Письмо Минфина РФ от 05 октября 2010 года № 03-07-11/388
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: О налогообложении НДС операций по выпуску материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования; о применении счетов-фактур при осуществлении операций по заимствованию материальных ценностей из государственного резерва.
- Ответ:
- В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и счетов-фактур при осуществлении операций по заимствованию материальных ценностей из государственного резерва Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
- Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.
- Пунктом 1 ст. 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе, в том числе обмен товарами, права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
- Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" заимствование материальных ценностей из государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей. При этом выпуск материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.
- Учитывая изложенное, операции по выпуску материальных ценностей из государственного резерва и их возврату в государственный резерв, по нашему мнению, следует рассматривать как операции по реализации товаров, подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
- Согласно п. 3 ст. 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании данного пункта налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупателями (получателями) имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
- Как следует из письма, при выпуске материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования выплата дохода денежными средствами покупателем материальных ценностей не производится.
- В связи с этим необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
- Таким образом, на основании вышеназванных норм ст. 161 Кодекса и ст. 153 Кодекса при выпуске материальных ценностей из государственного резерва в порядке заимствования налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет налоговыми агентами - покупателями (получателями) материальных ценностей независимо от формы проведения расчетов. При этом сумма дохода и, соответственно, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость материальных ценностей с учетом налога на добавленную стоимость.
- На основании п. 3 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии, что товары были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом, и при их приобретении он уплатил налог на добавленную стоимость в бюджет.
- Кроме того, согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
- Учитывая изложенное, одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость налоговыми агентами по приобретаемым товарам является наличие документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость в бюджет.
- Что касается применения счетов-фактур при приобретении материальных ценностей из государственного резерва, то на основании п. 3 ст. 168 Кодекса счета-фактуры составляются налоговым агентами в порядке, установленном п. п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса. При этом при их заполнении рекомендуем руководствоваться Письмом ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634.
- Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- Н.А.Комова
- 05.10.2010