях управления образованием осуществляются следующие виды работ по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий (далее - ТЭК).
- 1. Рособрнадзор:
- организует сбор заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- организует разработку и отправку в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, тексты экзаменационных заданий для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательным предметам: русский язык, алгебра, геометрия, география, физика, биология, химия; а также инструктивные материалы для членов предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных работ;
- разрабатывает и направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- организует обучение региональных координаторов по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и председателей предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных работ;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- 2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования:
- формирует по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), и направляет в Рособрнадзор заявку на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК с указанием количества выбранных общеобразовательных предметов и обучающихся, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по каждому общеобразовательному предмету;
- издает распорядительные акты об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, и перечня муниципальных образований и общеобразовательных учреждений, осуществляющих проведение государственной (итоговой) аттестации;
- назначает регионального координатора по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, которые определяют с учетом рекомендаций Рособрнадзора порядок организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК на территории субъекта Российской Федерации, а также регламентируют порядок создания и организации работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий;
- разрабатывает инструктивные и методические материалы, регулирующие процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями утверждает персональные составы и сроки работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по соответствующим общеобразовательным предметам (по согласованию с ТЭК), территориальной конфликтной комиссии;
- обеспечивает условия для работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК, территориальных конфликтных комиссий;
- утверждает с учетом рекомендаций Рособрнадзора сроки проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам, а также дополнительные сроки проведения экзаменов для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий;
- по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями издает распорядительный акт, которым определяет места расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут расположены пункты проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), назначает руководителей и организаторов ОУ-ППЭ и распределяет их по ОУ-ППЭ;
- издает распорядительные акты и инструктивные документы, регламентирующие места хранения, условия конфиденциальности и информационной безопасности при тиражировании, пакетировании, хранении и доставке текстов экзаменационных заданий в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере образования, и ОУ-ПЭЭ, при шифровании экзаменационных работ, а также определяющие категории и перечни лиц, имеющих доступ к текстам экзаменационных заданий до момента проведения экзамена;
- организует информирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, общеобразовательных учреждений, а также обучающихся и их родителей о принятых нормативных правовых, распорядительных и инструктивно-методических документах по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- организует обучение всех категорий организаторов: муниципальных координаторов в муниципальных образованиях, председателей и членов ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий, руководителей районных (городских) методических объединений, учителей по соответствующим общеобразовательным предметам, в том числе учителей, работающих в IX классах общеобразовательных учреждений, а также руководителей и организаторов ОУ-ППЭ;
- организует тиражирование текстов экзаменационных заданий, пакетирование индивидуальных пакетов с текстами экзаменационных заданий для проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам и передачу их в ОУ-ППЭ, а также доставку экзаменационных работ из ОУ-ППЭ в ТЭК <*>;
--------------------------------
- <*> Указанные функции могут быть переданы по согласованию органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющим полномочия в сфере образования.
- организует проведение экзаменов по общеобразовательным предметам в утвержденные сроки, включая проведение экзаменов в дополнительные сроки для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий;
- организует своевременное информирование обучающихся об утвержденных ТЭК результатах государственной (итоговой) аттестации;
- осуществляет анализ результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, готовит отчет по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации и представляет его в установленные сроки в Рособрнадзор.
- 3. Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования:
- направляет специалистов для работы в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях;
- назначает муниципального координатора по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- на основании списков обучающихся, полученных от общеобразовательных учреждений, формирует списки обучающихся для участия в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и организует их распределение по ОУ-ППЭ;
- готовит материалы для отчета о результатах проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и передает их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
- 4. Общеобразовательное учреждение:
- собирает заявки обучающихся на участие в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, формирует их список и направляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования;
- направляет работников общеобразовательного учреждения для работы в ОУ-ППЭ, в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях.
Рекомендации по разработке положения о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемой для организации проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования
- В целях обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, создает территориальные экзаменационные комиссии (далее - ТЭК), которые осуществляют свою деятельность на основании утверждаемого Положения о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации.
