О результатахнадзора за оборотомламповой продукции и задачах,связанных с реализациейФедерального законаот 23.11.2009 № 261-ФЗ
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Проанализировав результаты исполнения территориальными органами Роспотребнадзора поручений от 21.10.2009 № 01/15999-9-32, от 27.11.2009 № 01/18032-9-23, от 07.12.2009 № 01/18608-9-32, которые были направлены на оценку состояния потребительского рынка соответствующей ламповой продукции и обеспечение эффективного контроля (надзора) за ее оборотом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым отметить нижеследующее.
- В части контроля (надзора) за оборотом ламповой продукции данные поручения исполнялись территориальными органами Роспотребнадзора главным образом в рамках соответствующей плановой работы, что не в последнюю очередь было обусловлено отказом органов прокуратуры в целом ряде субъектов Российской Федерации в согласовании (в порядке, регламентированном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») проведения внеплановых проверок, на долю которых в конечном итоге пришлось 30 % от их общего числа, составившего (по данным на 14.01.2010, представленным 78 территориальными органами Роспотребнадзора) почти 1070 мероприятий по контролю.
- В частности, было отказано в проведении соответствующих внеплановых выездных проверок органами прокуратуры в г. Москве - в 23 случаях, в Свердловской области - в 19 случаях, в Красноярском крае - в 9 случаях, Московской области - в 8 случаях. Отдельные факты отказа в проведении таких проверок были отмечены в Кемеровской, Самарской, Липецкой и др. областях. При этом в качестве оснований отказа так или иначе называлось отсутствие факта поступления обращения либо информации о фактах причинения вреда или возникновения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства.
- По результатам проведенных проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию ламповой продукции (люминесцентных ламп и энергосберегающих ламп бытового потребления), а также контроля за состоянием и проведением на различных объектах, включая промышленные предприятия, лечебно-профилактические и образовательные учреждения, работ по сбору, транспортировке и переработке отработанных люминесцентных ламп, относящихся к отходам первого класса опасности и требующих специальной централизованной их утилизации, были выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
- Всего по состоянию на 30.12.2009 в производстве должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора находилось 299 дел об административных правонарушениях, было вынесено 195 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности на общую сумму 945,5 тыс. рублей. При этом протоколы об административных правонарушениях составлялись в основном по ст. 6.3, ст. 8.2, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст.14.8, ст.14.15 КоАП РФ.
- Около 90 % всех нарушений, выявленных в торговой сети, были связаны с реализацией соответствующей импортной продукции, наиболее типичными из которых являлись: полное отсутствие информации о товаре и изготовителе; отсутствие информации о товаре и изготовителе на русском языке; частичное отсутствие информации о наименовании товара и/или месте нахождения изготовителя, о подтверждении соответствия товара установленным требованиям, сроке службы, о необходимых действиях потребителя по истечении срока службы и возможных последствиях при невыполнении таких действий.
- На российском рынке представлено множество моделей компактных люминесцентных ламп (далее - КЛЛ) более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам, формам, срокам службы, размеру, цене. Каждые 2-3 месяца появляются новые модели ламп.
- Основными производителями ламп накаливания являются Европейские концерны Siemens, Osram (Германия), Philips Lighting (Польша), General Electric (США). Значимая доля рынка освоена Китайскими производителями под известными брендами осветительной техники: BLV, Camelion, Comtech Duralamp, Ecola, EMS, ERA, Favor, Feron, Kanlux, Legrand, Lezard, Megaman, Muller-Licht, Nakai, Narva, Navigator, Paulmann, Phoenix Light, Pila, Polux, SunErgy ESL, Sylvania, Tungsram, Wolta.
- В России основными производителями компактных люминесцентных ламп являются фирмы: Старт, Калашниково (Калашниковский электроламповый завод, Тверская область), Космос, Лисма (г. Саранск, Республика Мордовия), завод Osram (Смоленская область).
