Письмо Минфина РФ от 25 октября 2010 года № 03-07-11/424
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: ЗАО осуществляет торговлю товарами по почте. В этих целях оно изготавливает каталоги с информацией о реализуемых товарах, которые рассылаются путем адресной (по клиентской базе) и безадресной (через почтового агента) рассылки.
- В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. В соответствии с п. 3 ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.
- Каталоги, содержащие информацию о товарах, реализуемых ЗАО, не имеют самостоятельной потребительской ценности, не могут быть реализованы на рынке и поэтому могут использоваться исключительно в рекламных целях, то есть не являются товаром в смысле, придаваемом понятию товара в указанной норме Кодекса.
- Правомерность изложенной позиции подтверждается и судебной практикой, например Постановлениями ФАС Московского округа от 10.12.2009 N КА-А40/13309-09, от 17.07.2009 N КА-А40/6445-09, от 28.05.2009 N КА-А40/4603-09, от 01.04.2009 N КА-А40/2218-09.
- Рассылка рекламных каталогов также не может быть квалифицирована как безвозмездная передача в целях применения абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
- Во-первых, ЗАО преследует определенную предпринимательскую цель, а именно привлечение внимания к товарам со стороны потенциальных потребителей с целью их реализации. Таким образом, при передаче рекламных каталогов встречное предоставление со стороны потенциальных потребителей, которым они передаются, заключается в формировании у них спроса в отношении товара, реализуемого налогоплательщиком. Правомерность изложенной позиции подтверждается и судебной практикой, например Постановлениями ФАС Московского округа от 09.03.2010 N КА-А40/1941-10, от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09, от 26.02.2009 N КА-А40/727-09.
- Во-вторых, как уже отмечалось выше, каталоги не являются товаром в целях налогообложения, в то время как объект налогообложения указанной нормой Налогового кодекса РФ определен как "передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе".
- Следует также учитывать, что стоимость рекламных каталогов включена в состав расходов по налогу на прибыль и учтена налогоплательщиком в общей цене реализуемой продукции. Реализовав товары, себестоимость которых была сформирована с учетом расходов на изготовление рекламных каталогов, ЗАО фактически компенсирует свои затраты за счет средств покупателя, что свидетельствует об отсутствии безвозмездной передачи рекламных каталогов потребителям. Включение стоимости розданных в рекламных целях каталогов в налоговую базу по НДС означало бы фактически повторное взыскание НДС с их стоимости, поскольку стоимость реализуемых товаров определяется с включением в них стоимости рекламных каталогов. То есть операции по распространению рекламных каталогов не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, так как все затраты на изготовление каталогов включены в себестоимость товаров, реализация которых облагается НДС. Правомерность изложенной позиции подтверждается и судебной практикой, например Постановлениями ФАС Московского округа от 09.03.2010 N КА-А40/1941-10, от 06.10.2009 N КА-А40/10351-09, от 13.03.2009 N КА-А40/1354-09.
- С учетом вышеизложенного верно ли, что при передаче рекламных каталогов потенциальным покупателям объекта налогообложения по НДС не возникает?
- Ответ:
- В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении рекламных каталогов сообщает.
- Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что операции по реализации товаров на территории Российской Федерации на безвозмездной основе признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
- Согласно п. 3 ст. 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
- На основании п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.
- Таким образом, передача в рекламных целях каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 Кодекса передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., освобождается от налогообложения.
- Обращаем внимание на то, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 25.10.2010