- Положение о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Положение) разрабатывается на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и с учетом настоящих Рекомендаций. В Положении определяются цели, порядок формирования и структура ТЭК, ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы.
- Структуру ТЭК, распределение полномочий и функций рекомендуется конкретизировать с учетом особенностей схемы проведения в субъекте Российской Федерации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- 1. Общие положения
- ТЭК создается в целях:
- организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- обеспечения соблюдения прав обучающихся при проведении государственной (итоговой) аттестации.
- ТЭК в своей работе руководствуется:
- законодательством Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами Минобрнауки России, индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- 2. Состав и структура ТЭК
- В состав ТЭК включаются, как правило, представители органа (органов) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, методисты методических кабинетов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, в соотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон.
- Количественный состав ТЭК рекомендуется устанавливать не более 20 человек.
- Персональный состав ТЭК утверждается приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
- ТЭК своим решением может создавать подкомиссии по общеобразовательным предметам (предметные). Функции, состав, полномочия, порядок организации деятельности и сроки работы подкомиссий определяются в Положении о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации или устанавливаются отдельными положениями о соответствующих подкомиссиях, утверждаемыми распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
- Состав и порядок работы ТЭК доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), не позднее чем за 1 месяц до начала проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
- 3. Полномочия и функции ТЭК
- 3.1. ТЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
- Срок полномочий ТЭК составляет один год. ТЭК прекращает свою деятельность с момента издания распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о создании ТЭК для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в следующем году.
- 3.2. ТЭК в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, выполняет следующие задачи:
- организует и координирует работу по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- обеспечивает соблюдение единых требований к организации проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- обеспечивает соблюдение прав обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проходящих государственную (итоговую) аттестацию;
- организует информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), общественности об условиях и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, о правах и обязанностях обучающихся, о ходе и результатах проведения экзаменов.
- 3.3. В рамках подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, ТЭК проводит следующую работу:
- согласует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, количество и место расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут расположены пункты проведения экзаменов (далее - ОУ-ППЭ), в том числе для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в труднодоступных и/или отдаленных местностях;
- определяет категории лиц, из числа которых утверждаются руководители ОУ-ППЭ и состав организаторов по каждому общеобразовательному предмету, согласует предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, по их персональному составу;
- по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, принимает решения о персональном составе, сроках и месте работы предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК;
- направляет членов ТЭК в ОУ-ППЭ для осуществления контроля за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- организует шифрование экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- обеспечивает соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся;
- оформляет и утверждает протоколы результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, а также направляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для организации информирования обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, информацию о решениях территориальной конфликтной комиссии, деятельность которой регулируется отдельным Положением, о результатах рассмотрения апелляций;
- осуществляет иные функции в соответствии с Положением о ТЭК.
- 3.4. ТЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, общеобразовательными учреждениями.
- 4. Полномочия председателя (заместителя председателя) и членов ТЭК
- Руководство работой ТЭК осуществляют председатель и (или) его заместитель(и).
- Председателем ТЭК может быть назначен руководитель (заместитель руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, руководитель (заместитель руководителя) органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющего полномочия в сфере образования.
- Председатель ТЭК осуществляет общее руководство работой ТЭК, определяет график ее работы, распределение обязанностей между членами ТЭК, ведет заседания ТЭК, утверждает рабочую документацию, контролирует исполнение решений ТЭК.
- Заместитель председателя ТЭК обеспечивает координацию работы членов ТЭК, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ТЭК, осуществляет контроль за выполнением графика работы ТЭК, в отсутствие председателя заместитель председателя ТЭК выполняет его обязанности.
- Председатель (заместитель председателя), члены ТЭК несут ответственность за соответствие деятельности ТЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.
- Ответственный секретарь организует делопроизводство ТЭК и несет ответственность за его ведение и сохранность документов.
- Член ТЭК вправе:
- присутствовать при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в ОУ-ППЭ и контролировать порядок проведения экзамена;
- информировать в рамках своих полномочий руководство ТЭК о ходе проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, и возникающих проблемах;
- требовать в случае несогласия с решением, принятым ТЭК, внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя ТЭК;
- вносить предложения по совершенствованию организации работы ТЭК, условий проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в субъекте Российской Федерации.
