» » » Письмо Минфина РФ от 25 октября 2010 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 25 октября 2010 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 25 октября 2010 года № 03-03-06/1/657
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: ЗАО (футбольный клуб) осуществляет деятельность в сфере спорта, финансирует различного рода футбольные мероприятия (соревнования, сборы, тренировки и т.п.), несет расходы по выплате заработной платы футболистам и другим работникам, пропагандирует спорт и здоровый образ жизни, развивает детский футбол.
  2. Финансирование указанных расходов осуществляется в основном за счет средств, полученных в виде займов от фонда - некоммерческой организации.
  3. Основной целью фонда согласно п. 2.1 Устава является осуществление деятельности, связанной с финансовой, материальной и организационной поддержкой организаций физической культуры и спорта, и различного рода деятельности по самостоятельной, через создание хозяйственных обществ, и совместной с другими организациями эксплуатации объектов, в том числе спортивных и физкультурных.
  4. По итогам 2009 г. ЗАО был получен убыток в размере более 100 млн руб. и числится задолженность перед фондом по займам (с учетом начисленных процентов) в размере более 90 млн руб. Возможность погасить займы у ЗАО отсутствует.
  5. В целях недопущения банкротства и поддержки финансового состояния ЗАО фонд готов списать в 2010 и 2011 гг. долги по займам и процентам.
  6. ГК РФ такая операция не запрещена в отношениях между коммерческими и некоммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
  7. ЗАО с 2010 г. перешло на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". С 2011 г. ЗАО планирует перейти на общую систему налогообложения (п. п. 3, 5 ст. 346.13 НК РФ).
  8. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
  9. 1. Будут ли являться списанные фондом долги по займам и процентам налогооблагаемым доходом ЗАО и увеличивать налоговую базу по налогу, взимаемому в связи с применением УСН?
  10. 2. Возможно ли уменьшить в 2010 г. налоговую базу по налогу, применяемому при УСН, на убыток от основной деятельности при включении в налоговую базу доходов от списания фондом долгов по займам и процентам?
  11. 3. Возможно ли учитывать в 2011 г. в целях исчисления налога на прибыль убыток, полученный в 2009 г. и предыдущие годы (в периоды применения общей системы налогообложения), если в 2010 г. ЗАО применяло УСН?
  12. Ответ:
  13. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам учета убытков в целях налогообложения и сообщает следующее.
  14. 1. В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
  15. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
  16. Средства, ранее полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, следует рассматривать как безвозмездно полученные.
  17. Согласно п. п. 8 и 18 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса) и доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса).
  18. При этом пп. 11 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации.
  19. Учитывая изложенное, доходы в виде стоимости имущества (в том числе денежные средства), полученные организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, по договору займа от другой организации, не имеющей вклада (долю) в ее уставном (складочном) капитале, в случае если обязательство по договору займа было впоследствии прекращено прощением долга, а также сумма процентов, списываемых путем прощения долга, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением вышеуказанной системы налогообложения.
  20. 2. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 Кодекса налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.
  21. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
  22. Исходя из этого, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не вправе уменьшить налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением данной системы налогообложения, за 2010 г. на сумму убытка, полученного при применении общего режима налогообложения (за 2009 г.).
  23. 3. Согласно п. 1 ст. 283 Кодекса налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных ст. ст. 264.1, 268.1, 275.1, 280, 283 и 304 Кодекса.
  24. Пункты 2 - 3 ст. 283 НК РФ устанавливают, что налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
  25. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
  26. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 283 Кодекса.
  27. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.
  28. Таким образом, по нашему мнению, убытки, полученные в периоды применения общего режима налогообложения, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли после возвращения организации на общий режим налогообложения с упрощенной системы, применявшейся в течение года, с учетом положений ст. 283 Кодекса.
  29. Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
  30. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  31. С.В.Разгулин
  32. 25.10.2010

Предыдущая новость - О рекомендациях по вакцинации против полиомиелита при проведении туровой иммунизации

Следующая новость - Письмо Минэкономразвития РФ от 04 октября 2010 года № Д23-3959