» » » Письмо Минфина РФ от 20 октября 2010 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 20 октября 2010 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 20 октября 2010 года № 03-03-06/2/183
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: Банк в рамках своей основной деятельности заключает своп-контракты, не обращающиеся на организованном рынке. Базисным активом сделок выступает иностранная валюта. Контрагенты - российские и иностранные юридические лица. Банк квалифицирует своп-контракты как операции с ФИСС.
  2. В соответствии с абз. 7 ст. 326 НК РФ требования (обязательства) по ФИСС, как обращающимся, так и не обращающимся на ОРЦБ, не подлежат текущей переоценке в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива.
  3. В соответствии с абз. 11 ст. 326 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений гл. 25 НК РФ.
  4. Абзац 13 ст. 326 НК РФ устанавливает, что если условиями ФИСС предусмотрено проведение промежуточных расчетов (за исключением авансов), в том числе при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями указанной сделки.
  5. Также в соответствии с п. 7 ст. 304 НК РФ полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам (требованиям) из своп-контракта учитываются при определении налоговой базы по операциям с ФИСС.
  6. Доходы (убытки) по первой (короткой) части своп-контракта банк получает и отражает в Отчете о прибылях и убытках кредитной организации (форма 0409102) до момента исполнения второй (длинной) части своп-контракта.
  7. Следует ли считать доходы (убытки), полученные по первой (короткой) части своп-контракта, как проведение промежуточных расчетов и, соответственно, в соответствии с абз. 13 ст. 326 НК РФ включать в налоговую базу по налогу на прибыль до момента исполнения второй (длинной) части своп-контракта? Либо доходы (убытки) по своп-контрактам следует учитывать только при исполнении (окончании) второй (длинной) части своп-контракта?
  8. Ответ:
  9. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при заключении своп-контракта и сообщает следующее.
  10. Порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлен ст. ст. 301 - 305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
  11. В соответствии с п. 1 ст. 301 НК РФ финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
  12. В соответствии с Положением о видах производных финансовых инструментов, утвержденным Приказом ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н, своп-договором (контрактом) признается в том числе договор, предусматривающий:
  13. обязанность одной стороны передать валюту в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность первой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора и обязанность первой стороны принять и оплатить валюту; и
  14. указание на то, что договор является производным финансовым инструментом; и
  15. обязанность стороны или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом, и (или) от фиксированных в договоре цены (цен) и (или) значения базисного (базового) актива. При этом определение обязанности каждой из сторон договора уплачивать денежные суммы осуществляется в соответствии с условиями договора на основании различных базисных (базовых) активов или различных значений базисного (базового) актива (правил определения значений базисного (базового) актива).
  16. Налоговый учет операций с финансовыми инструментами срочных сделок осуществляется в соответствии с положениями ст. 326 НК РФ.
  17. Статьей 326 НК РФ предусмотрено, что при применении метода начисления налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений гл. 25 НК РФ.
  18. При этом, если по условиям финансового инструмента срочной сделки или срочной сделки, квалифицированной как сделка на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, предусмотрено проведение промежуточных расчетов (за исключением авансов), в том числе при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями указанной сделки.
  19. Учитывая изложенное, при заключении поставочного своп-контракта налогоплательщик определяет доходы (расходы) по указанной сделке на дату ее исполнения, а также на дату проведения промежуточных расчетов. При этом передачу валюты одной стороной в собственность второй стороне сделки и оплату валюты второй стороной при исполнении своп-контракта следует рассматривать как промежуточный расчет по указанной сделке, на дату которого в налоговом учете отражаются доходы (расходы) для целей налогообложения прибыли.
  20. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  21. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  22. И.В.Трунин
  23. 20.10.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 18 октября 2010 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 28 октября 2010 года № 03-03-06