- Член ТЭК обязан:
- участвовать в заседаниях ТЭК;
- выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ТЭК и решениями ТЭК;
- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
- 5. Организация работы ТЭК
- ТЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным графиком работы, в случае необходимости председателем (заместителем председателя) ТЭК может быть назначено внеочередное заседание ТЭК.
- Решения ТЭК принимаются простым большинством голосов от утвержденного состава ТЭК. В случае равенства голосов председатель ТЭК имеет право решающего голоса.
- Решения ТЭК по вопросам, отнесенным к ее компетенции, оформляются протоколами, которые подписываются председателем (заместителем председателя) и ответственным секретарем.
- Решения ТЭК в рамках ее полномочий являются обязательными для всех организаций, общеобразовательных учреждений и лиц, участвующих в подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК. Организация исполнения решений ТЭК обеспечивается распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
- По результатам работы ТЭК в текущем году готовится справка о проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в субъекте Российской Федерации, включающая сведения о составе участников, результатах экзаменов, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем (заместителем председателя), секретарем ТЭК и направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования
- Предметные комиссии (подкомиссии) по общеобразовательным предметам территориальной экзаменационной комиссии (далее - территориальные предметные комиссии) создаются для оценивания экзаменационных работ при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий. Территориальные предметные комиссии осуществляют свою деятельность на основании положения о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации и/или положения о территориальной предметной комиссии субъекта Российской Федерации, которые разрабатываются на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и с учетом настоящих рекомендаций и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
- В целях обеспечения правовых основ деятельности территориальных предметных комиссий в положении рекомендуется определить цели, состав и структуру территориальной предметной комиссии, ее полномочия и функции, права, обязанности и ответственность ее членов, порядок организации работы.
- 1. Общие положения
- Территориальные предметные комиссии создаются территориальными экзаменационными комиссиями (далее - ТЭК). Персональный состав и сроки работы территориальных предметных комиссий определяются решением ТЭК и утверждает распорядительным актом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
- ТЭК организует работу территориальных предметных комиссий совместно:
- с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования;
- с образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения).
- Территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются:
- законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- положением о ТЭК и/или положением о территориальных предметных комиссиях, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования;
- рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий (далее - организация - разработчик экзаменационных заданий) по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
- решениями ТЭК.
- 2. Структура и состав территориальной предметной комиссии
- Территориальная предметная комиссия создается по каждому общеобразовательному предмету, по которому в субъекте Российской Федерации проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- Численный состав территориальной предметной комиссии определяется, исходя из числа участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ.
- В состав территориальной предметной комиссии входят председатель комиссии, заместитель(и) председателя и члены территориальной предметной комиссии.
- В территориальную предметную комиссию включаются, как правило, педагогические работники общеобразовательных учреждений, методисты, преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по профилю территориальной предметной комиссии на паритетных началах.
- 3. Функции, полномочия и организация работы территориальной предметной комиссии
- Территориальная предметная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- Территориальная предметная комиссия:
- принимает к рассмотрению от ТЭК зашифрованные экзаменационные работы по соответствующему общеобразовательному предмету;
- осуществляет проверку экзаменационных работ в соответствии с рекомендациями и инструкциями организации - разработчика экзаменационных заданий;
- составляет и направляет в ТЭК протоколы результатов проверки экзаменационных работ;
- составляет и направляет в ТЭК итоговый отчет о результатах работы территориальной предметной комиссии.
- Территориальная предметная комиссия вправе:
- готовить и передавать руководству ТЭК предложения по содержанию экзаменационных работ, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования;
- готовить и передавать руководству ТЭК информацию о типичных ошибках в ответах участников государственной (итоговой) аттестации и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему общеобразовательному предмету для направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования;
- сообщать об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий в ТЭК.
- Территориальная предметная комиссия размещается в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
- Делопроизводство территориальной предметной комиссии ведет ответственный секретарь.
