Письмо Минфина РФ от 20 октября 2010 года № 03-03-06/2/183
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Банк в рамках своей основной деятельности заключает своп-контракты, не обращающиеся на организованном рынке. Базисным активом сделок выступает иностранная валюта. Контрагенты - российские и иностранные юридические лица. Банк квалифицирует своп-контракты как операции с ФИСС.
- В соответствии с абз. 7 ст. 326 НК РФ требования (обязательства) по ФИСС, как обращающимся, так и не обращающимся на ОРЦБ, не подлежат текущей переоценке в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива.
- В соответствии с абз. 11 ст. 326 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений гл. 25 НК РФ.
- Абзац 13 ст. 326 НК РФ устанавливает, что если условиями ФИСС предусмотрено проведение промежуточных расчетов (за исключением авансов), в том числе при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями указанной сделки.
- Также в соответствии с п. 7 ст. 304 НК РФ полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам (требованиям) из своп-контракта учитываются при определении налоговой базы по операциям с ФИСС.
- Доходы (убытки) по первой (короткой) части своп-контракта банк получает и отражает в Отчете о прибылях и убытках кредитной организации (форма 0409102) до момента исполнения второй (длинной) части своп-контракта.
- Следует ли считать доходы (убытки), полученные по первой (короткой) части своп-контракта, как проведение промежуточных расчетов и, соответственно, в соответствии с абз. 13 ст. 326 НК РФ включать в налоговую базу по налогу на прибыль до момента исполнения второй (длинной) части своп-контракта? Либо доходы (убытки) по своп-контрактам следует учитывать только при исполнении (окончании) второй (длинной) части своп-контракта?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при заключении своп-контракта и сообщает следующее.
- Порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлен ст. ст. 301 - 305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
- В соответствии с п. 1 ст. 301 НК РФ финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
- В соответствии с Положением о видах производных финансовых инструментов, утвержденным Приказом ФСФР России от 04.03.2010 N 10-13/пз-н, своп-договором (контрактом) признается в том числе договор, предусматривающий:
- обязанность одной стороны передать валюту в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность первой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора и обязанность первой стороны принять и оплатить валюту; и
- указание на то, что договор является производным финансовым инструментом; и
- обязанность стороны или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося базисным (базовым) активом, и (или) от фиксированных в договоре цены (цен) и (или) значения базисного (базового) актива. При этом определение обязанности каждой из сторон договора уплачивать денежные суммы осуществляется в соответствии с условиями договора на основании различных базисных (базовых) активов или различных значений базисного (базового) актива (правил определения значений базисного (базового) актива).
- Налоговый учет операций с финансовыми инструментами срочных сделок осуществляется в соответствии с положениями ст. 326 НК РФ.
- Статьей 326 НК РФ предусмотрено, что при применении метода начисления налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений гл. 25 НК РФ.
- При этом, если по условиям финансового инструмента срочной сделки или срочной сделки, квалифицированной как сделка на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, предусмотрено проведение промежуточных расчетов (за исключением авансов), в том числе при изменении стоимостной оценки требований (обязательств) в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в соответствии с условиями указанной сделки.
- Учитывая изложенное, при заключении поставочного своп-контракта налогоплательщик определяет доходы (расходы) по указанной сделке на дату ее исполнения, а также на дату проведения промежуточных расчетов. При этом передачу валюты одной стороной в собственность второй стороне сделки и оплату валюты второй стороной при исполнении своп-контракта следует рассматривать как промежуточный расчет по указанной сделке, на дату которого в налоговом учете отражаются доходы (расходы) для целей налогообложения прибыли.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- И.В.Трунин
- 20.10.2010