- В 2008 году было продано около 50 млн. компактных люминесцентных ламп. По предварительным оценкам в 2009 году продажи увеличились на 20% и составили около 60 млн. штук.
- Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ является проблема их утилизации и безопасности использования. Каждая такая лампа содержит 3-5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Поэтому опасность представляет не только процесс утилизации отработанных ламп, но и частное неаккуратное обращение с ними. Разрушенная или повреждённая колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжёлое отравление. Проникновение ртути в организм чаще происходит именно при вдыхании её паров, не имеющих запаха, с дальнейшим поражением нервной системы, печени, почек, желудочно-кишечного тракта. По гигиенической классификации ртуть относится к первому классу опасности (чрезвычайно опасное химическое вещество). Предельно допустимая концентрация ртути в атмосферном воздухе и воздухе жилых, общественных помещений составляет 0,0003 мг/м3. В условиях стандартного закрытого помещения без проветривания (например, в зимнее время) в результате повреждения одной лампы кратковременно, в течение нескольких часов, возможно достижение концентрации ртути в воздухе до 0,05 мг/м3 и более, что превышает предельно допустимую концентрацию более чем в 160 раз.
- Кроме того, опасны выбросы и осаждения ртути с осадками в воду, поскольку в результате деятельности микроорганизмов происходит образование растворимой в воде и токсичной метилртути. Органические соединения ртути (метилртуть, диэтилртуть и др.) в целом намного более токсичны, чем неорганические, прежде всего из-за их липофильности и способности более эффективно взаимодействовать с элементами ферментативных систем организма.
- В настоящее время, из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки, плохой информированности и безответственности граждан, отработанные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором с последующим размещением на полигонах твердых бытовых отходов, что недопустимо.
- Общее количество ртути, загрязняющее объекты окружающей среды в пределах селитебных территорий, составляет более 1,5 т. в год.
- В результате проведенных мероприятий по контролю выявлено полное отсутствие необходимой инфраструктуры по централизованному сбору и переработке (утилизации) компактных люминесцентных ламп, особенно в отношении потребительского (бытового) сектора их использования.
- В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) осуществляют органы местного самоуправления.
- В связи с запланированным поэтапным отказом от использования ламп накаливания вплоть до возможного запрета их оборота (см. ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, далее - Закон №261-ФЗ) и последующим развитием рынка КЛЛ, территориальным органам Роспотребнадзора необходимо в кратчайшие сроки инициировать в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления решение следующих вопросов: создание действенных механизмов и систем сбора отработанных компактных люминесцентных ламп от населения и хозяйствующих субъектов; оценка эффективности существующих систем утилизации (переработки) собранных ламп и необходимости их модернизации или увеличения мощности.
- Еще одним значимым направлением работы управлений Роспотребнадзора является участие в процессе разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые согласно требованиям ч. 3 ст. 48 Закона № 261-ФЗ должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уже заявила о готовности принять участие в разработке «правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде» предусмотренных ч. 9 ст. 10 Закона № 261-ФЗ и подлежащих утверждению Правительством Российской Федерации.
- Кроме того, с учетом наделения Роспотребнадзора (его территориальных органов) дополнительными полномочиями, связанными с возможностью пресечения в административном порядке соответствующих нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и в связи с внесением на этот счет изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (см. ст. 30 и ст. 37 Закона № 261-ФЗ) соответствующим должностным лицам территориальных органов Роспотребнадзора необходимо принять названные положения к неукоснительному руководству. При этом, принимая во внимание срок вступления в силу ст. 37 Закона № 261-ФЗ, а также сроки разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, призванных обеспечить практическую реализацию требований Закона № 261-ФЗ об указании в числе обязательной информации о товарах сведений об их энергетической эффективности (см. ст. 10 и ст. 50 Закона № 261-ФЗ), Роспотребнадзором будут даны дополнительные указания и разъяснения по вопросу организации и осуществления функций по контролю и надзору на рассматриваемом сегменте потребительского рынка.
- Руководитель
- Г.Г. Онищенко