- 4. Функции, права и обязанности председателя, заместителя председателя и членов территориальной предметной комиссии
- Территориальную предметную комиссию возглавляет председатель, который организует ее работу и несет ответственность за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ.
- Председатель территориальной предметной комиссии в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ТЭК.
- Заместитель председателя территориальной предметной комиссии подчиняется председателю территориальной предметной комиссии, в отсутствие председателя территориальной предметной комиссии выполняет его обязанности.
- Функции председателя территориальной предметной комиссии:
- подготовка предложений в ТЭК о персональном составе членов территориальной предметной комиссии, передаваемом на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования;
- инструктаж членов территориальной предметной комиссии по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
- организация учета рабочего времени членов территориальной предметной комиссии, затраченного на проверку экзаменационных работ;
- обеспечение своевременной проверки экзаменационных работ в соответствии с рекомендациями и инструкциями организации - разработчика экзаменационных заданий;
- обеспечение режима хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, передача протоколов результатов проверки экзаменационных работ в ТЭК;
- информирование руководства ТЭК о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
- информирование руководства ТЭК об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах;
- участие в работе территориальной конфликтной комиссии по ее запросу;
- подготовка и обсуждение с членами территориальной предметной комиссии итогового отчета о результатах работы территориальной предметной комиссии.
- Председатель территориальной предметной комиссии вправе:
- давать указания членам территориальной предметной комиссии в рамках своих полномочий;
- отстранять по согласованию с ТЭК членов территориальной предметной комиссии от участия в работе территориальной предметной комиссии в случае возникновения проблемных ситуаций;
- принимать по согласованию с руководством ТЭК решения по организации работы территориальной предметной комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы территориальной предметной комиссии.
- Председатель территориальной предметной комиссии обязан:
- добросовестно выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ТЭК и/или положением о территориальной предметной комиссии;
- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ТЭК;
- обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке и хранении экзаменационных работ, передаче результатов проверки в ТЭК;
- своевременно информировать руководство ТЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ.
- Член территориальной предметной комиссии (эксперт) вправе:
- получать разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы, обсуждать с председателем территориальной предметной комиссии процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
- требовать организации необходимых условий труда, согласовывать план-график работ;
- принимать участие в обсуждении итогового отчета о работе территориальной предметной комиссии, вносить в него свои предложения.
- Член территориальной предметной комиссии обязан:
- объективно проверять экзаменационные работы в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации - разработчика экзаменационных заданий и оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;
- профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
- соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
- информировать председателя территориальной предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ;
- незамедлительно информировать руководство ТЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности территориальной предметной комиссии.
- 5. Ответственность членов территориальной предметной комиссии
- Член территориальной предметной комиссии может быть исключен из состава территориальной предметной комиссии в следующих случаях:
- предоставления о себе недостоверных сведений;
- утери подотчетных документов;
- невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
- возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в текущем году).
- Решение об исключении члена территориальной предметной комиссии из состава территориальной предметной комиссии принимается ТЭК на основании аргументированного представления председателя территориальной предметной комиссии.
Рекомендации по разработке положения о территориальной конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, рассматривающей апелляции при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии
- Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, создает территориальные конфликтные комиссии в целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке экзаменационных работ в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии (далее - ТЭК), а также защиты прав обучающихся, участвующих в государственной (итоговой) аттестации.
- Положение о территориальной конфликтной комиссии (далее - Положение) разрабатывается на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" с учетом настоящих Рекомендаций и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
- В Положении рекомендуется определить полномочия и функции, порядок рассмотрения апелляций и организации работы территориальной конфликтной комиссии.
- 1. Общие положения
- 1.1. Территориальная конфликтная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- 1.2. Территориальная конфликтная комиссия в своей деятельности руководствуется:
- законодательством Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами Минобрнауки России, распорядительными актами Рособрнадзора по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации;
- положением о территориальной конфликтной комиссии.
