» » » О применении Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ

О применении Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ


Российская Федерация
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 06 апреля 2009 года № 19-3/10/2-2309
О применении Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ
Принято
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  1. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрено обращение Пенсионного фонда Российской Федерации о применении Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ.
  2. Минздравсоцразвития России отмечает, что исходя из полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (с изменениями и дополнениями), не вправе давать разъяснения по правоприменительной практике, за исключением разъяснений в виде нормативных правовых актов.
  3. Вместе с тем по существу изложенных в обращении вопросов Министерство может высказать свою позицию, не имеющую нормативного характера.
  4. В соответствии с нормами Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ) лица, являющиеся военными пенсионерами в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12.02.1993 N 4468-1), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ), имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
  5. В соответствии со статьей 7 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
  6. Таким образом, военные пенсионеры при достижении указанного возраста и при наличии 5 лет страхового стажа имеют право на установление страховой части трудовой пенсии по старости.
  7. При этом следует отметить, что в необходимый пятилетний стаж включаются не только периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы (как отмечено в письме Пенсионного фонда Российской Федерации), но и приравненные к уплате страховых взносов периоды в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также военная служба, если она не была включена в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1.
  8. Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N 582 (далее - Правила), предусмотрено, что страхователи, являющиеся военными пенсионерами, т.е. получающими пенсии, установленные в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1, не уплачивают фиксированный платеж.
  9. Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О.
  10. Конституционный Суд Российской Федерации определил, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
  11. Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начиная с 24 мая 2005 г. (с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации).
  12. Норма об освобождении военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, изложенная в пункте 3 Правил, носит временный характер (до установления соответствующего правового регулирования) и фактически не может действовать после вступления в силу Закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ.
  13. Закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ предоставляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, т.е. на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 1 января 2007 года.
  14. Полагаем, что с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.
  15. Одновременно сообщаем, что с 1 октября 2008 г. вступил в силу (частично) Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон от 30.04.2008 N 55-ФЗ).
  16. Пунктом 7 статьи 5 Закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ введена новая редакция статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 (в новой редакции) Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
  17. Эта норма распространяется и на военных пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 октября 2008 г., т.е. с момента вступления в силу Закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  18. При этом следует отметить, что военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) могли и ранее (до 1 октября 2008 г.) в соответствии с нормами статьи 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  19. Министерством подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N 582 "Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере" в части исключения из числа лиц, которые не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов).
  20. Направляем данный проект постановления и пояснительную записку к нему для рассмотрения и согласования.
  21. Ю.В.ВОРОНИН

Предыдущая новость - О применении пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ в связи с отменой системы лицензирования и введением саморегулирования

Следующая новость - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 апреля 2009 года