Письмо Минэкономразвития РФ от 12 октября 2010 года № Д23-4120
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Вопрос: Об отсутствии оснований для бесплатного предоставления в собственность граждан, а также в собственность гаражных потребительских кооперативов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых гаражными боксами, а также о порядке приобретения права собственности на указанные земельные участки.
- Ответ:
- Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу о бесплатной передаче в собственность земельного участка под находящимся в собственности гаражом и сообщает.
- Исключительное право на приватизацию земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, предусмотренное п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предполагает наличие федерального закона, устанавливающего порядок и условия такой приватизации, то есть указанная норма должна применяться в системной связи с другими нормами настоящего Кодекса или нормами других федеральных законов.
- Пунктом 2 ст. 28 Кодекса установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- Из содержания п. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 36 Кодекса.
- Пунктом 1.1 ст. 36 Кодекса в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
- Из приведенного следует, что бесплатное предоставление в собственность граждан, а также в собственность гаражных потребительских кооперативов земельных участков, занятых гаражными боксами, действующим законодательством не предусмотрено.
- В соответствии с п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица - собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
- Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень). Указанным Перечнем предусмотрено представление следующих документов:
- - документов, удостоверяющих личность заявителя или его представителя (п. п. 1 - 3 Перечня);
- - документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, для подтверждения исключительного права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Кодекса (п. 4 Перечня);
- - документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копий иных документов, удостоверяющих права (п. 5 Перечня);
- - кадастрового паспорта земельного участка (п. 6 Перечня);
- - копий документов, подтверждающих право приобретения земельного участка на определенном праве и на установленных особых условиях (п. 7 Перечня).
- Отсутствие упоминания в п. 7 Перечня какого-либо конкретного документа обусловлено многообразием случаев переоформления прав на земельный участок и подтверждающих такие случаи документов, например:
- - здания, строения, сооружения находятся в собственности религиозных организаций и имеют религиозное и благотворительное назначение;
- - находящиеся в собственности здания, строения, сооружения возведены на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- - земельные участки с расположенными на них жилыми домами приобретены гражданами Российской Федерации в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР";
- - и т.п.
- Единственной целью п. 7 Перечня является уточнение условий переоформления прав на земельный участок.
- Одновременно считаем необходимым сообщить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.12.2009 N 342-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" до 1 января 2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных, снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
- При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
- До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
- Определяющим критерием применения данных цен при выкупе указанных земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. В случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных сделок, данные лица также будут иметь право выкупить указанные земельные участки по вышеназванным ценам.
- Заместитель директора Департамента недвижимости
- М.В.Бочаров
- 12.10.2010