- 1.3. В своей работе территориальная конфликтная комиссия взаимодействует с ТЭК, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
- 2. Полномочия и функции территориальной конфликтной комиссии
- 2.1. Территориальная конфликтная комиссия в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК выполняет следующие функции:
- информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о порядке работы территориальной конфликтной комиссии, сроках, месте приема и процедуре подачи и рассмотрения апелляций;
- принимает и рассматривает апелляции участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- определяет соответствие процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК установленным требованиям;
- определяет соответствие процедуры проверки и оценивания экзаменационных работ установленным требованиям;
- принимает решение по результатам рассмотрения апелляции;
- информирует обучающегося, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ТЭК о принятом решении;
- информирует ТЭК об обнаружении в экзаменационных материалах некорректных заданий.
- 2.2. В целях выполнения своих функций территориальная конфликтная комиссия в установленном порядке вправе:
- запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационную работу обучающегося, протоколы результатов проверки экзаменационной работы обучающегося, подавшего апелляцию, сведения о лицах, присутствовавших в образовательном учреждении, в котором располагался пункт проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), информацию о соблюдении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
- привлекать к рассмотрению апелляций членов предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по соответствующим общеобразовательным предметам (далее - территориальные предметные комиссии) в случае возникновения спорных вопросов по оцениванию экзаменационных работ.
- 3. Состав и структура территориальной конфликтной комиссии
- 3.1. Состав территориальной конфликтной комиссии формируется и утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, из числа представителей:
- органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования;
- органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования;
- образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения);
- образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
- методистов методических кабинетов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования.
- 3.2. Территориальная конфликтная комиссия не может быть структурным подразделением ТЭК.
- 3.3. Работу территориальной конфликтной комиссии возглавляет председатель, который организует работу территориальной конфликтной комиссии, распределяет обязанности между членами территориальной конфликтной комиссии, осуществляет контроль за работой конфликтной территориальной конфликтной комиссии в соответствии с Положением. В отсутствие председателя территориальной конфликтной комиссии его функции выполняет его заместитель.
- 3.4. Председатель (заместители председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии обязаны:
- осуществлять своевременное и объективное рассмотрение апелляций в соответствии с Положением и требованиями нормативных правовых актов;
- выполнять возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;
- своевременно информировать руководство ТЭК и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о возникающих проблемах или трудностях, которые могут привести к нарушению сроков рассмотрения апелляций;
- соблюдать конфиденциальность и режим информационной безопасности;
- соблюдать установленный порядок документооборота и хранения документов и материалов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель (заместитель председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 4. Организация работы территориальной конфликтной комиссии
- 4.1. Решения территориальной конфликтной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава территориальной конфликтной комиссии при наличии кворума <*>. В случае равенства голосов председатель территориальной конфликтной комиссии имеет право решающего голоса.
--------------------------------
- <*> Под кворумом в данном случае понимается участие в голосовании более половины членов Комиссии.
- 4.2. Решения территориальной конфликтной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами территориальной конфликтной комиссии.
- Итоговые протоколы передаются в ТЭК и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для внесения соответствующих изменений в протоколы результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и отчетную документацию.
- 4.3. Документами, подлежащими строгому учету, по основным видам работ территориальной конфликтной комиссии, которые хранятся в течение года, являются:
- апелляция обучающегося;
- журнал (листы) регистрации апелляций;
- протоколы заседаний территориальной конфликтной комиссии;
- заключения о результатах служебного расследования о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в ОУ-ППЭ (далее - заключение о результатах служебного расследования).
- Делопроизводство территориальной конфликтной комиссии ведет ответственный секретарь.
- 5. Порядок подачи и рассмотрения апелляции
- 5.1. Право подачи апелляции имеют обучающиеся, участвовавшие в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
- 5.2. Апелляцией признается аргументированное письменное заявление:
- о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательному предмету в ОУ-ППЭ, при этом под нарушением процедуры понимаются любые отступления от установленных требований к процедурам проведения экзаменов в ОУ-ППЭ, которые могли оказать существенное негативное влияние на качество выполнения экзаменационных работ обучающимися;
- о несогласии с выставленными баллами (отметкой).
- 5.3. Апелляция не принимается:
- по вопросам содержания и структуры экзаменационных материалов по общеобразовательным предметам;
- по вопросам, связанным с нарушением обучающимся правил по выполнению экзаменационной работы.
- 5.4. Сроки и место приема апелляций устанавливаются в Положении, исходя из необходимости обеспечения соблюдения прав обучающихся и учета особенностей организации работы территориальной конфликтной комиссии, обусловленных организационно-территориальной схемой проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в субъекте Российской Федерации.
- 5.5. Апелляция о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации подается обучающимся непосредственно в день проведения экзамена до выхода из ОУ-ППЭ руководителю ОУ-ППЭ. В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушениях процедуры проведения экзаменов руководителем ОУ-ППЭ создается комиссия и организуется проведение служебного расследования. Результаты служебного расследования оформляются в форме заключения указанной комиссии, которое вместе с апелляцией передается в территориальную конфликтную комиссию.
- 5.6. Апелляция о несогласии с выставленными баллами (отметкой) подается в территориальную конфликтную комиссию либо руководителю того общеобразовательного учреждения, в котором обучающийся ознакомился с официальными результатами экзамена. Руководитель общеобразовательного учреждения, принявший апелляцию, должен сразу же передать ее текст в территориальную конфликтную комиссию.
- Рекомендуемый срок завершения приема апелляций о несогласии с выставленными баллами (отметкой) после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними обучающихся составляет три дня.
- 5.7. Апелляция, как правило, рассматривается в течение трех дней после ее подачи.
- 5.8. Обучающийся имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С обучающимся в случае, если он является несовершеннолетним (до 18 лет) и не признан в соответствии с законодательством полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей).
- Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность.
- 5.9. Председатель (заместитель председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии не вправе отказать обучающемуся и его законному представителю присутствовать при рассмотрении апелляции.
- 5.10. Рассмотрение апелляции следует проводить в спокойной и доброжелательной обстановке. Обучающемуся, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями и критериями. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой.
- 5.11. При рассмотрении апелляции о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК территориальной конфликтной комиссии исследует материалы служебного расследования (заключение комиссии, организованной по инициативе руководителя ОУ-ППЭ, с приложением документов и материалов, собранных в рамках служебного расследования), устанавливает, могли ли повлиять допущенные нарушения на качество выполнения экзаменационной работы, и выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК не подтвердились и/или не повлияли на результат выполнения экзаменационной работы;
- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК подтвердились и повлияли на качество выполнения экзаменационной работы.
- В последнем случае результат проведения государственной (итоговой) аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции передается в ТЭК для реализации решения территориальной конфликтной комиссии. Обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету в дополнительные сроки, которые устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Форма сдачи экзамена в дополнительные сроки также определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
- 5.12. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой) территориальной конфликтной комиссии запрашивает у ТЭК:
- экзаменационную работу обучающегося;
- протоколы результатов проверки экзаменационной работы обучающегося территориальной предметной комиссией по соответствующему общеобразовательному предмету.
- При рассмотрении апелляции обучающемуся предъявляется экзаменационная работа, которую он выполнял. Обучающийся должен подтвердить, что ему предъявлена его экзаменационная работа (удостоверить своей подписью в протоколе рассмотрения апелляции).
- В случае возникновения спорных вопросов по оценке ответов на задания территориальная конфликтная комиссия устанавливает соответствие ответов обучающегося критериям оценивания, согласно которым производилась проверка ответов на задания. В этом случае к рассмотрению апелляции могут привлекаться члены территориальной предметной комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету и другие эксперты.
- По результату рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой) территориальная конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции либо об удовлетворении апелляции.
- Данная информация передается территориальной конфликтной комиссии в ТЭК для внесения соответствующих изменений в протоколы о результатах государственной (итоговой) аттестации. Измененные протоколы о результатах государственной (итоговой) аттестации являются основанием для аннулирования ранее выставленных баллов обучающегося и выставления новых (баллы могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).